DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Старый страшный отель

Сияние / The Shining

США, Великобритания, 1980

Жанр: драма, ужасы, мистика

Режиссер: Стэнли Кубрик

Сценарий: Стэнли Кубрик, Дайан Джонсон

В ролях: Джек Николсон, Шелли Дювалл, Дэнни Ллойд, Скэтмэн Крозерс, Бэрри Нельсон

Похожие фильмы:

  • «Призрак дома на холме» (1963)
  • «Квайдан: Повествование о загадочном и ужасном» (1964)
  • «Ужас Амитивилля» (1979)

Сияние 

Стэнли Кубрик принадлежит к числу нетипичных американцев среди режиссеров. Он родился в США, но по своему мировосприятию больше тяготел к европейской культуре. Постановщик не желал заигрывать с «большим кино» и в то же время не проявлял интереса и к независимой ветви американского киноискусства. Типично американские жанры, как например пеплум («Спартак»), фантастика («Заводной апельсин»), хоррор, трактовались режиссером в экзистенциальном ключе. Вот и «Сияние», экранизация нового тогда романа Стивена Кинга, заимствует от первоисточника лишь фабулу. Неудивительно, что сам автор остался весьма недоволен экранизацией, и в 1990-е гг. на телевидении вышел новый киновариант его романа, поставленный другом Кинга Миком Гэррисом.

Стэнли Кубрик не проявляет особого интереса к традиционным мотивам хорроров о привидениях. То, что отель построен на месте индейских захоронений, упоминается мастером вскользь и не имеет принципиального значения для сюжета. Также режиссер уделяет минимум внимания Дэнни, сыну Джека Торренса, главного героя «Сияния», у которого есть способность общаться с людьми на расстоянии. Можно сказать, Стэнли Кубрик снимает перпендикулярно жанру, максимально убирая элементы занимательности, внешние проявления сверхъестественного. Режиссера интересует, в первую очередь, контакт человека с иной реальностью, с чем-то, лежащим за пределами человеческого опыта. Стэнли Кубрик отчасти продолжает темы своего фантастического фильма «2001: Космическая одиссея». Только на этот раз человечество в лице своих отдельных представителей контактирует не с внеземной формой жизни, воплощенной в виде абсолютно черных монолитов, а с миром духов, теней, незримо присутствующих среди живых.

«Сияние» английского мастера (ведь Кубрик почти 40 лет прожил в Англии и считал себя англичанином) отличается даже от классических американских историй о страшных домах именно тем, что режиссер вовсе не изображает отель «Оверлук» как проклятое место. Он не славен трагическими страницами из своей истории, как другой проклятый кинговский дом «Красная роза». Большинство людей, когда-либо его посетивших, воспринимали «Оверлук» как вполне хорошее место для отдыха.

Сияние 

Однако есть те, кто иначе видит окружающий мир. Хэллоран, шеф-повар отеля (его роль убедительно сыграл Скэтмэн Крозерс, друг Джека Николсона) неслучайно говорит Дэнни, что у любого места есть своя история, где плохое соседствует с хорошим. События оставляют свой невидимый глазу след, и только люди, отмеченные «сиянием», способны видеть то, что скрыто от глаз. А некоторых эти видения могут даже сводить с ума.

Проще всего увидеть в «Сиянии» Стэнли Кубрика привычную историю о том, как демоны доводят до безумия человека. Но Джек Торренс не марионетка в руках невидимых сил, а личность, наделенная свободной волей. Безумие изначально зрело в этом человеке, недовольном течением своей жизни. Он мечтал быть писателем, но в итоге так и не стал им, много лет проработав учителем в школе. В своих неудачах он винит семью, которая, как ему кажется, мешает его планам претвориться в жизнь. Большие пространства отеля «Оверлук» при помощи виртуозных тревеллингов (камера буквально следует за героями по пятам) сопоставляются с пустыней души Джека Торренса. Любовь к семье замещается обидой на весь мир, а его способность видеть то, что находится вне пределов разума, губит его. Иной мир становится отражением его больной души, а в шепоте потусторонних голосов Джек жаждет услышать слова, побуждающие его к действию.

Стивену Кингу в интерпретации Кубрика могло не понравиться, даже оскорбить, совершенное игнорирование со стороны гениального режиссера понимания Кингом природы ужасного. Сверхъестественное у Кубрика не вторгается в реалистически изображенный быт, а изначально присутствует где-то по соседству. Кубрик как бы усваивает восточное понимание мира духов, оттого его мистический шедевр лучше сопоставлять не с американскими образцами жанра, а, например, с мистикой Востока. Внешняя среда сведена режиссером к минимуму, о прошлом героев можно узнать только по их редким рассказам о себе.

Сияние 

Словно уподобившись Ингмару Бергману, английский мастер кино впускает в кадр молчание, как бы метафору загробной тишины. Бесконечные лабиринты коридоров, настоящий лабиринт перед отелем – человек потерян в пространстве, задавлен пустотой и тишиной. Он остается один перед неизведанным, где за каждой дверью и каждым поворотом может быть встреча с непознанным. Призраки ведут диалог с Джеком Торренсом, вовлекая его в свой мир, где так хорошо, где он важная фигура. Режиссер как бы развивает традиции романтизма в темном жанре, изображая идеальной действительностью смерть. Ведь неслучайно так много самоубийств происходит именно среди романтиков. Смерть видится ими избавлением от страданий, именно в момент самоубийства человек обретает контроль над своей жизнью, хотя бы на краю уподобляясь богу.

Стэнли Кубрик выстраивает действие «Сияния» по законам литературы, не только деля повествование на главы с непременными «ударными эпизодами» в конце каждого отрезка, но творя как бы экзистенциальный эпос, так что работа Кубрика вполне сопоставима по силе воздействия с японским «Квайданом». Опасность представляют не столько бесплотные духи, сколько сам человек. Оставшись один, он превращается в зверя. Встреча со сверхъестественным пробуждает в Джеке худшие черты (Джек Николсон, актер потрясающей экспрессии, удачно был выбран на главную роль). Он неосознанно желает стать убийцей, оттого и видит сон о своем будущем преступлении. Только отняв жизнь, то есть, посягнув на статус бога, Джек мог стать чем-то большим, нежели обычный семьянин. И страшен не топор в его руках, а безумные глаза Джека, являющиеся отражением его темной души, такой же извилистой, как и анфилада комнат старого отеля «Оверлук».

Сияние 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)