DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Кровавый девичник

Жанр cлэшера не всегда был таким однородным, каким кажется сейчас. Маньяк в маске, куча полуголых девиц, куча кровавых убийств, тотальная неубиваемость злодея – вот стандартная формула, по которой сняты такие иконы жанра, как «Пятница 13-е» или «Хэллоуин». И именно эта формула прочно закрепилась в 80-х, но были случаи, когда сценаристам удавалось придумать что-то новое, что выделяло их работы на фоне других представителей жанра. Одним из таких примеров стала трилогия «Кровавая вечеринка»!

Кровавая вечеринка, 1982

Интересно то, что первая часть позиционировалась как первый феминистический слэшер. Режиссером стала женщина, Эми Холден Джонс, а в сценаристки записалась Рита Браун, одна из икон американского феминизма и защитница прав лесбиянок. Ее активная политика, направленная на защиту прав ЛГБТ, – отдельная тема западной истории. А еще она писала книги. И когда продюсеры предложили ей написать сценарий для слэшера, где девушки были бы не ходячими куклами, а вполне себе личностями, Рита с энтузиазмом согласилась.

Сначала планировалось снять пародию: Рита хотела высмеять маньяков и выставить их откровенными дураками. Но впоследствии она поняла, что пародию вряд ли кто примет, да и комедийный формат не очень подходит для фильма с феминистическим посылом. В итоге сценарий переписали и сделали фильм более серьезным, оставив пару-тройку комедийных элементов. Возможно, оно и к лучшему. Как бы то ни было, Браун постаралась на славу. «Кровавая вечеринка» хоть и следовала канону слэшеров, но у нее были свои сюрпризы, которые отличали фильм от кучки подобных проектов.

Сюжет максимально простой и незатейливый. Группа девчонок решает устроить вечеринку: алкоголь, парни, веселье – словом, все как надо. Вот только рядом бродит сбежавший из психушки маньяк, который решает этих девиц поубивать с помощью дрели. Браун не стала придумывать что-то неожиданное в подобном сюжете и по-максимуму его упростила. Ведь в слэшере главное – кровь и убийства, и именно этим создатели решили взять. И не прогадали.

Чтобы вы поняли всю сюжетную простоту, обратим внимания на главного маньяка. Нет, это не оживший труп. Это не демон снов. Это не проклятый юноша. У него даже нет маски. Это никто. Абсолютно безликий бесхарактерный маньяк в джинсовом костюме и с дикими глазами. Нам не известны ни его имя, ни его прошлое, ни мотивы. А зачем? Кому это интересно? Правильно, никому! Зрителю нужна кровь – значит, дадим в руки маньяку длинную дрель (Браун не обошла стороной и Фрейда).

А убивают здесь много и со вкусом. Звенит дрель, фонтаном льется кровь, отрывают руки, головы и т.д. Причем даже в самые изощренные моменты Браун умудрилась изобразить аллюзию на «грязную мужскую похотливость». Типичный пример: девушка лежит, маньяк стоит перед ней, растопырив ноги так, чтобы свисающая между ними дрель символизировала… ну, вы поняли. Чего-то сверхизощренного ожидать не стоит: бюджета едва хватило на искусственную кровь. Но как слэшер фильм проявил себя на сто процентов.

Феминизм Браун прослеживается везде, особенно в отношении к мужским персонажам. Во-первых, их тут мало. Во-вторых, они тупые до невозможности. По сути перед нами школьники-спортсмены, у которых на уме только одно: секс. И убивают их, естественно, просто по щелчку пальцев. То, что маньяк безымянный, без прошлого, да и вообще без какого-либо бэкграунда, символизирует безликий мужской абьюзинг. Сейчас бы такие фильмы брали с руками, но тогда это был смелый шаг не только в слэшерах, но и в кинематографе вообще.

Впрочем, попытка женщин сделать сферический слэшер в ваакуме оказалась провальной с точки зрения как критики, так и сборов. Неудивительно, если учесть, что, кроме оригинальных находок в плане подачи маньяка да парочки убийств и феминистской направленности, фильм ничем не смог удивить зрителя. Скромный бюджет сильно ударил по качеству картинки, которая больше подошла бы для документального фильма. К тому же Браун явно увлеклась, пытаясь выставить мужских персонажей абсолютными идиотами и забыв про главных героинь, которые, вопреки ожиданию, оказались лишь немногим интереснее оных из «Пятницы 13-е». Болтливые грудастые куклы с примитивным для жанра характером. Разве что истеричная Кортни и ее сестра более-менее выделялись на общем фоне.

Но время показало, что критики и первые зрители оказались неправы. С годами «Кровавая вечеринка» приобрела культовый статус и стала одной из икон жанра слэшера. Безликий маньяк, дрель, убийства, простой сценарий, который сделал акцент именно на кровь и кишки – этого оказалось достаточно, чтобы найти почитателей. Да и кино не кануло в Лету, а как раз наоборот – оставалось в памяти студийных боссов, пока те ждали возможности вновь выпустить зверя из клетки. И ждать пришлось целых пять лет.

Кровавая вечеринка 2, 1987

Скажем сразу, что сиквел оказался непохож на первый фильм, но этим он и хорош. Рита Браун не стала мучить себя и послала серию куда подальше (сказалось разочарование после гневной критики «Кровавой вечеринки»), поэтому за дело взялась Дебора Брок. Да и не менее известный Роджер Корман не обошел стороной проект и согласился выделить на него деньги. В общем, сиквел явил себя миру, хотя после провала первой части его мало кто ждал.

