DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ОМУТ

Обучение страхом

Одна из самых доступных форм обучения, которая захватывает с самого раннего детства, – это игра. Играют котята, еще не умеющие даже толком ходить, но уже бьющие лапками по носу маму-кошку. Играют щенята, порыкивая друг на друга, воспитывая в себе важные для взрослого пса качества. Козы и телята тоже играют – разносят в щепки ограждения в деревне у бабушки. И, конечно, играет человек.

Чем сложнее сознание и организм, тем более разнообразные формы приобретает игра. Вспомните, во что вы играли детьми. Наверняка это были прятки, догонялки, а чуть позже – «классики», «войнушка» и «выше ноги от земли». В процессе развития возникала потребность в более новых формах обучения, которые могли бы расширить перспективы вашего становления. И вот кто-то находил себя в шашках и шахматах, пока другие искали место в футболе, добиваясь выхода на областные соревнования и, возможно, выше. Суть проста: игры — не просто развлечение. Так или иначе они воздействуют на черты и характеристики человека. К сожалению, игровая форма не может научить всему, вернее… раньше не могла.

Новые технологии позволили человеку шагнуть далеко вперед. Виртуальная и дополненная реальность уже применяется в обучении на самом высоком уровне. Военнослужащие разных стран на полном серьезе осваивают тактические симуляторы. Учащиеся автошкол и пилоты тоже проводят время в авиа- и автосимуляторах. Школьники и студенты используют очки дополненной реальности на химии, а также в инженерных кружках. Компьютерная программа прощает ошибки, позволяет их исправить и получить конкретное представление.

Но DARKER вообще-то пишет о темных и мрачных гранях человеческой действительности, так чего вдруг нас потянуло рассматривать эти вопросы? Ответ достаточно прост: страх — это тоже учитель. Перечислив выше классические формы детских игр, мы не сказали, что очень часто на них проецируется страх. Таким образом «ляпы» превращаются в «демонов», а «прятки» в «пугалки». Представление, что за тобой гонится не одноклассник, а «демон», моментально повышает навыки ловкости, а комбинация пряток с необходимостью напугать ищущего тебя человека развивает концентрацию и креативное мышление.

Проблема была в том, что страх трудно комбинируется с безопасной игрой. Так, например, для «пугалок» выбирались соответствующие декорации или время суток, что могло иметь свои последствия. А кто-то настолько сильно верил в демона-ляпу, что в попытках не попасться совершал довольно рискованные маневры. Однако те, кто справлялся, неосознанно повышали свою выживаемость и восприятие опасных ситуаций, а главное — получали большее удовольствие от игры.

Видеоигры позволяют нам рассмотреть принципы синтеза страха и игровых особенностей без опасности для здоровья. Условно можно выделить заимствование хоррором определенных элементов, которые облегчали бы вхождение в процесс, а также полноценное построение геймплея на целых формах обучающей игры.

Элемент

Начнем с элементов, так как это наиболее распространенное заимствование. Например, безопасные зоны в Resident Evil 2: Remake. Никто не поспорит, что от первой встречи с Мистером Х напряжение было пиковым, но резко сходило на нет, как только удавалось добраться до комнаты с пишущей машинкой. Осознав неспособность преследователя добраться до нас, мы радостно кричали: «Ха! Я в домике!» Наличие такого «домика» меняло все восприятие игрового процесса. И пусть хардкорные игроки жалуются, но для большинства это момент удовольствия. Если в жизни за вами будет гнаться двухметровый маньяк, то вряд ли вы остановите его, как только войдете в комнату с пишущей машинкой, не правда ли?

Мы находимся в игре, и она выполняет свою функцию безопасного обучения. Естественно, знакомство с геймплейными особенностями в любом случае не представляет опасности для игрока, проблемы могут возникнуть разве что у людей с неустойчивой психикой. Вот только наличие подобного «домика» создает более приятные условия — не для лютого экспириенса, а для комфортного времяпрепровождения. Стоит выйти за пределы «домика», как зомби и мутанты начнут щелкать челюстями, стремясь откусить кусок от персонажа. Этот элемент позволяет неторопливо перебарывать свой страх, справляться с паникой и осмысливать игровой опыт, не забывая о главном: мы развлекаемся, а не страдаем.

Форма

Как правило, на формах базируется весь игровой процесс. Зомби-экшен? Отлично, бежим, не давая нас укусить. Survival horror? Будьте добры играть в прятки. На примере пряток, кстати, разберем реализацию такого геймплея.

Итак, Alien: Isolation. Чужой – это наш друг или брат, который уже устал водить и ищет нас, «точно последний раз», с особым остервенением. Издаваемый звук, способность спрятаться, смекалка и интеллект – вот что является важнейшим элементами для выживания. Согласитесь, прятки в игре занимают ключевую позицию, и за счет грамотно построенной опасности, соблюдения всех принципов детской игры (не выдавай свое присутствие!) это ощущается просто потрясающе.

