DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Кровавый мир Нила Маршалла

Словно голодные клещи, фильмы Нила Маршалла цепляются за зрителя мертвой хваткой и не отпускают до самого финала. Работы английского режиссера пронизаны истинным ужасом, жуткой, самобытной атмосферой и почти всегда обильно приправлены кровью. 25 мая 2020 года Маршаллу исполнилось полвека — чем не повод вспомнить все, за что нам определенно стоит сказать спасибо талантливому творцу.

«Правильные» оборотни

Первой полнометражной работой, которой Нил Маршалл громко заявил о себе миру, стал фильм ужасов «Псы-воины» (2001). При довольно скромном для подобных историй бюджете картина умудрилась окупиться в прокате, снискать любовь зрителей и даже с блеском прокатиться по фестивалям. «Псы-воины» удостоились в 2002 году главного приза Брюссельского кинофестиваля фильмов в жанре фэнтези, научной фантастики и триллера «Золотой ворон».

Вместе с небольшой командой солдат во главе с сержантом Уэллсом мы блуждаем в дикой шотландской глуши. Нет, никакого секретного задания или боевых действий — обычные учения. У парней даже автоматы заряжены холостыми. Для большинства солдат это всего лишь дурацкая прогулка по лесу, от которой ждешь одного: поскорее бы она закончилась. Но неожиданно дело принимает серьезный оборот. Команда случайно натыкается на военный лагерь другого отряда. Однако вместо теплого приема и дружеских рукопожатий их ждет настоящий ужас. Лагерь сплошь усеян изувеченными телами…

Как запросто можно догадаться из названия и постера, «Псы-воины» раскрывают тему оборотней. Людей-волков на экране предостаточно, а режиссер не старается прятать монстров в тени или показывать лишь урывками в доли секунды. При этом Маршалл практически отказался от компьютерных эффектов, считая, что они будут перетягивать одеяло на себя и отвлекать внимание зрителей от самой истории. И ведь оказался прав: «Псы-воины» радуют не только динамичными и кровавыми сценами борьбы, но и сильной эмоциональной составляющей, атмосферой тревоги и отчаянья, которая возникает внутри лагеря обороняющихся. Но враг притаился не только снаружи…

Оборотни Маршалла — «правильные» оборотни. Это не романтизированные волчата в духе «Сумерек», которых даже ребенок не испугается. Оборотни Маршалла — кровожадные, жуткие существа. Они не церемонятся со своей жертвой: в ход идут и зубы, и когти, так что кровь на экране льется буквально ведрами.

Планировалось, что у истории будет сиквел под названием «Свежее мясо». Правда, режиссерское кресло должен был занять уже не Маршалл. К сожалению, а может, и к счастью, дело не выгорело и репутацию «Псов-воинов» никто не запачкал.

Персональный Олимп

Спустя четыре года Маршалл снимает, пожалуй, лучший фильм ужасов в своей фильмографии. Речь, конечно же, идет о «Спуске» (2005).

В центре истории снова группа, но на этот раз не брутальных солдат, а молодых женщин. Любовь к экстремальным развлечениям приводит девушек к горной системе Аппалачи на востоке Северной Америки. Здесь любительницы острых ощущений совершают спуск в одну из пещер, а затем, поддавшись любопытству, лезут все глубже и глубже, пока незапланированный обвал не отрезает им обратный путь. Вскоре выясняется, что бродят они по неизведанным доселе лабиринтам, причем, что самое страшное, бродят не в одиночку.

По сути, основная канва «Спуска» и «Псов-воинов» сильно схожа: люди, которые по незнанию попадают на чужую, враждебную территорию, вынуждены сражаться за свою жизнь с кровожадными монстрами. Возможно, Маршалл пришел к выводу или даже почувствовал нутром, что схема более чем рабочая, и решил ее придерживаться. В качестве антагонистов вместо классических оборотней на этот раз режиссер взял более оригинальных душегубов: слепых человекоподобных монстров, возможных потомков какого-нибудь древнего племени. Это позволило истории выйти из-под ауры фэнтези и сделать шаг в сторону какого-никакого, но все же реализма.

Как известно, друг познается в беде. Далеко не каждый решится протянуть руку помощи раненому товарищу, когда сам на волоске от гибели. В «Спуске» Маршалл продолжает развивать затронутую и в «Псах» тему людей, оказавшихся в ограниченном пространстве. Его герои вынуждены сражаться не только с монстрами, но и друг с другом. Нил усложняет сюжет драматичными перипетиями внутри женского коллектива, и это порой заставляет зрителя нервничать гораздо больше, чем уродливая морда подземного существа.

«Спуск» стал для Маршалла персональным Олимпом. Успех фильма был практически абсолютным: хорошие кассовые сборы, зрительские аплодисменты и одобрение критиков. Кроме того, как и «Псы-воины», он собрал множество наград на различных фестивалях, самой главной из которых стала статуэтка «Сатурн» за лучший фильм ужасов в 2007 году.

Популярность «Спуска» не оставила своим создателям выбора, и в 2009 году на экраны кинотеатров вышла вторая часть истории. Причем это было продолжение в буквальном смысле слова. История начинается ровно с того момента, на котором закончился первый фильм. За режиссуру сиквела отвечал Джон Харрис, а Нил Маршалл взял на себя заботы по продюсированию картины. «Спуск 2» ожидаемо не смог прыгнуть выше головы и потчевал зрителя все тем же действом, что и в первой части, но с заметными логическими дырами. В итоге сборы сильно просели и создателям еле-еле удалось лишь отбить затраченную на производство фильма сумму. Так что о трилогии уже никто и не заикнулся.

