DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Другой агнец

Приди ко мне / The Other Lamb

Ирландия, Бельгия, США 2019

Жанр: триллер, драма, ужасы

Режиссер: Малгожата Шумовска

Сценарий: К. С. Маккаллен

В ролях: Рэффи Кэссиди, Михиль Хаусман, Мэллори Адамс, Келли Кэмпбелл, Ив Коннолли, Изабель Коннолли

Похожие фильмы:

В заповедном лесу живет община, состоящая из женщин. Они поклоняются единственному мужчине, которого называют Пастором (Михиль Хаусман из «Призраков дома на холме»), он же Муж, Отец и Святой дух в одном лице. Вся жизнь женщин сконцентрирована на нем, в общине есть жены (одетые в красное) и дочери (одетые в синее). Юная Села (Рэффи Кэссиди из «Вокс люкс») родилась в лесной секте, и другая жизнь ей неведома. Но устоявшиеся порядки постепенно начинают казаться Селе неверными, ведь она видит, как старых жен лишают внимания и вовсе забывают. А молодые дочери унижаются в попытках быть угодливыми и покладистыми, дабы представлять ценность для Пастора. Постепенно у Селы назревают крамольные мысли.

Малгожата Шумовска — постановщица родом из Польши, которая снискала славу на Берлинским кинофестивале: Гран-при за ленту «Лицо» (2018) и режиссерский приз за «Тело» (2015). «Приди ко мне» — первый англоязычный фильм, который уже успели окрестить «феминистским манифестом», но это не совсем точное определение. Гендерные исследователи сравнительно недавно начали анализировать четвертую волну феминизма, которая все еще не обладает единой концепцией, лишь вбирает в себя множество феминистских идей ХХ века. Поэтому стоит полагать, что фильм Шумовской — один из многих манифестов, созданных как реакция на события прошлого и настоящего.

Итак, фильм рассматривает патриархальные мифологемы: присутствует и религиозный ритуал подчинения женщины мужчине, и деревенский миропорядок, где отец или муж восседает во главе стола и единолично контролирует семейные взаимодействия. Ощущение дискомфорта и тревожности создается с помощью визуальных образов: красные и синие платья жен и дочерей соответственно, деревья, опутанные веревками, словно паутиной, как метафора запутанности лжи Пастора, мертвые ягнята и повторяющийся крик Селы в темноте. И поначалу побег из деревянного дома невозможен: лес вокруг пугает неизвестностью, к тому же порядки в секте суровые, а изолированность поработила девушек главным образом не физически, а ментально. Для большинства из них Пастор — благодетель, путеводная нить и спасение от порочности внешнего мира.

И единственная погрешность заключается в образе главной героини, молодой дочери, вступившей в период взросления, который густо отмечен первой менструальной кровью, монтажно сопоставленной с кровью убитого агнца. Многие события, происходящие в патриархальной общине, заставляют Селу бунтовать: во время менструации девушка считается «нечистой» и ее изолируют от остальных, Пастор дефлорирует одну девушку за другой, тем самым утверждая право на мужскую полигамию, а женщины общины становятся все несчастнее.

Оригинальное название «Приди ко мне» — The Other Lamb — отсылает к агнцу Бога. Овцы метафорически сравниваются с образом покорной женской паствы, а ягненок — с жертвой мужчины-охотника.

Сценаристка Кэтрин С. Маккаллен через образ Селы показала эволюцию женской эмансипации от зарождения сомнений в устоявшемся патриархальном укладе до радикальных действий. Сценарно получилось масштабное высказывание, которое прекрасно чувствует себя в обагренных кровью рамках хоррора, становясь еще более громким и внушительным. Постоянный оператор Шумовской Михал Энглерт живописует завораживающе мрачные виды, подчеркивая физическую закрытость общины и поэтический символизм видений Селы. Также можно заметить и нотки «Антихриста» (2009), где Шумовска была в числе продюсеров. Фильм исследует сразу несколько тем: историческую, социальную, религиозную и гендерную.

Примечательно, что слово, которое Шумовска превратила в имя главной героини (Selah), часто встречается в псалмах. По смыслу оно аналогично «аминь», что можно интерпретировать как призыв остановиться и задуматься. Так и Села символически отбирает у Пастора роль сказителя, давая женщинам возможность переосмыслить устоявшийся порядок, знакомя их с важной историей о сестринстве.

Малгожата Шумовска не изобличает, но показывает через символы, метафоры и ощущение дискомфорта от неправильности происходящего архаичность патриархального уклада, где мужчина — Пастор-осеменитель, а женщины — испуганные раболепные овечки. Постановщица имеет все шансы войти в ряды хоррор-визионеров: она отдает предпочтение метафорическому и визуально-поэтическому стилю повествования, отчего мораль, быть может, кажется прямолинейной, а вариативность интерпретаций сюжета остается за скобками, но мрачное и тревожное зрелище Шумовской создать определенно удалось.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Парфенов М. С. 28-07-2020 23:27

    Не могу сказать, что фильм плох. Скорее я бы оценил его как такую средней руки драму.

    Учитываю...