DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Гизмо, кака!

Гремлины / Gremlins

США, 1984

Жанр: ужасы, черная комедия

Режиссер: Джо Данте

Сценарий: Крис Коламбус

В ролях: Зак Гэллиган, Фиби Кейтс, Хойт Экстон, Кори Фельдман, Дик Миллер

Похожие фильмы:

Отличный веб-сериал «After Hours» в свое время предложил крайне любопытную трактовку «Гремлинов» как метафоры пубертата. Могвай начинает свою жизнь очаровательным пушистым существом, мутируя в склизкое мерзкое нечто, обожающее кутежи и разврат. Триггером становится кормежка после полуночи — то есть момент, когда подросток начинает сам управлять своим временем. И чудесный Гизмо, желая навечно остаться беззаботным ребенком, решает эту проблему крайне радикальным способом — помогает с особой жестокостью истребить каждую взрослую версию самого себя! Если данная теория кажется вам притянутой за уши и на удивление мрачной — то просто вспомните, что в «Гремлинах» есть одна история про Санта-Клауса в дымоходе!

Крис Коламбус, которого сейчас помнят в основном как режиссера «Один дома» и первых двух «Гарри Поттеров», начал свою карьеру как сценарист, подарив зрителям три фильма, ставших непреходящей классикой подросткового кино 80-х: «Балбесы», «Молодой Шерлок Холмс» и, конечно же, «Гремлины». По нынешним меркам ни на один из этих фильмов детей бы не пустили, но даже в этой триаде «Гремлины» выделяются. До сих пор сложно понять, с чем мы имеем дело — с чернейшей комедией, мимикрирующей под рождественскую сказку, или наоборот?

Сюжет фильма (если вдруг еще остались люди, которые его не знают) прост: отец семейства покупает в подозрительной китайской лавочке рождественский подарок для своего сына. Подарком оказывается могвай — милейшее существо, которое обладает зачатками речи, чудесно поет и обожает смотреть телевизор. Только в комплекте с питомцем поступают и три строгих правила: не подставлять могвая под солнечный свет, не мочить водой и не кормить после полуночи. Естественно, рано или поздно наставления будут нарушены и на сцену выйдут они — жуткие рептилоидные гремлины, которые устроят городку Кингстон Фоллз веселенькое Рождество.

Первым, что удивит нового зрителя (или того, кто много лет не пересматривал «Гремлинов»), станет темп — фильм идет 100 минут и кочегарится очень медленно. Первые 50 минут мы знакомимся с главными героями, а будущие гремлины ведут себя вполне спокойно. Протагонистом в данном случае является Билли — простой паренек, которому не повезло с «изобретательным» папкой и который вынужден работать в банке, чтобы поддерживать семью. У него есть собака (которую хочет убить пожилая клиентка), юношеская любовь к коллеге и, с появлением Гизмо, куча проблем.

Второе, к чему зритель может оказаться не готов, — это градус жестокости. События резко набирают обороты во второй половине, что сказывается и на растущем числе трупов. И если миссис Дигл получает по заслугам, то сцена убийства пожилой пары оказывается крайне неожиданной, как и невероятная эффективность мамы главного героя по очистке дома от гремлинов с применением кухонной утвари (в изначальной версии сценария последнее оставшееся существо должно было отгрызть ей голову, но, к счастью, съемочная бригада быстро одумалась). Ну, и куда же без монолога девушки Кейт о том, почему она не любит Рождество, а Санта-Клауса не существует. Не зря «Гремлины» и «Индиана Джонс и Храм Судьбы» (тоже бодренькое детское кино, где у жертв вырывали сердца под замогильное «Кали-Ма», которое явно добавило кошмаров юным зрителям) стали причиной появления в США нового возрастного рейтинга PG-13.

Сейчас сложно представить креативную команду мощнее, чем та, что стояла за «Гремлинами». Простое перечисление создателей — это уже практически энциклопедический словарь «Кто есть кто в Голливуде 1980-х». О сценаристе Коламбусе написано выше. Режиссер Джо Данте — гениальный автор ехидных и изобретательных хорроров (в частности «Воя»). Композитор — великий Джерри Голдсмит. Продюсер (и креативный надсмотрщик заодно) — сам Стивен Спилберг. Бывает, конечно, что у семи нянек дитя остается без глаза, но не в этом случае. Судя по рассказам со съемочной площадки, «Гремлины» — редкая история, когда творцы с максимальным уважением относились друг к другу, в результате чего зрители имеют фильм, в который и режиссер, и сценарист, и продюсер привнесли только лучшие идеи, не выясняя, у кого больше творческое эго. Не говоря уже о том, что все трое щедро раскидали по фильму отсылки к любимым с детства черно-белым ужастикам вроде робота из «Запретной планеты» или «Вторжения похитителей тел» по телевизору.

