DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Грязь и кровь

Огонь / Le Feu (роман)

Автор: Анри Барбюс

Жанр: военная проза, реализм

Издательство: Художественная литература

Год издания: 1935, 1967 (оригинал — 1916)

Перевод: В. Парнах

Похожие произведения:

  • Эрнст Юнгер «В стальных грозах» (мемуары)
  • Максим Горецкий «На империалистической войне» (повесть)
  • Исаак Бабель «Конармия» (авторский сборник)
  • Эрих Мария Ремарк «На западном фронте без перемен» (роман)
  • Кормак Маккарти «Кровавый меридиан» (роман)
  • Густав Хэсфорд «Старики» (роман)
  • О, если бы шагал ты за фургоном,

    Где он лежал — притихшим, изнуренным,

    И видел бы в мерцании зарниц,

    Как вылезают бельма из глазниц,

    И слышал бы через колесный скрип,

    Как рвется из гортани смертный хрип,

    Смердящий дух, горчащий, как бурьян,

    От мерзких язв, кровоточащих ран —

    Мой друг, ты не сказал бы никогда

    Тем, кто охоч до ратного труда,

    Мыслишку тривиальную одну:

    Как смерть прекрасна за свою страну!

    Уилфред Оуэн

    (1883-1918)

    Литература двадцатого века отметилась расцветом военного жанра, что немудрено. Только за первую половину столетия мир содрогнулся от двух мировых войн, величайших и кровопролитнейших в человеческой истории. Войн, жертвы которых исчислялись миллионами. Войн, утопивших само понятие человечности в крови и окопной грязи.

    Войны плотно вошли в жизнь, отразившись в искусстве. Бесповоротно повлияли на живопись, музыку, кинематограф и, конечно же, литературу. «Потерянное поколение», «окопная стихи», «лейтенантская проза» — все эти понятия не пустой звук для людей знающих и заинтересованных.

    Французский писатель Анри Барбюс немного выбивается из общей когорты литераторов, переживших сражения Первой мировой и воплотивших в литературе личный военный опыт. Ремарк, Хемингуэй и Юнгер ушли на фронт молодыми людьми, вчерашними школьниками. Война растоптала их мечты и прежние взгляды, швырнула в лицо пригоршню боли и тяжелых потерь. Оставила с тяжелым посттравматическим синдромом. В отличие от них Барбюс оказался в окопах уже зрелым и состоявшимся человеком. В сорок один год он записался добровольцем во французскую армию. В 1915-м был тяжело ранен и комиссован, награжден военным крестом и союзной медалью победы. В окопах вел дневники, которые позже, уже в госпитале, были переработаны в самое известное произведение автора — масштабный художественно-публицистический, антивоенный и революционный роман «Огонь», опубликованный уже в 1916-м. За него Барбюс был награжден Гонкуровской премией.

    На момент выхода книга произвела колоссальный эффект на общественность Франции. В то время французская армия задыхалась под Верденом, впереди маячил провал весеннего наступления 1917-го, прозванного «Мясорубкой Нивеля», после которого на фронтовых дорогах Франции в качестве горькой и жестокой шутки появятся указатели со словом «Скотобойня». Можно сказать, что роман вышел в нужное время.

    Окрыленный успехом, Барбюс продолжит активную гражданскую деятельность. Будет выступать с антивоенными речами, в праведном гневе показывая публике полученные на войне раны. На свои деньги организует фонды помощи ветеранам и инвалидам, солдатским вдовам и сиротам. Под впечатлением от прогремевшей в России революции вступит во французскую коммунистическую партию, станет одним из ее активистов. Уже после войны, в 1919-м напишет второй антивоенный роман «Ясность», вольное продолжение «Огня».

    С Советской Россией у Барбюса сложились тесные отношения. Писатель был желанным гостем у партийной верхушки, вел долгую переписку с Максимом Горьким, предисловие которого вошло в официальное советское издание «Огня». Часто бывал в СССР с рабочими поездками. Умер Анри Барбюс в Москве в 1935-м году, когда работал над биографией Сталина. Именно ему принадлежит популярное в те годы выражение: «Сталин — это Ленин сегодня». Что интересно, многие публицистические произведения Барбюса о России, статьи и очерки о строительстве социализма позже попали в СССР под негласный запрет. Во многом из-за того, что немало упомянутых там деятелей были репрессированы и объявлены врагами народа.

