DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Погружение в абстракцию разума

Думаю, как все закончить / I'm Thinking of Ending Things

США, 2020

Жанр: драма, триллер

Режиссер: Чарли Кауфман

Сценарий: Чарли Кауфман, Иэн Рейд

В ролях: Джесси Племонс, Джесси Бакли, Тони Коллетт, Дэвид Тьюлис, Джейсон Ральф, Колби Минифи Эбби Куинн

Похожие фильмы:

Начало осени ознаменовалось выходом на Netflix нового фильма Чарли Кауфмана, и на сей раз он снова возложил на себя обязанности и режиссера, и сценариста. «Быть Джоном Малковичем» и «Вечное сияния чистого разума» — его ранние сценарные работы, а в качестве постановщика он дебютировал с фильмом «Нью-Йорк, Нью-Йорк» в 2008 году. Ленту показывали в Каннах.

Получив номинацию на «Оскар» и венецианский Гран-при за экспериментальный анимационный фильм «Аномализа», режиссер на пять лет замолкает, чтобы вернуться с абсурдистским триллером о перипетиях человеческих отношений и сиянии помутненного разума.

«Думаю, как все закончить» — экранизация одноименного дебютного романа канадца Иэна Рейда. Но, хоть идея картины и не принадлежит Чарли Кауфману, в фильме остро чувствуется его почерк.

В начале фильма рассказчица Люси (Джесси Бакли из «Войны и мира», «Табу», «Чернобыля») повествует о том, что она думает все это закончить. Что именно? Например, отношения со своим парнем Джейком (Джесси Племонс из «Во все тяжкие», «Фарго»), который вроде бы хороший и умный, и все же что-то не так. Но она соглашается поехать с ним на ферму его родителей, чтобы наконец-то с ними познакомиться. Странное решение для человека, уставшего от отношений, верно? Но героине проще сказать «да».

И начинается долгая дорога на машине в глушь. Осязаемая тоска поездки тянется добрых 20 минут экранного времени. На зрителя обрушиваются долгие, кажущиеся бессмысленными диалоги главных героев под меняющиеся пейзажи и мельтешение моросящего снега. Заоконная непогода залетает в салон авто вихрем сумасбродных мыслей попутчиков: тут и декламация стихотворения об экзистенциальном одиночестве, и цитирование книг, уходящее в утомляющее никуда, в абсурд и театральщину.

Далее следует не менее абсурдная встреча с родителями: дерганой матерью, сраженной тиннитусом (Тони Коллетт), и чрезмерно активным отцом (Дэвид Тьюлис). Их ферма и дом напоминают логово маньяка из хорроров на подобную тематику, а каждая реплика и движение наполнены глубинным дискомфортом и наждачным чувством неловкости. Еще в «Реинкарнации» Ари Астера — мимолетные ассоциации с ней возникают при просмотре фильма, откуда, к тому же, перекочевала Тони Коллетт, — была похожая идея проклятого дома, но на этом заимствовании Кауфман не сосредоточивается, хотя выводит все линии фильма именно к нему. А вот с идеей рока наследственности он поигрался на славу.

Чем дальше, тем страннее: за вечер Люси успеет превратиться в Лючию и Ивонну, стать специалисткой в квантовой физике и художницей. И линейность времени сбоит: пес Джимми будто завис в попытке стряхнуть капли влаги с шерсти, а родители Джейка то молодеют, то стареют. Вот мать порхает по дому, собирая детские игрушки, а вот она уже измученная дряхлая старуха…

Фильм, как прилежный представитель постмодернизма, пестрит разнообразными отсылками к культуре и искусству. Из живописи — «Странник над морем тумана» (1818) Каспара Давида Фридриха. Картина висит в старой комнате Джейка и возвещает о глубоком одиночестве, которым полнятся души героев. А именно пейзажи Ральфа Альберта Блейкока Люси выдает за свои. Стихотворение «Костяной пес», озвученное ей же, принадлежит перу канадской поэтессы Евы Х. Д. (Eva H.D. — ‎Bonedog). Мелькает и упоминание Дэвида Фостера Уоллеса, и мюзикла «Оклахома!», в который позже фильм буквально перетекает. В свою очередь, выдуманный ромком Роберта Земекиса играет значительную роль для понимания фильма.

«Думаю, как все закончить» — фильм об отношениях в широком смысле: между людьми и их представлениями друг о друге, человеком и произведениями масс-культуры, искусства, жизнью и ее интерпретацией. И, таким образом, о том, что существование превращается в сплошное декодирование смыслов и подтекстов. Герои впитывает все, что их окружает, и вот уже выдают мысли из фильма или книги за свои. Мимикрируют под вымышленных персонажей в попытках стать подлинными, но оставаясь при этом теми, кто цитирует, а не кого цитируют. Неспроста в фильме звучит слово «солипсизм». Лабиринт разума снова и снова множит воспоминания, перемежая их с фантазиями. И только пес Джимми отрицательно машет головой. В одинокой бесконечности он знает, что нужно уже подумать о том, как все это закончить…

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 eucalypt 20-09-2020 12:06

    Интересно. Кауфман, без сомнения, великий сценарист. Правда, когда он выступает экранизирует сам себе — не могу назвать эти фильмы любимыми (Аномализа, Синекдоха Нью-Йорк). Тут, успокаивает, что материал изначально чужой. Но кого я обманываю, конечно буду смотреть smile Спасибо!

    Учитываю...