Любовь Брок к рок-н-роллу сказалась на фильме, но об этом позже. По сюжету же сиквел прямо следует за оригиналом: выжившая в первой части Кортни пытается отойти после кошмаров и решает расслабиться в компании друзей, которые устраивают вечеринку в загородном доме. Все бы ничего, да девушке постоянно кажется, что маньяк вернулся. Более того, он теперь не громила в джинсовом костюме, а самый настоящий рокер: кожаная куртка с высоким воротником, стильная прическа а-ля 50-е и длинная гитара… со сверлом на конце (вот и первое проявление любви режиссера к року). В начале бугай предстает в виде галлюцинации, но потом действительно начинает охоту на молодых людей.

Поначалу кажется, что сиквел копирует оригинал. Точнее, копирует его подачу. Тут и пьяные подростки, и вечеринка, и маньяк, чье имя и мотив мы так никогда и не узнаем. Первый раз безликий душегуб еще как-то сработал, но вот во второй уже заставляет нахмуриться. Неужели Брок было так лень описывать персонажа? И ведь до последних минут кажется, что так и есть… А вот перед титрами зрителей ждет настоящий сюрприз! Настолько сюрприз-сюрприз, что не полюбить после него «Кровавую вечеринку 2» очень сложно.

Вообще чувствуется, что режиссер как могла старалась сделать свой фильм лучше оригинала, и ей это удалось. Вторая часть гораздо бодрее, динамичнее, кровавее и интереснее первого фильма. В ней чувствуется тот самых дух безбашенных 80-х, эпохи блондинок в купальниках и диско. Одной сцены, где девушек поочередно показывают танцующими под музыку, хватает с лихвой. Но Брок этого было мало – ей хотелось напомнить зрителям и об эпохе рока 60-х, а также приправить все это черным юмором. Оттого маньяк выглядит как фанат Rolling Stones или Doors, который перед убийством цитирует их песни. Да, маньяк тут не молчит – еще одно «на тебе!» в сторону известных слэшеров и, собственно, первой части.

Если говорить в целом, то «Кровавая вечеринка 2» не просто продолжение, затмившее собой оригинал, но и слэшер, который пытался привнести толику свежести в застывшие устои жанра (а в конце 80-х это уже было трудно сделать). Ключевое слово – «пытался». Так получилось, что старания Брок остались недооцененными. Критика была такой же прохладной, как у первой части, а фанаты оригинала снова не слишком благодушно приняли фильм. Как выяснилось, сделать маньяка рок-н-рольщиком было мало, чтобы продвинуть сиквел на новую ступень жанра, а во всем остальном он следовал канонам и даже не старался их обойти. Да, финал перевернул сюжет с ног на голову, но для критиков эта была неудачная попытка свести все ляпы сценария на нет.

Серия в очередной раз оказалась у разбитого корыта. Она не смогла стать значимой для жанра, оставшись в памяти лишь самых преданных фанатов. Но и это не помешало Корману в очередной раз попытаться выдоить из франшизы хоть что-нибудь. Так на свет появилась третья часть.

Кровавая вечеринка 3, 1990

Корман в очередной раз накинул денег на новую часть, дав задачу сделать хоть что-нибудь. Проанализировав рынок слэшеров и поняв, чего зрителю хочется больше всего, режиссер Сэлли Мэттисон («Кровавая вечеринка 3» так и останется ее единственной работой) решила сделать из «сферического слэшера в ваакуме»... обычный слэшер. Это был последний гвоздь в гроб серии.

Сюжет остался таким же примитивным: девушки, парни, вечеринка, маньяк. Все стандартно, шаблонно. Проблема же оказалась в том, что третья часть то ли намеренно копирует, то ли по инерции следует за «Пятницами 13-е» и т.п. На этот раз маньяк ходит в маске (!) и даже имеет имя (!!) и мотив (!!!). Казалось бы, что-то новое в серии, но нет. Во-первых, ее фишкой была именно обезличенность маньяка. Это мужчина, символизирующий типичную мужицкую жестокость с явным намерением убивать, убивать и еще раз убивать! Плюс ко всему это позволяло вывести остальные фишки слэшера – обнаженку, убийства и кровь – на новый уровень. Здесь же от всего оказались и по итогу предоставили на суд ужастик с банальным сюжетом. Мотив маньяка настолько вымученный, что становится просто смешно. Развязка и вовсе банальна. А кто умрет и кто выживет, можно догадаться практически с первых секунд.

В общем, авторы попытались отойти от канонов серии, но тем самым свели все ее плюсы на нет. Сверло в качестве орудия осталось, а вот сами убийства оригинальностью не блещут. Да и бюджет оказался настолько куцым, что даже первый фильм предстает на фоне триквела голливудским блокбастером. Что до образов маньяка, то громила в джинсовой куртке и рок-н-рольщик врезаются в память куда сильнее, чем очередной говорливый субъект с психическим отклонением.

* * *

Как бы то ни было, третья часть оказалась таким провалом, что серия далеко и надолго ушла в забвение. Хотя она и не хватала звезд с неба, просто представляя собой малобюджетную, но интересную попытку показать чистый слэшер с элементами юмора и нотками феминизма, со временем серия стала классикой, и кто-то по-прежнему ценит ее за безбашенный дух ужастиков 80-х, который трилогия «Кровавая вечеринка» передает на все сто.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)