DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Лавкрафт на языке метала

Кто из фанатов хоррора не любит Лавкрафта и его мифы? Если таковые встречаются, то их явное меньшинство. Поклонников затворника из Провиденса без труда можно обнаружить и среди адептов тяжелой музыки. Так давайте же окинем взглядом различные музыкальные проекты, посвященные Мифам Ктулху. Причем сосредоточимся не только на мейнстримных сценах - европейской и американской, но и на более экзотических, небольших и закрытых музыкальных движухах. Ведь легкодоступное и лежащее на поверхности как правило профанно, а скрытое - нет, тем более, что сами Мифы Ктулху предполагают закрытость и потаенность.

 

 Fungoid Stream

 

Начнем с новинки - альбома «The Wrath Of Cthulhu», выпущенного в 2013 году старым американским проектом The Obliterate Plague. Происходит группа из Солт-Лейк Сити, что в штате Юта. Сами музыканты называют свой стиль Dark haunting sick death metal и сообщают, что они вернулись с новым альбомом спустя восемь лет. Сложно не согласиться - какой-то болезненный, хаотичный и чумной death обрушивается на слушателя. Звук плотный, насыщенный и... «гнилостный» - не в смысле качества, а в смысле создаваемой болезненной атмосферы - кажется, что от каждого трэка несет смертью, и вокруг каждой песни кружатся мухи.

 

The Obliterate Plague - The Wrath Of Cthulhu

 Временами олдскульный death срывается в скоростной и мрачный black metal, особенно хорошо это слышно в «The mighty wrath of Cthulhu». Вокал глуховат и малоразборчив, но в целом хорош. Барабанщик Алехандро Гомес прекрасно знает свое дело - партии ударных реально впечатляют. В создании атмосферы не последнюю роль играют истеричные соляки и сквилы - они хороши и сами по себе, и тем, что овощи будут убегать от такой музыки, зажимая кровоточащие уши. Альбом хорош со всех сторон, короче говоря. Рекомендуется.

Cthulhu Rites Acheront Bezksztaltnego Diabelstwa

Польша по части black metal всегда была на высоте: Graveland, Infernum, Veles, Szron, Gonyna Kry, Mgla тому свидетельство. Не подвела она и на этот раз: двухпесенная демка Cthulhu Rites «Acheront Bezksztaltnego Diabelstwa» впечатляет. Монотонный, злой, беспросветный и печальный black metal с истеричным вокалом, смешанный с довольно примитивным амбиентом, нагоняет жути и вполне соответствует определению «лавкрафтианская атмосфера». Польский язык, на котором исполняются песни, придает их звучанию какую-то запредельную злобность. Нельзя сказать, что Cthulhu Rites исполняют самобытную и уникальную музыку - по большому счету они разрабатывают территории старого Burzum и отчасти Summoning периода «Lugburz». Но то, как они это делают, впечатляет. Из последнего можно сравнить с иранцем Zakhm, но тот более печальный и суицидальный, а поляки более грязные, злые и... да, лавкрафтовские. Неторопливые, переливающиеся на свету, черные и блестящие песни Шогготов - так, пожалуй, можно охарактеризовать этот ритуальный сырой мрачняк.

Гораздо более гимноподобно звучит земляк Cthulhu Rites по имени Azathoth, единственный участник проекта Azathoth, записавший в 2012 году альбом «Persephone's Dream». Симфоничный doom metal, довольно мрачный и скорбный, но совершенно не злой и не грузовой, не дотягивающий даже до определения funeral doom. Насчет истинности Lovecraft-inspiration судить сложно. Чисто музыкально атмосфера мэтра не передана. Тем не менее парадоксальным образом музыка Азатота подошла бы для оформления фильма по Лавкрафту, причем скорее к «Зову Ктулху», чем к «Дагону», если вы понимаете, о чем речь. В целом альбом чрезвычайно симфоничен, мелодичен и пафосен, и «вскрывается» в полной мере только будучи соотнесенным с другим лавкрафтовским наследием - говоря проще, под Azathoth удобно читать и смотреть лавкрафтовские фильмы. Попробуйте.

