DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Четвертое пришествие

Крутой герой в тёмных очках, миниган, задорный саундтрек, юмор и десятки… нет, сотни монстров на одной арене! Думаете, такое развлекало лишь в начале 2000-х, когда жанр шутер только-только развивался? Может, и да, но студия Croteam в очередной раз доказала нам, что машина времени существует и на ней можно отправиться прямиком в 2001 год! Да, «Serious Sam 4» дарит фанатам такую возможность и напоминает, каково было приходить из школы и отстреливать ненавистных клиров из могучей двустволки! Ирония лишь в том, что игра и правда на такое способна, вот только это одновременно её плюс и минус.

Начнём с того, что сюжет представляет собой приквел приквела — события SS4 развиваются за некоторое время до третьей части (BFE). Почему Croteam никак не хочет столкнуть Сэма с Менталом, главным антагонистом всей серии, вопрос большой. Итак, пришельцы атакуют Землю и подчиняют себе всё больше и больше территорий. Доходит до того, что правители становятся коллаборационистами, пропагандирующими светлое будущее под покровительством императора Арихмана (именно он захватывает Землю с благословения Ментала). Однако местное сопротивление и армия так не думают. Сэм Стоун и члены его группы ГРИА (Группа Реквизиции Инопланетных Артефактов) ведут неравные бои в Европе, и, несмотря на боевой оптимизм, остановить катастрофу им уже не под силу. К счастью, у человечества есть надежда. Оказывается, давным-давно пришельцы оставили на земле Святой Грааль, который сам по себе является могущественным артефактом, способным переломить ход войны. Осталось всего ничего — найти вещицу. На её поиски и отправляется Сэм со своими товарищами.

Несмотря на сомнительный сюжетный интерес (мы ведь прекрасно знаем, что будет с Землей?), сценаристы попытались сделать акцент на персонажей, которые вместе с Сэмом пройдут нелёгкий путь до нелёгкой победы. Ведь если раньше бравый герой действовал в гордом одиночестве (не считая второй части, где ему помогали аборигены), то теперь периодически с ним бегают бравые товарищи, которые не упускают возможности пустить пару-другую шуток, да и стреляют не хуже нашего протеже. При этом каждый из героев обладает собственным характером, который имеет свойство меняться на протяжении всей истории, что немудрено в контексте происходящей вокруг вакханалии. Но какой-то особой интриги вокруг их судеб нет - просто вспомните события приквела. И ведь в этом даже есть свой драматический накал, когда Сэм с большим трудом движется к цели, но неизбежно теряет верных товарищей. Если принять тот факт, что в следующей по хронологии игре Земле всё равно наступит конец, то перед нами довольно неплохая реконструкция упадка человечества. Когда выжившие сражаются из последних сил, чтобы закончить войну в свою пользу, на сердце становится тяжело…

Теперь оставим в покое сюжет и перейдём к главным техническим деталям. На первый взгляд SS4 кажется каким-то любительским модом на BFE. И правда, сходства больше, чем различий — тот же интерфейс, те же пушки, разве что с парой-тройкой новых деталей, те же монстры, за исключением пары новых, то же окружение, та же графика с минимумом серьёзных нововведений… Такое чувство, что Croteam сваяла игру за какие-то жалкие полтора-два года чисто на фрилансе или в свободное время на выходных. А ведь мы знаем, что между BFE и этой игрой прошло не много не мало семь лет — довольно большой срок для решительного шага вперёд! Но о технических проблемах и недостатках поговорим потом, а пока надо сказать, что нововведения все-таки есть, и их немало. Да, внешне SS4 — копирка удачного триквела, но чем дальше в лес, тем больше осознаешь, что перед тобой совершенно новая игра.

И в этом плане Croteam затронула практически всё, вплоть до геймплея. Начнём с того, что впервые в серии появились дополнительные миссии. Как правило, это задачки в духе “Найди А, уничтожив при этом 1000 монстров” — довольно затратные по времени и силам, но с неплохой наградой: либо новая крутая пушка, либо дополнительная способность. Так что если хотите уже на втором уровне почувствовать себя непобедимым, то не поленитесь свернуть вон в тот закуток, за которым лежит просторное поле с кровожадными монстрами.

