DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Мертвые девушки не говорят «нет»

Франкеншлюха / Frankenhooker

США, 1990

Жанр: ужасы, комедия

Режиссер: Фрэнк Хененлоттер

Сценарий: Фрэнк Хененлоттер, Роберт Мартин

В ролях: Джеймс Лорринз, Пэтти Маллен

Похожие фильмы:

  • «Молодой Франкенштейн» (1974)
  • «Невеста реаниматора» (1989)
  • «Байки из склепа» (сериал, 1989‒1996)

Как только не издевались киноделы над одним из знаменитейших чудовищ в мире! И пол монстру Франкенштейна меняли, и превращали его то в почти животное, то в нелепого дурачка, то в философствующего пацифиста. С легкой руки сценаристов ему приходилось то сражаться, то дружить с Дракулой, оборотнями и черт знает кем еще… Но такого, как Хененлоттер и Мартин, кажется, не делал никто ни до них, ни после. Чтобы понять, понравится ли вам эта картина, достаточно прочитать ее название. В нем уже есть и главная фишка, и основной комедийный элемент, и сюжетная основа — то есть все то, от чего снобы и рафинированные интеллигенты в ужасе сбегут от экранов, освобождая места для любителей задорного треша, которые подсядут поближе.

Итак, сюжет. «Франкеншлюха» рассказывает историю несчастной любви талантливого изобретателя, хирурга-самоучки и прирожденного механика Джеффри. Так уж получилось, что подарок, преподнесенный им на день рождения потенциальному тестю, сносит голову (буквально) его потенциальной жене. Расстаться с милой Элизабет наш странноватый герой никак не может, так что в суматохе похищает ее голову и решает вернуть возлюбленную к жизни. Ну и, раз такое дело, подарить ей новое тело, совершенное, лишенное всех недостатков, чтобы она больше не комплексовала по поводу лишнего веса. Сделать это проще простого: на каждом углу злачного района города стоит материал для раскройки, только выбирай подходящие элементы.

Если бы создатели картины попытались изобразить хоть какую-то серьезность, вся затея наверняка провалилась бы. Но, к счастью, они этого не сделали, поэтому с самых первых кадров становится ясно: абсурд тут поставлен во главу угла. Персонажи нелепы и карикатурны, а действие порой разбавляется гротескными гэгами вроде сверления главным героем собственного мозга для расслабления. Ведь это куда лучше и безопаснее для здоровья, чем выпивка и табак, не правда ли?

Но, что приятно, никто из тех, кто появляется в кадре, при этом не превращается в картонку, нужную только для произнесения забавных фраз. К примеру, тому же Джеффри, который во многом служит для высмеивания клише о безумных гениях-одиночках, все равно хочется сочувствовать — до такой степени он искренен в тоске по любимой. Он очарователен в той же степени, что и его странноватая мамаша и несчастная возлюбленная (и то, во что она в итоге превратилась).

Впрочем, получились бы все они такими живыми без подходящего окружения? Думается, что нет. И тут нужно воздать должное декораторам: каждая локация фильма проработана до мелочей. Небрежно брошенные вещи, чертежи и схемы, валяющиеся тут и там… и, конечно, странные механизмы и причудливые создания, оживленные больным гением героя! Никакой компьютерной графики — только куклы и машины! Для девяностого года это, конечно, не очень удивительно, но в наше время смотрится наивно и привлекательно, вполне в духе старой классики. Хотя одну из финальных сцен едва ли можно назвать привлекательной, если вы, конечно, не фанат настоящего, сочного боди-хоррора…

В общем же и целом фильм производит впечатление некоторой олдскульной комиксовости. Создатели явно вдохновлялись классикой жанра вроде первых выпусков «Баек из склепа». Со зрителем будто играют в игру, постоянно напоминая, что все происходит понарошку, и приглашая в небольшое приключение. Плюс к тому, морализаторство, нет-нет да проскальзывающее в сюжете, и любовь создателей к демонстрации обнаженной женской натуры даже не намекает, а прямо заявляет, что основная целевая аудитория фильма — подростки, жаждущие развлечений. И на выходе, если проводить параллели с литературой, получаются эдакие «Ужастики» для тех, кому Стайн уже кажется скучным.

Резюме же для «Франкеншлюхи» формулируется просто и коротко. Этот фильм — один из тех, что снят максимально «не для всех», но при этом в своей узкой нише вполне способен стать нетленной классикой. Специфический юмор, очаровательная наивность пионерлагерной байки, немного обнаженки и легкий налет поучительности — вот его основные компоненты. Если от кино хочется чего-то большего, то лучше проходить мимо. Если же вы готовы принять, что иногда фильм — это просто развлечение, выключить мозг и превратиться ненадолго в беззаботного подростка, гогочущего над сшитым из кусков проституток монстром, походя снимающим похотливых мужиков, то пропускать этот небольшой шедевр нельзя ни в коем случае.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Frankenhooker 26-11-2020 20:30

    "В общем же и целом фильм производит впечатление некоторой олдскульной комиксовости. Создатели явно вдохновлялись классикой жанра вроде первых выпусков «Баек из склепа».2

    Такое впечатление, что автор статьи просто не знает, кто такой Фрэнк Хененлоттер.

    Учитываю...