In the Depths of R'lyeh

Однако же если вы хотите реально убиться о лавкрафтовскую атмосферу, услышать, как ваш крик мечется среди черных циклопических построек и залов, вырубленных во льдах, сковавших Плато Ленг, - можно посоветовать американский проект Catacombs, конкретно - альбом «In the Depths of R'lyeh». Это клаустрофобский и «удушающий» funeral doom/death, который, хотя и «отдает честь» славным денькам жанра, но все же совершенно не ставит своей целью заставить слушателя грустить, рефлексировать и переживать какие-либо эмоции кроме страха и паники. Catacombs хотят вас задушить, раздавить, размазать - подобно бесконечным описаниям Говарда Филлипса, которые тот нагромождал, создавая свои гротескные ужасающие повествования, с целью показать ничтожность, не-существование, микроскопичность человека перед Неизвестным, Древним и Бесконечным. Лидер Catacombs по имени Xathagorra Mlandroth хочет стереть в своей музыке все человеческое - и у него это получается. Совершенно бесчеловечный ультра-низкий неразборчивый гроул, который в другой ситуации можно было бы принять за механический шум. Жирный и нереально плотный звук гитар, угрюмые и тусклые в лучшем смысле слова соло, создающий постоянный эффект завывающего ветра (вы должны знать, ЧТО следует за резкими порывами такого ветра у Лавкрафта, предвестником ЧЕГО он является!), ударные, кажется, идеально подогнанные под ритм биения сердца, тяжеленный саунд, минимум мелодий, никаких клавишных, плотная черная стена звука - это восхищает, давит, уничтожает слушателя. Все трэки воспринимаются как одно сплошное погружение в темный тоннель. Света нет. Жизни нет. Ничего нет. Клаустрофобия. «Каменные колодцы Вечности».

Но фаворитом в этом обзоре становится аргентинский проект Fungoid Stream. Во-первых, он очень крут. Во-вторых, он аргентинский, а Аргентина - это страна, стоящая на порядок выше всех остальных стран Латины в плане культуры и мрачняка. И Аргентина - это страна, которая регулярно радует журналистов во время написания обзоров по «экзотическим» странам. Вы когда-нибудь пытались послушать бразильский, перуанский или чилийский метал, посвященный Лавкрафту? Даже не пытайтесь, поберегите нервы и уши. Играть не умеют, в теме разбираются на уровне девятиклассника, узнавшего «про Сотону и Азатота». Аргентинцы же неизменно радуют высочайшим, совершенно европейским уровнем игры и нормальным владением темой. Вот Fungoid Stream как раз такой - бальзам на уши после отслушанной тонны бразильского и перуанского шлака «про Лавкрафта». Образованный в 2003 году в Буэнос-Айресе дуэт, названный в честь Грибов с Юггота, состоящий из мультиинструменталиста Joseph C. и вокалиста Simon O., играющий нереально красивую и атмосферную музыку на стыке doom metal, ritual dark ambient и neoclassic.

 Fungoid Stream

Во-первых, здесь важно отметить атмосферу. Если Catacombs сделали ставку на издевательское удушение человека, посмевшего поднять глаза на Древних, то Fungoid Stream решили воплотить в музыке ритуалы Древних и отразить, кажется, сам процесс Их деятельности. Название группы указывает на миграцию, поток «чужих» рас сквозь космос - именно этот процесс дуэт попытался отразить в музыке. Пожалуй, у них получилось.

Слушатели определенно оценили эту странную и самобытную музыку - в сети нет плохих рецензий как на «Celaenus Fragments», так и на «Oceanus». Примерно половина прочитанных рецензий сводится к тезису «Fungoid Stream are weird». Секрет прост - отличный звук, монументальные продуманные клавишные партии, а также гитарные, стильно сыгранные и хорошо звучащие; общая отрешенная атмосфера, создающая ощущение полного одиночества и прерываемая странными ритуальными вставками. Да что там вставки - ребята включили в трэк, посвященный Пнакотическим Рукописям, песни китов! И это у них получилось просто убийственно. Добавьте к этому необычно сделанный звук, создающий эффект текучести, водянистости и звенящей прозрачности. И - искренность, самую что ни на есть. У ребят к Лавкрафту практически «религиозное» отношение, они серьезно занимаются изучением его творчества и они явно заражены этим специфическим потусторонним безумием.

Единственный изъян - не самым идеальным образом запрограммированные ударные; впрочем, это сущая мелочь - они звучат неплохо, просто можно было бы сделать лучше.

Аргентинцы сделали нечто прорывное и до странности новое, если не в музыке, то в «мировой Лавкрафтиане» точно. Оба альбома - совершенно выдающиеся, хотя субъективно «Oceanus» чуть сильнее.

Вторая страна-фаворит из Латины - это Колумбия. Они не сильны в black metal и интеллектуальных жанрах, вроде apocalyptic folk, но в них всегда можно быть уверенным по части death metal и grindcore. Колумбийцы прекрасно освоили эти жанры и, будучи под влиянием США более заинтересованными в культурных движухах, постоянно совершенствуются. В результате сочетания колумбийского death metal-движа с лавкрафтианской темой получилась группа Yogth Sothoth. Безбашенный ломовой brutal death metal американского образца, в лучших традициях Morbid Angel, Suffocation, Immolation и прочих монстров, в момент прочистит мозги и покажет другую форму лавкрафтианства - не интровертную, задумчивую и ритуальную, а скоростную, силовую и мясную. Периодически ребят несет, и тогда они срываются в какой-то больной утробный grindcore, тоже очень классный. Нет, серьезно, колумбийцы играют отличную музыку, которую они сами называют bestial death metal. Если вы любите подобные жанры - зацените, оно того стоит. Хотя, казалось бы, провинциалы.