Вирусы актуальны всегда

В 2008 году вышел третий полнометражный фильм Маршалла «Судный день». Этот фантастический постапокалипсис с элементами хоррора открывает перед зрителем жуткую картину будущего. Вспышка нового вируса, прозванного «Жнецом», выкашивает людей по всей Шотландии. Чтобы как-то сдержать распространение болезни, правительство идет на кардинальные меры. Страну фактически полностью изолируют: по суше — высокой бетонной стеной, по морю — минными полями. Любой, кто осмелится пересечь рубеж, моментально будет убит. И вот уже не один десяток лет «заразная зона» живет по своим законам. Именно туда и предстоит отправиться главной героине фильма, майору Иден Синклер, чтобы попытаться найти лекарство от заразы.

«Судный день» — это реверанс Маршалла в сторону постапокалиптических фильмов 70-х и 80-х годов. В качестве источников вдохновения автор называл такие работы, как «Водный мир» (1995), трилогия «Безумный Макс» и даже «Чужие» (1986). «Судный день» — это гремучая смесь: дикие панки-каннибалы и пытки раскаленным железом в застенках средневекового замка здесь вполне гармонично уживаются с технологиями будущего.

А в 2015 году Нил вдруг решил потусоваться с коллегами по цеху, и в результате этой коллаборации на свет появился фильм «Город монстров». Десять режиссеров рассказали и показали десять историй, суть которых так или иначе вращается вокруг всеми любимого праздника — Хеллоуина. Работа получилась интересной, но спорной. Треш и угар, пожалуй, самые подходящие слова, чтобы описать жуткую феерию, творящуюся на экране. Местами это выглядит неплохо, местами — забавно, но чаще все же вызывает как минимум недоумение.

Согласившись на подобный проект, Нил взвалил на свои плечи немалый балласт в виде остальных его участников. Да, среди них есть мастера своего дела — например, Даррен Линн Боусман, стоявший у руля второй, третьей и четвертой «Пилы». Но основная масса создателей «Города монстров» — слабые режиссеры, для которых возможность поработать с такими самородками, как Маршалл или Боусман, — настоящая удача.

«Топовые» сериалы

Фильмография Маршалла богата не только на интересные полнометражки, но и на сериалы. Причем сериалы высшего эшелона. Фактически в период с 2009-го по 2015 год Нил ставил лишь эпизоды для различных проектов, при этом лишь изредка отвлекаясь на продюсирование чужих полнометражек.

Маршалл может похвастаться тем, что принимал участие в работе над одним из самых (если не самым) популярных сериалов последних лет, «Игрой престолов». И пусть ему доверили всего лишь две серии — «Черноводная» (2 сезон) и «Дозорные на Стене» (4 сезон), — факт остается фактом. Также Маршалл приложил руку к еще одному флагманскому проекту НВО, сериалу «Мир Дикого Запада».

Но для любителей жанра ужасов будут более интересны два других проекта от американского телеканала NBC: «Ганнибал» и «Константин». Безусловно, оба заглавных имени многим знакомы и говорят сами за себя.

«Ганнибал» выходил на телевизионные экраны в течение трех лет, с 2013-го по 2015 год, и рассказывал историю Уилла Грэма, талантливого аналитика ФБР, который в паре с известным психиатром Ганнибалом Лектером выслеживал опасного и хитрого маньяка. «Константину» повезло меньше. История о детективе-экзорцисте прожила всего-навсего один сезон, но даже за такой короткий срок сумела снискать любовь зрителей.

Перезапуск «Хеллбоя»

Самой свежей на данный момент работой Маршалла стал перезапуск «Хеллбоя» в 2019 году. К сожалению, этот блин вышел у режиссера комом: фильм с треском провалился в прокате, не окупившись даже после показов по всему миру, а сам Нил чуть было не схлопотал «Золотую малину».

Несмотря на то, что Маршалл очень постарался сделать нового «Хеллбоя» более мрачным и кровавым, нежели фильмы дель Торо, он сильно потерял в атмосферности, да и сам сценарий оставляет желать лучшего. В итоге вышла эдакая сказка для взрослых, которая больше всего пугает своей наивностью и предсказуемостью. Звезде «Очень странных дел» Дэвиду Харбору не удалось переплюнуть эталонного Анунг Ун Раму в исполнении Рона Перлмана. А безусловно талантливая Милла Йовович в роли жестокой Кровавой королевы в этот раз не смогла порадовать зрителя сильной игрой и воплотить на экране сколь-нибудь внятный образ злодейки.

Но чего не отнять у «Хеллбоя» образца 2019 года, так это зрелищности. Если на заре своей карьеры Маршалл избегал лишний раз пользоваться спецэффектами, то здесь он оторвался по полной программе. Безусловно, фильм получился эффектным и запоминающимся с этой точки зрения.

* * *

К своему пятидесятому дню рождения Нил Маршалл проделал большой путь на поприще кино, добился немалых успехов и, естественно, не намерен останавливаться на достигнутом. Мы рады, что режиссер остается верен темному жанру на протяжении уже почти двадцати лет. Будем надеяться, что под руководством Нила в ближайшем будущем выйдет еще не одна яркая и, самое главное, страшная работа!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)