Ведьма / The Witch: A New-English Folktale
Год: 2015
Страна: США
Режиссер: Роберт Эггерс
Сценарий: Роберт Эггерс
Жанр: ужасы, мистика
В ролях: Аня Тейлор-Джой, Ралф Айнесон, Кейт Дики, Харви Скримшо
Похожие фильмы:
- «Повелители Салема» (2013)
- «Последнее изгнание дьявола» (2010)
- «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999)
Бога нет. В этом все больше убеждают нас, детей двадцать первого века. Как ни таращатся телескопы, не могут разглядеть в небесах ничего, кроме бескрайней черноты. Те, кто вернулся с того света или разговаривал с ангелами, теперь выступают на канале «НТВ» или в «Битве экстрасенсов». Мы говорим, что бога нет, и в то же время поклоняемся науке и ее плодам. Наши храмы сделаны из железа, стекла и бетона, мы прикасаемся к экранам смартфонов, словно к святыням, но еще пара веков, и мы сами устремимся ввысь, чтобы стать новыми небожителями.
Таков век нынешний. А был ли бог раньше, во времена, когда дома освещали свечами? Ответить на этот вопрос взялся молодой режиссер Роберт Эггерс, в результате чего появился фильм «Ведьма: История Новой Англии». В центре внимания оказалась семья, которая из-за религиозных распрей решила отколоться от общины и пожить отдельно, около леса. Вильям, Катрин и их дети очень набожны, они замаливают каждый проступок, даже греховную мысль. Вот только не знают они, что в дремучей чаще притаилось зло, перед которым меркнет все святое.
Серая палитра с самого начала настраивает на депрессивный лад. День похож на сумерки, ночь разбавлена скудным огнем свечей – тьма смешивается со светом так, что уже не отличишь одно от другого. Сознательно или нет, Эггерс играет символами: ведь и с благочестивыми поселенцами не все в порядке. Потаенные страхи, злость, взаимные подозрения и упреки высвобождаются наружу, как только пропадает самый невинный и беззащитный член семьи. Одни грешат на волка, другие – на старшую из девочек, Томасину. Как нарочно, всегда, когда происходит очередное несчастье, та оказывается рядом. Собственная родня начинает подозревать ее в ведьмовстве. А беды наваливаются одна за другой: гибнет урожай, животные начинают вести себя странно, а потом пропадает второй ребенок...
Актерский каст подобран идеально. Большую часть внимания и экранного времени забирает юная Аня Тейлор-Джой, для которой «Ведьма» стала дебютом в большом кино. Девушке с ее внешностью как нельзя лучше подходят роли в исторических фильмах. Хорош и Ралф Айнесон, играющий сурового и нелюдимого главу семейства, и Кейт Дики, из которой убедительно вышла мать, от горя сходящая с ума. Харви Скримшо до поры, до времени выделяется разве что мрачным выражением лица, но есть одна сцена с его участием, которая заставит сердца сжаться. Одним словом, малоизвестные актеры справились на «ура». Но стоит признать, что приз зрительских симпатий в «Ведьме» достанется-таки животным. Вряд ли где еще встретится такое кино, в котором обычный кролик будет выглядеть безумным и опасным. Что касается Черного Филлипа, то даже посвященные ему стишки беспечных близнецов становятся все более зловещими. Судите сами:
Черный Филлип, Черный Филлип,
Корона от ушей.
Черный Филлип, Черный Филлип
За нянькой замужем.
Прыг через ограду, в стойло головой,
Черный Филлип, Черный Филлип,
Вот такой король.
И дальше:
Черный Филлип, Черный Филлип,
В небе, на земле,
Черный Филлип, Черный Филлип,
В море, на песке.
Все мы твои люди, слуги по нужде,
Черный Филлип скушал льва в львином логове.
(перевод Николая Иванова)
Эггерсу удалось создать тягучую, липкую атмосферу ужаса, и каждая сцена лишь топит зрителя в этом кошмаре. Эггерс не из тех, кто долго запрягает: первый страшный эпизод мы увидим в первые десять минут. Однако и погоняет режиссер еле-еле, не спеша переходит на рысь. С одной стороны, каждый персонаж хорошенько помучается перед тем, как отдать душу дьяволу, с другой – кому-то покажется, что сюжета в «Ведьме» попросту нет. Сценарий не подразумевает интриги или лихих финтов, суть сводится к одному: люди поселились там, где не стоило – им не повезло. Какое разочарование для тех, кто привык к неожиданным концовкам!
Злодейка, о которой заявлено в заглавии, почти не присутствует в кадре. Фильм не стремится к разудалой балаганности, как это было в «Последнем охотнике на ведьм» с Вином Дизелем, а напротив, стремится отойти от нее. Виновницам нечестивого торжества здесь уделили едва ли пару минут экранного времени. Но их влияние ощущается везде: в гибнущем урожае, в странном поведении животных, в молитвах, что обретают эротический подтекст.
Каждый эпизод, каждый выверенный кадр оператора Джарина Блашке работает на то, чтобы вызвать страх. Этому способствует и саундтрек Марка Корвена, ранее озвучивавшего «Куб» и «Сумеречную зону». Не зря Стивен Кинг сказал, что фильм напугал его. Эггерс так увлекается созданием леденящей атмосферы, что порой забывает не только о сюжете, но и о ружьях, которые так и не выстреливают. Из-за этого многие эпизоды выглядят незавершенными. Взять хотя бы тот, где Томасина вспоминает, что не покормила коз, направляется в хлев и видит кролика. Поневоле ожидаешь увидеть хотя бы реакцию со стороны девушки и логическое завершение сцены, но нет, начинается новый эпизод. Ближе к концу фильм распадается на фрагменты, которые весьма условно стыкуются друг с другом. Некоторые вопросы так и повиснут в воздухе, хотя вероятно, что режиссер ответит на них в сиквелах. Но прежде ему придется снять ремейк «Носферату».
Эпоха Новой Англии того времени воссоздана блестяще, вплоть до староанглийского, на котором общаются персонажи. Не стоит удивляться, что герои все время молятся – тогда люди были религиознее, чем сейчас. Но и в этом мире бога нет. Лишь дьявол безраздельно властвует над грешными душонками.
Комментариев: 0 RSS