DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Кафкианский мрак

Господин Дьявол / Il signor Diavolo

Италия, 2019

Жанр: ужасы, психологическая драма

Режиссер: Пупи Авати

Сценарий: Пупи, Антонио и Томазо Авати

В ролях: Габриэль Ло Джудиче, Филиппо Франкини, Чезаре Кремонини, Массимо Бонетти

Похожие фильмы:

Пупи Авати – это такой незаметный мэтр итальянского кино. Работает уже больше 50 лет, начав с классических «джалло» (например, эталонный «Дом со смеющимися окнами»), с годами он перешел на социальные и психологические драмы, однако нет-нет да возвращается к своим хоррорным корням, естественно, привнося в жанр наработанные драматические элементы.

«Господин Дьявол», его работа 2019 года, вызвала довольно большой ажиотаж в родной Италии и была выкуплена для международного проката, что с фильмами Авати происходит довольно редко. Зрителей завлекают любопытным сюжетом: молодой полицейский расследует дело подростка, который убил своего сверстника и утверждает, что на самом деле разделался с Господином Дьяволом. Однако если из описания вы уже ждете детективного хоррора или отсылок к «Изгоняющему дьявола» или «Обряду», то зря.

Начать стоит с того, что прокатчики умалчивают, что дело происходит в начале 1950-х. «Свинцовые годы» в Италию уже не пришли, однако послевоенное соперничество «христианских демократов» (правящей партии) и коммунистов в самом разгаре. Расследования инцидента, в классическом смысле, нет – герой, Фурио Моменте, не полицейский, а скромный чиновник министерства внутренних дел, «маленький человек» из классических романов, винтик огромной системы. Он не должен «раскрыть убийство». Его задача – замять скандал и не допустить, чтобы провинциальное мракобесие (монашки и ризничий из местной церкви, пользуясь впечатлительностью мальчика и неприятными совпадениями, убедили будущего убийцу в том, что сумасшедший сын местной аристократки и вправду дьявол) бросило тень на главную политическую партию в Италии.

Пупи Авати снимает «Господина Дьявола» с характерным для 80-летнего кинопатриарха «пофигизмом» к зрительской аудитории. Фильм длится меньше полутора часов, но по ощущениям ближе к пятичасовому «Сатанинскому танго» Белы Тарра. Открывается он жутковатой сценой детоубийства, а следующие 2 минуты мы наблюдаем титры на фоне лужи крови. Условно фильм можно разделить на две половины: первые 45 минут мы наблюдаем за трактовкой событий от лица маленького убийцы, основываясь на его показаниях, почле чего следуем за Моменте, который встречается с участниками дела и пытается восстановить реальную картину. Постепенно молодой человек сам попадает под действие местных суеверий и начинает верить в легенды о дьявольщине.

«Господин Дьявол» снят неуютно – это лучше слово, способное описать фильм. Это относится и к редким сценам ужаса и насилия, и к бытовым. Дело тут в освещении (палитра фильма выкручена чуть ли не до монохрома), в ракурсах камеры (словно подсматриваем то ли мы, то ли за нами), в диалогах, в бедном, грязном и убогом быте послевоенной итальянской провинции, в главном герое, который абсолютно лишен уверенности и харизмы (это не упрек актеру – он играет именно типичного Акакия Акакиевича, лишнего, мелкого, слабого человечка, которого затягивают и перемалывают непонятные ему события). В атмосфере едко пахнет Кафкой и Достоевским – она параноидальная, абсурдная, она удушает. Даже сцены детства лишены присущей им обычно светлой ностальгии. Венеция и регион Венето разительно отличаются от своих образов на туристических открытках – они серы и беспросветны, как и все остальное в «Господине Дьяволе».

В теории сюжет интересен. Он разрывается между психологической драмой, рационально объясняющей жуткие события, и мрачным слоуберн-хоррором, намекающими, что все не так просто, как нас пытаются убедить. Но там, где «Шесть демонов Эмили Роуз» делали это увлекательно (пусть и попсово и с явной позицией, что сверхъестественная версия правдива), «Господин Дьявол» даже не пытается увлекать или пугать зрителя. Он его вообще словно бы не замечает. Элементы классического ужаса на месте: подделанные заключения о вскрытии, гибель ключевых свидетелей, жуткие сувениры, отправленные главному герою. Фильм полон неприятных подробностей, которые не смакуются, но за счет авторского умения даже намеки отбивают аппетит.

Мы даже не можем «зацепиться» за Фурио Моменте, несмотря на его грозное имя. Он вызывает даже не симпатию, а жалость, за ним неинтересно наблюдать. У него глаза человека, который не спал годами. Перхоть. Трогательные и жалкие попытки понравиться медсестре, которая, как ему кажется, проявляет к Моменте симпатию. Главного героя постоянно «ломают» – детские воспоминания о тиране-отце, который теперь пребывает в деменции, давление начальства, неопытность, мелкие ужасы, выводящие из равновесия. Между ним и вторым главным героем, мальчиком-убийцей, можно поставить знак равенства: несмотря на разницу в возрасте, происхождении и социальном положении, оба они напуганные дети, попадающие в обстоятельства, смысл которых они не могут уловить, а окружающие люди, которые могли бы помочь, на деле только запутывают и запугивают. И туда же пытаются загнать и зрителя.

Вопрос в том, хочет ли зритель оказаться в таких обстоятельствах? Хочет ли он следить за историей, которая катится отчасти сама и не имеет однозначного окончательного удовлетворительного финала? Это очень «итальянский» фильм, но не в смысле «пицца, паста, мандолина, солнышко». Непонятно, почему именно его решили пустить на экспорт. «Господин Дьявол» пропитан национальным генокодом – это вскрытие пороков общества, вскрытие религии, вскрытие политических проблем, препарация жуткого и неприглядного прошлого. Неудивительно, что фильм стал событием в родной стране. А вот чем он не является – так это «фильмом ужасов». Это артхаус в чистом виде, авторское высказывание режиссера-классика. Поэтому если вам хочется мрачного, болезненного, визуально неприятного фильма, который на каждом шагу испытывает зрителя, то «Господин Дьявол» для вас. Если хочется увлекательного фильма ужасов на вечер – обходите его стороной.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Сэрж 20-12-2020 23:56

    С удивлением обнаружил, что Пупи Авати все ещё в деле. Кино в принципе понравилось за счёт своего мрачного тона.

    Учитываю...