И мы пробуем снова и снова, с каждым разом обучаясь новому поведению. «Не выбегай из укрытия спустя минуту после того, как он ушел». «Смотри, куда ставишь ноги, не пинай этот мусор». Работает в игре? Да и в жизни тоже работает! Мы видим смоделированную ситуацию, понимаем, что случится, если запаниковать – смерть или травма. Видеоигра дает нам второй шанс, чтобы исправить это — и вот мы уже более сдержанны. Хотелось бы верить, что никому из наших читателей, да и в принципе никому никогда не придется переживать подобный опыт в реальности. Но согласитесь: сформированное представление обученного через страх человека гарантированно даст ему преимущество. Форма хоррор-пряток встречаются довольно часто, тот же Outlast может служить не менее ярким примером по форме, хоть и явно уступает в реализации.

Еще одна форма, которую можно выделить в рамках ужасов, — карточные или любые другие азартные игры. Не нова идея, что в случае проигрыша или невезения вам не просто придется прокукарекать или сделать что-то постыдное, а, например, лишиться руки, взять в руки огромного паука или вовсе рискнуть жизнью. Причем не всегда награда является гарантированной, а возможность остаться в живых — сама по себе благом. Интересным проектом в этой форме служит недавно вышедшая Inscryption – карточная игра с элементами психологического хоррора.

На руки игроку выдается колода карт, разумеется, каждая со своей особенностью. Увлекательный игровой процесс и потрясающий мрачный визуальный стиль быстро увлекают и заставляют работать мозги. Комбинируя карты существ, вы должны доказать Лешему и другим мрачным обитателям леса, которые встретятся на вашем пути, что не пощволите приносить себя в жертву и готовы идти на все ухищрения ради одной-единственной цели – остаться победителем.

Карты сами по себе увлекательная форма игры, но в нашей жизни распространены игры на деньги и желания. Здесь еще можно идти на риск, но ставить на кон собственную жизнь рискнет только глубоко азартный человек. Мы советуем вам обходить стороной яму азартных развлечений, а если очень уж хочется, то Inscryption станет увлекательным и безопасным решением. Чему учит риск в таких играх? Сразу двум вещам: думать головой и принимать только взвешенные решения, развивая интеллект и критическое мышление. И не рисковать жизнью.

Элементы и формы – не единственные составляющие видеоигр в жанре ужасов. Иногда переносится непосредственно сама игра с уникальной механикой. Встречается такое достаточно редко и реализуется в основном инди-разработчиками. Подобным могла похвастаться вышедшая в 2016 году Layers of Fear. Возможно, те, кто знаком с детищем Bloober Team, уже поняли, что мы говорим о небезызвестной Доске Уиджи.

Независимо от того, насколько серьезно вы относитесь к ней, Доску Уиджи принято считать всего лишь развлечением, даже реклама позиционировала ее как древнеегипетскую игру. В Layers of Fear, помимо основной сюжетной линии, представлена весьма необычная альтернатива — спуститься в подвал особняка и сыграть с духами. Количество разнообразных операций с доской впечатляет. Игрок может открыть проходы в уникальные комнаты и узнать историю бесенят, которые неосторожно использовали доску для него. А может вызвать таких тварей, которые без промедления убьют героя. Но и это еще не все возможные варианты развития событий.

Разумеется, набирать слова и вопросы необходимо самому, что лишь сильнее погружает в процесс. Если вы когда-либо хотели сыграть с духами, но критическое мышление и опыт просмотренных фильмов ужасов убеждали этого не делать, то в Layers of Fear есть возможность вполне безопасно примерить на себя роль спиритуалиста. Правда, безопасно только для вас, а не для вашего персонажа.

Как говорилось выше, подобные вещи реализуют многие независимые разработчики. Нередко и вовсе берется конкретный ритуал со своими особенностями, что-то в духе «не дай свече погаснуть», «выполни правильную последовательность в решении загадки» или «не оборачивайся, когда за спиной кто-то есть». Все это исполняется именно в игрой форме, в духе Пиковой Дамы и Кровавой Мэри, которыми баловались многие дети. А что это, если не своего рода игра или развлечение?

Компьютерные технологии позволили безопасно придать игровой форме страх. Отчасти в этом и кроется популярность проектов в жанре хоррор. Запуская Alien: Isolation или Inscryption, мы буквально играем внутри игры. Такие формы не просто способствуют уникальному экспириенсу, но и позволяют гораздо глубже окунуться в процесс, получая экстремальный опыт, который наслаивается на жизненные реалии.

Игра – это всегда обучение.

Хоррор-игры – обучение страхом и суровое принятие тех последствий (а также сопротивление им), о которых не принято говорить вслух.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)