DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Найдется минутка поговорить о Боге?

Изгоняющий дьявола / The Exorcist

США, 1973

Жанр: ужасы

Режиссер: Уильям Фридкин

Сценарий: Уильям Питер Блэтти

В ролях: Эллен Бёрстин, Макс фон Сюдов, Линда Блэр, Джейсон Миллер

Похожие фильмы:

  • «Шесть демонов Эмили Роуз» (2005)
  • «Обряд» (2011)

Писать про «Изгоняющего дьявола» в 2020 году — чертовски (хе-хе) сложная задача. Что можно сказать об этом фильме, что еще не сказано? Многократно оспариваемый статус «самого страшного фильма всех времен». Слава «проклятого кино». Жанр «хоррора об одержимости», существующий только благодаря появлению первого «Экзорциста» (да, были опыты и раньше, вроде «Одержимости Джоэла Дилейни», но, камон, кто про них сейчас вспоминает?). Прорывные сцены и спецэффекты, которые с тех пор были сотню раз повторены, потом спародированы, потом опять повторены. Невероятный коммерческий успех. Два «Оскара» и четыре «Золотых глобуса». Порождение, возможно, худшего сиквела всех времен и народов («Изгоняющий дьявола 2: Еретик»). Еще три продолжения (два из которых являются одним и тем же фильмом, но это уже другая история) и одноименный телесериал. Лестница в Вашингтоне, которая стала последним, что видел один из главных героев, получившая народное название «Лестница имени Экзорциста»... Давайте сегодня попробуем разобраться, что останется, если счистить все эти регалии и попытаться оценить фильм сам по себе. Если еще не смотрели, желательно пойти и посмотреть, потому что в сегодняшнем обзоре будут спойлеры.

Завязка, наверное, знакома всем: в маленькую девочку вселяется демон. Ее мать и знакомый священник вызывают двух экзорцистов — опытного пожилого археолога и молодого иезуита с кризисом веры — для того, чтобы, собственно, «изгнать дьявола». Эта схема потом будет повторена в том или ином виде практически во всех «хоррорах об одержимости». Однако дело в том, что ни один из них не приблизится к простоте и продуманности «Экзорциста». Слишком уж многое держится на отце Меррине (Макс фон Сюдов) и отце Каррасе (Джейсон Миллер).

Меррин в этом фильме — личность загадочная и полумифическая. Начиная с открывающей сцены, где он участвует в раскопках в Ираке, и до его прибытия в Нью-Йорк, мы получаем практически все, что нам необходимо знать: он умен, опытен, на его плечах лежит тяжелый груз и это не первое его столкновение лицом к лицу с дьяволом. «Изгоняющий дьявола 2» и несчастные «Начало/Доминион» (в них Меррина играет Стеллан Скарсгард, причем делает это настолько хорошо, что является единственным светлым пятном в этих странных фильмах) будут сняты на основании заблуждения, что зрители хотят узнать больше о его прошлом и первом экзорцизме, но это не так. Сиквелы отнимают у него весь флер загадочности, а в первом фильме он титан, скала, островок надежды перед лицом настоящего ужаса. Именно поэтому его закадровая смерть выбивает почву из-под ног у других героев и вместе с ними у нас, зрителей. Это невероятно эффективный персонаж, которого многие попытаются повторить, но ни у кого не получится это сделать. Другие «опытные экзорцисты с темным прошлым» либо оказываются слишком уж круты, чтобы за них можно было переживать, либо эффектно появляются, но при этом жалко сливаются, не успев сделать ничего значимого. Эй, «Ватиканские записи», мы сейчас про вас вспоминаем!

То же самое можно сказать о Дэмиене Каррасе. Автор романа (и сценария), Уильям Питер Блэтти, задумал его как мостик между «мирским» и «божественным». Это относительно молодой, но уже психологически выгоревший священник. Персонаж изначально довольно неприятный. Любопытная деталь, которую добавляет автор, заключается в его докторской степени по психиатрии — по сути, прямом рациональном антиподе иррациональной веры в Бога. Опять же, таких «священников в кризисе» будет огромное количество: они будут татуированы и небриты, они будут курить и бухать, они будут заниматься сексом и срывать с себя воротнички с видом крутого копа, сдающего оружие и значок надоедливому лейтенанту. Ни один из них не сравнится с исполнением Джейсона Миллера, который, в отличие от других актеров, действительно учился в строгой католической школе, действительно бунтовал против своих религиозных наставников и действительно три года был иезуитом, прежде чем «потерял веру». Никакой другой исполнитель не сможет приблизиться к измученному, отсутствующему взгляду отца Карраса, который смотрит на окружающую его повседневную жизнь и задает себе и миру один и тот же вопрос: «Как это все может быть создано Богом?» Джейсон Миллер не играл своего персонажа, он БЫЛ своим персонажем.

