DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Лесбиянка с топором

Месть Лиззи Борден / Lizzie

США, 2018

Жанр: триллер, драма, криминал

Режиссер: Крэйг Уилльям Макнейлл

Сценарий: Брайс Касс

В ролях: Хлоя Севиньи, Кристен Стюарт, Джефф Перри, Фиона Шоу и др.

Похожие фильмы:

  • «Проклятье Лиззи Борден» (2006)
  • «Лиззи Борден взяла топор» (2014)

Третья волна феминизма и попытки кинематографистов на этой волне прокатиться заставляют режиссеров и сценаристов по-новому осмыслять давно знакомые сюжеты и наковыривать из них сильных и независимых женщин, коих можно было бы выдвинуть на первый план и продемонстрировать в качестве примера для подражания. Как бы на первый взгляд это ни было странно, но нечто подобное произошло и с историей убийцы из XIX века Лиззи Борден, что августовским деньком 1892 года взяла в руки топор и нанесла папеньке и мачехе несколько десятков ударов. Суд в то, что леди способна превратить черепную коробку отца в месиво из костей, крови и мозга, просто не поверил и признал Лиззи невиновной, отпустив восвояси. А ныне Крейг Уилльям Макнейлл, вполне себе верящий в то, что именно мисс Борден устроила бойню в собственном доме, снял фильм, в котором показал «убийцу с топором», ставшую героиней американского фольклора, настоящую эмансипе, которая отстаивает свои женские права с оружием в руках.

Начинается «Месть Лиззи Борден» с того, что в дом к Борденам устраивается новая горничная Бриджит (Кристен Стюарт), которую, тем не менее, все в доме, не заморачиваясь, величают Мэгги. Хозяйка дома (Фиона Шоу) относится к прислуге просто как к очередной девице на побегушках, хозяин (Джейми Шеридан) питает к ней сексуальный интерес, и только старшая из дочерей, Лиззи (Хлоя Севиньи), относится к девушке как к человеку, а через некоторое время между ними завязываются любовные отношения.

Оказывается, что Лиззи отличается от остальных членов своего семейства не только тем, что все-таки считает служанок людьми, но и отношением к роли женщины в социуме. Своенравная девица в одиночку ходит на вечерние представления в театр, смело спорит с батюшкой и всячески подчеркивает свое право самой распоряжаться своим телом, имуществом и финансами, а потому выступает против назначения опекуна над женской частью семейства в случае смерти кормильца. Вот так легким движением руки Лиззи Борден превратилась в ярую феминистку задолго до того, как это стало мейнстримом.

Помимо метаморфоз образа главной героини создатели картины предлагают зрителю и новые мотивы убийства, которыми она могла руководствоваться. Во-первых, экранная Лиззи с топором в руках борется за свою любовь к Бриджит, которая патриархальным родителем не одобрялась. Во-вторых, с помощью рубящих движений она выплескивает все свое недовольство сложившейся общественной парадигмой, которой придерживается и ее семья. В общем, режиссер Макнейлл, сценарист Брайан Касс и актриса Хлоя Севиньи, много лет вынашивавшая планы по реализации этого кинопроекта и выступившая в качестве продюсера ленты, всеми силами пытаются нам показать, что Лиззи-то на самом деле борется за правое дело. Может, разве что, чуток палку перегнула в своем стремлении вырваться из-под гнета патриархального общества.

В своей попытке обелить Лиззи Борден и сделать ее сложнее, чем она есть, Крейг Уилльям Макнейлл, конечно, перестарался. В фильме одно допущение следует за другим: только зритель смирился с тем, кто Лиззи на сей раз не кроткая овечка, вяжущая воротнички на досуге учительница воскресной школы, а резковатая дама себе на уме, как ему предлагают сначала принять еще и тот факт, что девушка – лесбиянка, влюбленная в горничную, а потом еще и поверить в то, что убийство отца и мачехи – это акт возмездия и попытка хоть чуть-чуть восстановить справедливость.

Вот только Лиззи-бунтарка выглядит несколько глупо, поскольку не очень понятно, что она вообще собой представляет, чем интересуется и как будет распоряжаться свободой, о которой мечтает. Любовь с Бриджит отдает то мещанской скукой, то попыткой хоть куда-то направить свои романтические устремления, а Эндрю Борден вовсе не предстает перед нами тираном и деспотом, измывающимся над всей семьей и достойным такой страшной и жестокой смерти, тем более от рук дочери. Все эти ошибки можно было исправить, докрутив гайки, сделав героиню более симпатичной, мистера Бордена более отвратительным, а чувства между девушками более трогательными, но съемочная группа, видимо, пребывала в такой эйфории от самой идеи нового взгляда на деяния Лиззи, что это ушло на задний план и абсолютно никого не волновало.

Единственное, что в «Мести Лиззи Борден» действительно удалось, так это кульминационная сцена убийства, в которой у зрителя, вставшего на место Бриджит, свидетельницы всех страшных событий и несостоявшейся подельницы главной героини, должно измениться отношение к Лиззи, превратившейся из страдающей девушки в расчетливую и хладнокровную убийцу. Хлоя Севиньи в образе Лиззи Борден в этом эпизоде особенно хороша (и не только потому, что обнажена), а Кристен Стюарт, до того не особо радовавшая зрителя какими-либо эмоциями, играет так, что живущий в каждом неверящий Станиславский умолкает и отходит в тень. Именно этот фрагмент, насыщенный реальными и выдуманными деталями, проговаривает довольно важную мысль, наличие в фильме которой подталкивает простить и дурацкую лесбийскую линию, и вольности по отношению к образу героини: где есть насилие, нет места любви. Превращаясь в монстра с топором, попрощайся со всеми теми, кто любил тебя в человеческом обличии.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Нильс Кот 27-03-2019 11:24

    Психопатка с топором, гомосексуализм, феминизм... Чудненько. Давно не встречал столь чётко выведенного сюжетного хребта.

    Учитываю...