DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Подражание классике

Изощренный кошмар / Twisted Nightmare

США, 1987

Жанр: ужасы, триллер

Режиссер: Пол Хант

Сценарий: Пол Хант, Чарльз Филип Мур

В ролях: Ронда Грэй, Клив Холл, Роберт Падилья, Брэд Бартрам, Скотт Кинг, Девон Дженкин

Похожие фильмы:

  • «Пятница 13-е — Часть 3» (1982)
  • «Кровавый крюк» (1986)

Этот фильм из славной эпохи 80-х далеко не самый известный образчик слэшера. Впрочем, он и не окончательно затерялся в череде других, хоть и вышел в прокат с большим опозданием, когда «золотая пора» жанра подходила к концу. Пол Хант (1943–2011) был владельцем Canyon Films, компании, которая выпустила в прокат множество экспериментальных и андеграундных фильмов 1970-1980-х годов. Также Пол Хант сотрудничал с Орсоном Уэллсом, выполняя технические и административные функции в его поздних проектах. В то же время Хант и сам периодически что-то снимал, обладая узнаваемым режиссерским почерком. Например, он играл камео во многих своих фильмах, и каждый был им снят в независимом сегменте. Это были вестерны, фантастика, драмы, а также единственный хоррор «Изощренный кошмар», о котором пойдет речь сегодня

Бюджет этого слэшера составил 890 тысяч долларов, и большая их часть ушла на спецэффекты, которые вполне хороши для тех лет. Режиссер снимал в том же 1982 году, что и Стив Майнер свой второй сиквел «Пятницы, 13-е», и в тех же декорациях. Хант лишь добавил больше натурализма и эротики, что, учитывая почти полное отсутствие голых женских тел у Майнера, заставляет признать этот фильм X-версией классики слэшеров.

Сюжет тоже весьма напоминает джейсониану. Отличие только в худшей проработке персонажей, а также мистических нотках, которые вполне себя проявят в финале ленты. Поклонники слэшеров едва ли будут разочарованы, ибо тут в определенных пропорциях есть все, что составляет отличительные особенности жанра, включая страшную атмосферу, во многом созданную благодаря жестоким убийствам и обилию ночных сцен.

Сценарий неровный и порой содержит абсурдные вещи: например, дряхлого шерифа, который один с пистолетом идет ловить маньяка (!). Персонажей очень много, так что легко запутаться, кто есть кто, тем более, как уже говорилось, большинство из них весьма абстрактны. Зато режиссер продемонстрировал разнообразие смертей, что тоже неплохо.

Единственной оригинальной идеей фильма является мистика, связывающая ленту с историями об одержимости. Также стоит похвалить актера Роберта Падилью, часто игравшего в вестернах и на телевидении — его индейский шаман получился запоминающимся интересным героем, на фоне которого особенно меркнут блеклые персонажи прочих актеров.

«Изощренный кошмар» по непонятным причинам пять лет пылился на полке. Возможно, из-за сходства с франшизой «Пятница, 13-е». Студия Paramount при желании могла засудить Пола Ханта за плагиат, но скорее авторы сами были не уверены в успехе своей неровной, но любопытной постановки. Будучи известным человеком в кинобизнесе, Хант добился официального разрешения на съемки в декорациях триквела, так что часть ауры классического слэшера передалась и этой скромной ленте.

Из молодых актеров никто так в итоге и не стал известным, хотя Клив Холл в дальнейшем не раз играл в хоррорах. Он также мастер по спецэффектам и, возможно, делал их и для слэшера Ханта. Также фильм стал последним в карьере 77-летнего Нобла Чисселла, сыгравшего за свою жизнь более 150 (!) эпизодических ролей в кино, впервые снявшись аж в 1936 году. Его игра вполне убедительна, однако нельзя не заметить, что актер очень состарился к 1982 году, а потому идея сценаристов сделать его охотником за убийцей вызовет разве что смех, что усугубляет и бесславная смерть его героя. Могли хотя бы придумать запоминающуюся сцену, как в позднем независимом слэшере «Кэтчер» (1998), где такой же старый тренер оказал маньяку достойный отпор.

«Изощренный кошмар» в общем и целом вполне достойный хоррор. Он не лишен таланта, особенно в части атмосферы. Жаль только, что постановщика голые тела и откровенное насилие заботили больше, чем связный сюжет. Лишь оригинальная развязка заставляет примириться с не очень внятным повествованием и поставить отличную оценку. Ведь во второй половине 80-х выходили слэшеры гораздо хуже, которые окончательно похоронили жанр вплоть до середины 90-х, когда вышли иронические франшизы «Городские легенды», «Крик» и «Я знаю, что вы сделали прошлым летом».

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 JaketheSnake 21-01-2021 09:15

    Помню помню, забавный фильм. Звёзд с неба не хватает, но на вечерок вполне себе.

    Учитываю...