Собственно, в этом одна из фишек «Изгоняющего дьявола»: автор Уильям Питер Блэтти — действительно верующий, истовый католик. Другие фильмы будут использовать вопросы веры и церкви просто как необходимый антураж религиозного хоррора — «Экзорцист» этими вопросами действительно интересуется. Другие фильмы будут использовать формулу «Поверь в дьявола, чтобы доказать существование Бога» как сценарный костыль для финальной трансформации главного героя (например, отличный во многих аспектах и по большей части умный «Обряд» 2011 года с Энтони Хопкинсом в финале превращается в абсолютно уморительную зарисовку «Рокки против демонов», где молодой священник, по всем законам рукопашных боевиков, огребает метафизических люлей в первых двух раундах, но потом обретает веру и изгоняет из старого наставника аж одного из князей Ада). «Экзорцист» же действительно задается вопросом, может ли столкновение с первобытным, чистейшим Злом вызывать катарсис, доказывающий существование высших сил. Это еще одна причина, почему фильм настолько хорош: в нем нет «пустых» персонажей. Каждый второстепенный герой, от детектива Киндермана до отца Дайера, служит для того, чтобы раскрыть тот или иной аспект темы, волновавшей Блэтти в момент написания романа и сценария. В результате все «голоса» сплетаются в единую гармоничную симфонию.

Есть у «Изгоняющего дьявола» и еще один слой — это не особо замаскированная сатира на Голливуд начала 1970-х. Блэтти к этому моменту был уже довольно известным сценаристом, поработавшим на нескольких съемочных площадках, поэтому сцены с актрисой Крис, матерью одержимой девочки, основаны на его реальном опыте, а некоторые второстепенные персонажи, например режиссер, — на реальных людях. Вообще, Блэтти — чуть ли не основная причина, по которой фильм работает. Он написал сценарий, он же выступил в роли продюсера, он настоял на кандидатуре Уильяма Фридкина в качестве режиссера, который уже отвоевал у студии идеальный актерский состав (а теперь представьте, что бы получилось, если бы студийные боссы продавили Марлона Брандо на роль Меррина и Джека Николсона или Стейси Кича на роль Карраса).

Ну и главный, пожалуй, вопрос: остается ли «Изгоняющий дьявола» страшным? И вот тут… Пожалуй, нет. Как уже говорилось в первом абзаце этой рецензии, большинство находок фильма были повторены, спародированы и еще раз повторены. Для 1973 года физические трансформации одержимого ребенка были действительно новы и кошмарны. Одержимость через доску Уиджи, повороты головы на 360 градусов, «походка паука», левитация, «прицельная блевотина» — в 1973 году все эти вещи ввергали зрителей в шок и заставляли выбегать из кинозалов. Для нас в 2020-м это обыденность. Если уж на то пошло, то, наверное, единственным современным режиссером, который смог вернуть в жанр «религиозных ужасов» собственно «ужасы», был Скотт Дерриксон с первыми шестьюдесятью минутами его «Демонов Эмили Роуз» (и то спустя десяток лет он доказал, что нельзя войти в одну реку дважды: его «Избави нас от лукавого» был довольно любопытным, но не страшным миксом из «Экзорциста» и финчеровского «Семь»). Ужас — понятие субъективное. Вполне возможно, что «Изгоняющий дьявола» все еще может напугать неофитов, которые боятся вообще всего, или заставить мурашки бегать по спине тех, кто примет атмосферу и исследуемые темы слишком близко к сердцу. Но для многоопытных фанатов ужасов он уже не страшен. Стоит ли это ставить в вину фильму 1973 года? Конечно же, нет!

«Изгоняющий дьявола» — продукт своего времени, итоговый проект, закрывший тему сатанинской истерии в кино рубежа 60-х и 70-х годов, начатую «Оменом» и «Ребенком Розмари». Что позволяет «Экзорцисту» оставаться интересным и актуальным до сих пор — это грамотный баланс внешних «шокеров» и внутреннего содержания. Его можно посмотреть как обыкновенный ужастик, прародитель будущих религиозных хорроров. Его можно посмотреть как притчу о вере и Боге и потом поломать голову над поднимаемыми философскими вопросами. «Изгоняющий дьявола» — это «умный» фильм ужасов, и вся его репутация, все его награды, все легенды, связанные с ним, абсолютно заслужены.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Аноним 20-05-2020 10:16

    Игорь Евдокимов, "Омен" вышел через несколько лет после "Экзорциста".

    И в 70-е было снято много сатанинских фильмов. Многие по своему любопытны.

    «Одержимость Джоэла Дилейни» не слишком выдающийся, но занятный фильм с великолепными актерами.

    Учитываю...