Монстр / Monster
США, 2003
Жанр: триллер, драма
Режиссер: Пэтти Дженкинс
Сценарий: Пэтти Дженкинс
В ролях: Шарлиз Терон, Кристина Риччи, Брюс Дерн, Скотт Уилсон
Похожие фильмы:
- «Генри: Портрет серийного убийцы» (1986)
- «Месть Лиззи Борден» (2018)
Секс с незнакомкой опасен. Особенно если она проститутка. Такая уличная, стоящая на обочине и готовая исполнить пожелания клиента прямо в машине. Страшная, пропахшая табаком и выпивкой, возможно имеющая набор заразных болячек. А еще она может быть рехнутой на всю голову, агрессивной и озлобленной, ненавидящей и себя, и похотливых мужиков. И жаждущей убивать… Снова и снова…
Драматический триллер с бесхитростным названием «Монстр» снят по мотивам жизни Эйлин Уорнос, серийного убийцы, примечательного своим полом — женским. Реально, в мировой истории дама-маньячка — явление редкое и своеобразное по природе. Известно, что женщины в целом более эмоциональны, чем мужчины, а соответственно, куда легче впадают в истерику, но, как это ни парадоксально, при этом не доходят до массового умерщвления других. Поэтому систематическое и целенаправленное душегубство со стороны слабого пола — феномен, требующий отдельного осмысления. У любого преступления, даже самого безумного, есть причины, которые в художественном формате и исследует кинокартина Пэтти Дженкинс.
В прологе нам показывают девочку с классическими мечтами стать известной и всеми любимой, которые быстро разбиваются о суровую реальность, коей становится проституция уже в юном возрасте. Далее фильм пропускает период ранней молодости Эйлин, состоявший из всевозможных правонарушений, и концентрируется на встрече и дальнейших отношениях Уорнос с «розовой» Шелби (Тирия Мур в реальной истории).
Таким образом, достаточно долго зритель смотрит лесби-мелодраму, в которой влюбленные сражаются с жестоким миром, отвергающим их роман. Создатели ленты заведомо не пытаются оправдать женщин, выставить их невольными и абсолютными жертвами злого и бесчувственного окружения, что исправно работает на качество картины. У каждой из героинь есть выбор как касаемо личной жизни, так и конкретных действий. Любовь отнюдь не обеляет насилие, как и мнимое отсутствие альтернативного пути (конечно, быть уличной девкой проще и привычнее, чем научиться зарабатывать иначе). Поэтому итоговое становление Эйлин как грабительницы и убийцы — прямое следствие ее деструктивной сущности.
Да, первое преступление представлено как вынужденное, фактически «превышение самообороны», или «деяние в состоянии аффекта», но последующие — это четкие умышленные расправы над безоружными и беззащитными. Здесь не работает постулат «все мужики — похотливые кобели», ибо Уорнос — совершеннолетняя проститутка, «в здравом уме и твердой памяти» зарабатывающая выбранным способом. Ради художественного эффекта в сценах убийств показаны некие душевные терзания Эйлин, но факт остается фактом: это циничные расстрелы людей, того не заслуживающих, ни по закону, ни по совести.
Фильм стал заметным событием не только благодаря жесткой истории и обличительной режиссуре, но в первую очередь из-за исполнительницы главной роли Шарлиз Терон, совершившей актерский подвиг. Красивая женщина на время изуродовала себя, сильно поправившись и представ в отталкивающем гриме опустившегося человека. Впрочем, главное здесь не физическая и визуальная трансформация, а действительно выдающаяся игра, восхищающая полным эмоциональным перевоплощением. «Монстр» может не понравиться из-за тяжелой сути, откровенной жестокости и извращенной любовной истории, но точно запомнится благодаря образу, созданному Терон.
Сейчас, в стремительно меняющемся мире и под влиянием движения #MeToo, фильм можно воспринять и как злободневный феминистский посыл о том, что «мужики получили по заслугам», а женщины — жертвы во всем и всегда, вынужденные убивать ради защиты чести и достоинства. Но в реальности серийный убийца — это всегда монстр, которому нет оправдания и который заслуживает высшей меры. А картина Пэтти Дженкинс — по сей день и в будущем — трагедия о тех, кто погиб от рук свихнувшегося чудовища по имени Эйлин Уорнос.
1 Серж 20-03-2020 16:23
Спасибо, прекрасный фильм и прекрасная Шарлиз Терон.