Также знаковой новинкой стали “Артефакты”. По сути это предметы, которые дают на время какую-либо способность, заметно облегчающую прохождение: ярость, замедление времени, психогаз, чтобы враги убивали друг друга, голографический клон и даже “воскрешение”. Звучит здорово, однако, чтобы найти их, придётся попотеть — в духе серий на уровнях полным-полно секреток, найти которые не очень-то просто. Но если вы хотите облегчить грядущий бой, то, пожалуйста, будьте внимательны.

Третьей фичей стала прокачка персонажа. Увы и ах, но в современном мире без этих плюшек никуда, даже Croteam — сторонникам олдскула — пришлось поддаться этой волне. Суть её проста: находите на уровне специальный магический шар, и у вас есть возможность выбрать одну полезную способность, будь то перезарядка во время бега, способность собирать плюшки с убитых монстров, точное прицеливание или больший урон. Но самое главное — это возможность взять пушку и в другую руку! Вот за что стоит поблагодарить разработчиков. Да, этим уже не удивить современного игрока, но, поверьте, когда во время насыщенного боя вам выпадает случай вытащить вторую двустволку или миниган (!), то динамика и адреналин возрастают в геометрической прогрессии, а монстры из серьёзных противников превращаются в натуральный фарш. При этом можно бегать не только с двумя одинаковыми стволами, но и с двумя совершенно непохожими. Миниган в левой руке, двустволка в правой! Круто?! Впрочем, словами это не описать, но поверьте — без этой фишки четвёртая часть уже не была бы такой интересной.

И да, разработчики не поскупились и позволили Сэму управлять настоящей мехой! Только представьте себе эту махину, которую тяжело поцарапать и которая шпигует каждого встречного монстра пулемётной или ракетной очередью! Жаль лишь, что такие встречи редки — всего три раза за всю игру.

Но самое главное — бои стали куда более насыщенными. Разработчики не соврали, заявив, что игроков ждут аж 1000 монстров на открытой местности — и это не красивые слова. На первых двух уровнях вас ждёт стабильный шутер с небольшим набором чудовищ с редкими аренами, но уже на них вам придётся как следует побегать. А вот когда вы попадаете на открытые карты, тут ждёт совершенной иной Сэм.

Вообще открытые пространства — это и хорошо, и плохо. Хорошо, что вас ждут около десяти километров лесов, полей, ручьёв и холмов — всё красиво, всё цветёт, кажется, что запах свежей травы льётся через монитор. Да и монстров тут хоть отбавляй. А если ещё найти какой-нибудь транспорт — мотоцикл или комбайн, — то держитесь!

Но плюсы вряд ли перевесят существенные минусы такого нововведения. Во-первых, в этом огромном пространстве делать совершенно нечего. Исследовать домики, собирать редкие патроны, откликаться на единичные дополнительные миссии и долго-долго идти к заветной цели. Причём в восьмидесяти процентах случаев придется бродить на своих двоих через всю карту! И чудища, что возникают перед носом каждые сто метров, уже не сколько веселят, сколько раздражают, хотя бы потому, что убивать их практически нечем — у вас отберут всё оружие, а патронов для пистолета катастрофически мало на такую буйную толпу. Стоит ли говорить, что игра в эти моменты начинает заметно притормаживать?

Ну и, конечно, как бы вы ни старались обращать внимание на многочисленные бои, нельзя не заметить тот факт, что игра технически застряла году этак в 2001-м. Здесь печально всё — деревянные анимации, уродливые модели людей, физика транспорта, ИИ, который любит застревать у каждого камня. Плюс Сэм магическим образом умеет проходить сквозь столбы, деревья и людей — да человек ли он?! А уж смотреть многочисленные ролики, где дёрганые болванчики с выпученными глазами еле-еле двигают ртом, просто смешно. Ладно бы на дворе был 2010 год — простим и забудем. Но не в 2020-м, когда технологии в играх сделали мощный рывок вперёд. Тут и правда закрадываются неприятные мысли по поводу бюджета проекта.

Если говорить в целом, то Serious Sam 4 — всё-таки противоречивая игра. С одной стороны, это просто радость для фаната: куча монстров, пушек, адреналин, кооператив и задорные мелодии, всё как в 2001 году. С другой — это технически отсталый и лишённый каких-либо цепляющих моментов проект. Все нововведения в серии уже давно кочуют из игры в игру, и рядового геймера этим уже не удивить. А уж проходить историю, которая мало развивает хронологию, и вовсе не хочется — дайте нам уже Сириус или Ментала, и покончим с этим!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)