С актерским составом «Гремлинам» тоже повезло. Зак Гэллиган в роли Билли смотрится максимально уместно, хотя по ходу фильма и становится понятно, почему его ждала судьба других красавчиков из 80-х вроде Роба Лоу или Майкла Паре, которые так и не выбились в суперзвезды: харизмы и актерского таланта ему все же не хватает (хотя он и отметился в еще одной культовой франшизе «Музей восковых фигур»). Зато очаровательнейшая Фиби Кейтс напоминает, почему была героиней влажных снов подростков того десятилетия (и, с актерской точки зрения, вытягивает тот самый монолог про Санта-Клауса). Джадж Рейнхольд в роли скользкого банковского служащего крадет обе сцены, в которых появляется (опять же, в первоначальной версии его было больше и он даже помогал Билли бороться с Гремлинами, но его персонажа практически вырезали из итогового фильма). Радует одной из первых ролей Кори Фельдман (который раскроется в «Пропащих ребятах» и шедевральном «Останься со мной» по Стивену Кингу). Да и весь старший актерский состав выглядит роскошно — хотя, как и во многих других фильмах подобного жанра, взрослые тут получаются довольно неприятными личностями (от школьного преподавателя, которому гремлин сделает ням-ням, до уже упомянутого папы-изобретателя Ренделла).

Но главные звезды фильма — это, конечно же, могваи и гремлины. Если бы «Гремлинов» снимали сейчас — они бы утратили львиную долю очарования. На что изобретательны и милы дизайны существ в, скажем, «Фантастических тварях», но у зрителей все равно остается ощущение их искусственности — как бы ни были развиты компьютерные спецэффекты, они все же крадут ощущение чуда и физического присутствия, ведь нарисовать в современных программах можно все что угодно. Гизмо и гремлины здесь — это куклы, приводимые в движение аниматроникой и покадровой анимацией. И они просто потрясающие! Фильм уделяет минут десять общего хронометража просто сценам, где гремлины валяют дурака — особенно в баре «У Доррис» и кинотеатре на просмотре «Белоснежки». Опять же, сложно сказать, кому пришли в голову все их ужимки, были ли они в изначальном сценарии или придумывались в процессе съемок, но «Гремлинов» нужно посмотреть хотя бы из-за этих моментов.

Есть ли у фильма недостатки? Они минимальны. Возможно, «Гремлины» выиграли бы от сокращения минут на десятт (финальная погоня в супермаркете получилась затянутой, а сцены с Рендаллом на конференции изобретателей и по дороге домой — и вовсе ненужными для сюжета). Возможно, кого-то отпугнет стиль 1980-х и контраст между рождественской атмосферой и черным юмором. Ну, и всегда нужно держать в уме индивидуальные пристрастия. Но то, что «Гремлины» — это классика «ужастиков», заслуженно занимающая место в пантеон, — безусловно! Это тот редкий случай, когда создателям удается выдержать правильный баланс между качественно сделанными страшилками и действительно смешным юмором. Стоит ли смотреть фильм, если по какой-то причине пропустили? Да! Стоит ли пересматривать, если забыли? Однозначно да! Стоит ли показывать детям до 13? А вот это уже вопрос!

P.S. от несуществующей американской версии «DARKER»: Если открывающая рецензию пубертатная теория показалась вам странной, то помните, что в первую очередь она была шуточной. А хотите настоящую? «Гремлинов» нужно отменить, так как они представляют собой высмеивание афроамериканских стереотипов: зеленые существа жрут курочку из KFC голыми руками, слушают «черную» музыку, танцуют брейк, по-негритянски одеваются, шмаляют во все стороны из оружия и пристают к бедной белой девочке! А кто становится первой жертвой фильма? Правильно, еще один афроамериканец! Поэтому НЕ СМЕЙТЕ СМОТРЕТЬ «ГРЕМЛИНОВ»!

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Eucalypt 20-01-2022 16:46

    Гремлины — идеальное новогоднее кино. Прекрасный фильм! Спасибо за напоминание.

    Учитываю...
  • 2 Анатолий 20-01-2022 14:17

    Отличная рецензия, и заканчивается угарно))) Но поправочка: пожилая пара выжила, чтобы вернуться в сиквеле.

    Учитываю...