Yogth Sothoth (Колумбия)

Насчет провинциальности, кстати - банда родом из города Медейин, там до недавнего времени очень активно шустрили наркокартели и боевики-парамилитарес, регулярные поставщики новостных сюжетов типа «найдены три тела, головы и руки отсутствуют». Возможно, поэтому Yogth Sothoth вызрел именно здесь? 

И немного о постсоветском пространстве. Здесь придется ограничиться короткими характеристиками, т.к. собственно лавкрафтовских проектов в СНГ практически не было, зато были отдельные упоминания и свидетельства влияния мэтра на андерграунд.

Говоря о Лавкрафтиане, нельзя не вспомнить питерский Cthulhu Biomechanical, сайд-проект музыкантов Draugwath/Blackdeath, исполняющий музыку индустриально-амбиентного свойства.

Песня «Сияние извне» одной из старейших российских black metal групп Bloodrain была написана по мотивам рассказа Лавкрафта «The Colour Out of Space».

Белорусская группа Aphoom Zhah, отличная, кстати, использовала имя одного из Древних (собственно, Афум Заха) в своем названии.

Проект Shoggoth, состоящий из музыкантов ныне покойной группы Odor Mortis, с Урала, назвался Шогготом - существом из лавкрафтовского Мифа.

Комментариев: 9 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 MercyfulFate 20-08-2013 22:42

    Хорошая статья, злобная и дикая. Надо было упомянуть также немцев Poison, у них есть классный альбом "Into the Abyss", дофига лавкрафтианский. Ну да ладно, тут походу лишь современные группы.

    Учитываю...
    • 2 китти сандерс 21-08-2013 00:12

      данке шон. poison да, чоткие и резкие smile

      написать можно было много про кого, тк лавкрафтовская тема благодатная, но ... это статья, а не книга же. потому ограничилась тем, что есть.

      Учитываю...
  • 3 Sandra Rammstein 20-08-2013 21:27

    Про Cradle of Filth не забудь, там очень много тем посвященных творчеству Лавкрафта. Гитарист Пол Аллендер рисует Ктулху и сам любит творчество Лавкрафта.

    Учитываю...
    • 4 Аноним 21-08-2013 00:10

      я знаю smile

      но cof - очень известная группа, а я хотела таки про менее раскрученные написать.

      Учитываю...
  • 5 dr. Beard 20-08-2013 19:04

    Интересно, но довольно поверхностно, на мой взгляд. Сильный крен в сторону команд из Латинской Америки, при это ни слова, к примеру, про Thergothon - отцов такого жанра, как фьюнерал, весьма котировавших творчество Лавкрафта.

    Ещё пара замечаний:

    Gonyna Kry

    Наверное, всё-таки Gontyna Kry.

    собственно лавкрафтовских проектов в СНГ практически не было

    Evoke Thy Lords - "Escape to the Dreamlands". Сейчас группа играет модный stoner с околокосмической тематикой, но пластинка 2008 года - самый что ни на есть лавкрафтианский готик/дум.

    Ещё есть DSBM-проект Ossadogva, дэтстеры Koloss и Archaios Ophios тоже в теме.

    Учитываю...
    • 6 китти сандерс 21-08-2013 00:09

      писать в статье про малоизвестные проекты на лавкрафтовскую тему про thergothon - это как в 2013м году внезапно "открыть для себя и с восторженным визгом начать рецензировать transilvanian hunger или filosofem.

      >> Наверное, всё-таки Gontyna Kry.

      угу. опечаталась, а редакция не подправила, увы.

      Учитываю...
      • 7 dr. Beard 21-08-2013 17:26

        в 2013м году внезапно "открыть для себя и с восторженным визгом начать рецензировать transilvanian hunger или filosofem.

        Никогда не поздно открыть для себя золотой фонд норвежской классики.

        Тем более, Catacombs куда более известны широкой публике, чем Тhergothon. Хотя бы тем фактом, что в кой-то веки John del Russi смог выпустить полноформатник.

        Учитываю...
        • 8 китти сандерс 23-08-2013 13:40

          >> Никогда не поздно открыть для себя золотой фонд норвежской классики.

          это да

          но начать ее рецензировать - моветон же

          >> Тем более, Catacombs куда более известны широкой публике, чем Тhergothon.

          странно

          никогда бы не подумала

          в моих кругах не знать Тhergothon позорно, а про Catacombs как раз я всем рассказывала

          Учитываю...
          • 9 dr. Beard 23-08-2013 16:19

            но начать ее рецензировать - моветон же

            Достаточно и упоминания.

            в моих кругах не знать Тhergothon позорно, а про Catacombs как раз я всем рассказывала

            Когда я мониторил Сеть в поисках подходящей для этого номера музыки, пришёл к выводу, что народ гораздо лучше знает Catacombs (именно тот единственный полноформат) и британский Esoteric, нежели отцов стиля. Ну и Ahab ещё, но это, наверное, вообще самая известная банда "похоронщиков".

            Учитываю...