Маленький незнакомец / The Little Stranger
Ирландия, Великобритания, Франция, 2018
Жанр: драма, триллер, ужасы
Режиссер: Леонард Абрахамсон
Сценарий: Люсинда Коксон, Сара Уотерс
В ролях: Донал Глисон, Рут Уилсон, Шарлотта Рэмпинг, Уилл Поултер
Похожие фильмы:
- «Другие» (2001)
- «Багровый пик» (2015)
«Маленький незнакомец» – антуражная драма, периодически мимикрирующая под готический фильм ужасов о старинном особняке, в котором творятся странные и страшные вещи. Главный герой картины, уездный врач по фамилии Фарадей, был рожден сыном прислуги, работавшей в поместье Хандредс-Холл у семьи Айрес. Но время перевернуло все с ног на голову: некогда цветущий особняк, приковывавший взоры и вызывавший у гостей жгучую зависть, как и материальное состояние его обитателей, находится в глубоком упадке. Фарадей сближается с Айресами, семья которых в 1947 году состоит из старухи-матери, старой девы Кэролайн, и пострадавшего на фронте Второй мировой Родерика, и пытается быть им не только хорошим семейным врачом, но и верным другом. Но так ли чисты и бескорыстны его намерения, как считают Айресы – вот главный вопрос, ответ на который вовсе не лежит на поверхности.
Роман британской писательницы Сары Уотерс «Маленький незнакомец», послуживший основной для нового фильма Леонарда Абрахамсона, хорош тем, что все события в нем можно трактовать двумя способами. Первый способ предполагает веру читателя в сверхъестественное и готовность объяснять все описанные странности с помощью живущего в старинном особняке полтергейста. Второй может расставить все точки над i, указав на то, что все случившееся – дело рук человеческих, и голова, управлявшая этими руками, была полна зависти, желчи и злобы. Однако киноверсия «Маленького незнакомца» резким движением руки отбрасывает любые попытки говорить об этом произведении, просто как об очередной готической истории с привидением на чердаке, переводя все в плоскость драмы о человеке, который зашел в своем детском желании стать королем замка слишком далеко.
Долгое время в картине нет вообще никакой мистики. Мы лишь наблюдаем за повседневной жизнью врача, живущего в английской глубинке, и семейства бывших аристократов, которому во второй половине двадцатого века приходится несладко: гнетущая атмосфера послевоенной Англии, в рамках которой существуют герои, сама по себе достаточно неуютна и без всяких привидений. Когда же, наконец, персонажи сталкиваются со сверхъестественным, создатели картины довольно быстро дают нам понять, что странные письмена на стенах, позвякивание колокольчика и внезапные возгорания – это вовсе не проделки невидимых обитателей Хандредс-Холла, а спланированные попытки окончательно вывести из равновесия и без того стоящих на грани отчаяния Айресов. Можно сказать, что «Маленький незнакомец» идет по пути кубриковского «Сияния», показывая, что зло находится не где-то вне и периодически тянет свои когтистые лапки к людям, а постоянно живет внутри человека, время от времени вырываясь наружу.
Роль доктора Фарадея нетипична для Донала Глисона, которого мы куда чаще видим на экране в амплуа хорошего, милого, но несколько нерешительного парня, и, тем не менее, актер вжился в нее настолько хорошо, что в ожесточенном лице сельского медика, словно бы неспособном вербализировать свои эмоции, сложно узнать полюбившегося героя из «Бойфренда из будущего» или «Фрэнка».
А вот остальной актерский состав оказался не так хорош: компанию Глисону в «Маленьком незнакомце» составляли обладательница «Золотого глобуса» Рут Уилсон и блистательная Шарлотта Рэмпинг, и обе они все два часа экранного времени казались максимально отрешенными от происходящего. Даже в моменты, когда между Фарадеем и Кэролайн вспыхивает секундная страсть, Уилсон удается сохранить на лице полное безразличие, что несколько портит впечатление от увиденного.
В целом, «Маленький незнакомец» оставляет впечатление добротно сделанной драмы о том, что в современности уже нет места старинным особнякам и классическим аристократам, а детская травма, не излеченная к середине жизни, может обладать воистину сокрушительной силой. Но фильму очень сильно не хватает динамики и интриги, способных толкать сюжет дальше и вести за собой заинтересованных зрителей. Порой повествование становится настолько вялым, что даже жалеешь, о том, что Абрахамсон не превратил свою экранизацию в классическую «пугалку» со скрипящими половицами и бьющими в оконное стекло ветками – это, по крайней мере, заставило бы зрителей ожидать какого-то сюжетного твиста или необычной развязки.
Комментариев: 0 RSS