    К слову, роман «Огонь» является скорее исключением из общего творчества и деятельности Барбюса. На родине, во Франции, он известен в первую очередь как антивоенный активист, политический и гражданский деятель. До войны он работал журналистом в нескольких изданиях, писал лирические стихи и сентиментальные рассказы, самым известным из которых является «Нежность» — история любви и многолетней переписки двух людей, которые не могут быть вместе. Первые романы автора «Умоляющие» и «Ад» особого успеха не сыскали и сейчас известны лишь критикам и литературоведам.

    «Огонь» же — произведение тяжелое, свирепое и громогласное, как крупнокалиберный снаряд, разорвавшийся в цепи вражеских окопов. Он повествует о тяжелых буднях простых французских солдат на передовой. Голод, страх, жестокие офицеры, потери, стремительные и кровопролитные бои — всего этого на страницах с избытком.

    Жанр романа — суровый, грязный реализм. Автор с макушкой макает читателя в грязь и кровь, в холодную окопную жижу. Но делает это без злобы, надрыва и лишнего морализаторства. Тихо и спокойно. Вот, смотри, мол, я там был. Этому способствует язык романа, сухой и емкий, близкий не художественной прозе, а скорее публицистике или журналистскому расследованию, статье. Повествование делится на небольшие главы и короткие эпизоды, отсекает все лишнее, оставляя только нужное, благодаря чему роман дышит динамикой и энергией; ведется оно от первого лица, но автор не персонифицирован. Он не называет себя по имени — одно только безликое «я».

    Несмотря на реализм, остается простор для недосказанности и метафоричности в духе французских экзистенциалистов. Война здесь — глобальная мясорубка, всемирная бойня, где нет ни правых, ни виноватых. Страдания тела — ничто по сравнению со страданиями духа. Души людей черствеют, сами они все больше озлобляются к врагу, друг к другу и к самим себе. Солдаты боевых частей издеваются и жестоко подшучивают над своими собратьями из инженерных отрядов, рабочих и санитарных бригад, считая их трусами и бездельниками.

    Боги войны, ангелы смерти здесь — это бойцы колониальных войск, зуавы и иностранные легионеры, оторванные от далекого родного дома и присланные в качестве пушечного мяса отстаивать интересы белых хозяев. У них вообще нет повода для жалости и сострадания.

    «Это черные, коричневые, бронзовые черти; некоторые из них суровы; они молчаливы, страшны, словно капканы. Другие смеются; их смех звенит, как странная музыка экзотических инструментов; сверкает оскал зубов.

    Зрители пускаются в рассказы о свойствах этих "арапов": об их неистовстве в атаках, их страсти к штыковым боям, их беспощадности. Повторяют истории, которые африканцы охотно рассказывают сами, и все почти в тех же выражениях и с одинаковыми жестами: "Немец поднимает руки:

    "Камрад! камрад!" — "Нет, не камрад!" И мимически изображают штыковой удар: как штык всаживают в живот сверху и вытаскивают снизу, подпирая ногой.

    Один сенегальский стрелок, проходя мимо нас, слышит, о чем мы говорим. Он смотрит на нас, улыбается во весь рот и повторяет, отрицательно качая головой: "Нет, не камрад, никогда не камрад, никогда! Рубить башка!”»

    В этом видится главная трагедия войны. Человек лишается человеческого. Теперь главная радость для него — это выпустить кишки зазевавшемуся бошу.

    Только на перевязочном пункте раненые, искалеченные солдаты снова обретают утраченную человечность. Помогают и поддерживают друг друга, проникнувшись всеобщим страданием. Именно «Перевязочный пункт» является самой тяжелой, страшной и пронзительной главой романа. Укрытая тканью, замаскированная земляная яма представляется настоящим филиалом ада. Здесь плотный воздух смердит смертью и гангреной. Здесь умирающие солдаты исповедуются в грехах и дарят выжившим свои имена.

    Финал романа пацифистский, почти по-библейски масштабный. Сильный дождь затапливает окопы по обе стороны. Чтобы не утонуть в грязи, французы и немцы выбираются наверх. Смотрят на себя, на мир и не могут поверить, что все еще живы. Как слепые, обретшие зрение.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)