DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Социальный лифт

Платформа / El hoyo

Испания, 2019

Жанр: камерный психологический триллер, фантастика, притча

Режиссер: Гальдер Гастелу-Уррутия

Сценарий: Давид Десола, Педро Риверо

В ролях: Иван Массаге, Сорион Эгилеор, Антония Сан Хуан и др.

Похожие фильмы:

  • «Куб» (1997)
  • «Экзамен» (2009)
  • «Ангел-истребитель» (1962)

Горен просыпается в бетонной камере. У него усы, бородка и красивые черты лица, на которые кожа будто натянута. Видом он напоминает нам Дон Кихота. Напротив него толстенький и пожилой сокамерник Тримагаси. На стене номер этажа — 48. Раз в день через всю циклопическую постройку, судя по всему находящуюся под землей, спускается платформа с разнообразной едой. В сооружении, если верить более опытному Тримагаси, порядка двухсот этажей. На первом, самом верхнем, платформа вся заставлена едою, красиво сервированной на блюдах. До каждого последующего этажа доходит все меньше и меньше. Поэтому ешь, Горен, ешь. 48-й — это не так хорошо, как 20-й, но и совсем не так плохо, как 60-й… С воли каждый заключенный может взять с собой какую-то одну вещь: у Горена это томик «Дон Кихота», на которого он так похож, а у его соседа — самозатачивающийся нож…

«Платформа» — редкий пример камерного психологического триллера. Впрочем, настолько мрачного, что его можно по праву отнести и к хоррору. Жанр редок настолько, что ближайшим идейным и формальным родственником фильма можно назвать исключительно культовый «Куб» Винченцо Натали. Эта их схожесть, наверное, и помешает «Платформе» приобрести такой же высокий статус. Тут у кого оригинальная идея была первой, тот и победитель.

С «Кубом» у «Ямы» (именно так переводится оригинальное название) есть важное различие. «Куб» был герметическим идеалом. Недаром нашпигованный математикой фильм и сам был скорее идеей, абсолютным понятием. Есть герои, есть необычная ситуация, есть их действия и никакого внешнего мира. В то же время в работе Гальдера Гастелу-Уррутии пусть внешний мир практически и не показан, но играет важнейшую роль. По сути, «Платформа» очень легко читается как аллегория на общество. Тех, кто наверху, не сильно заботят проблемы тех, кто внизу. Но как только «последние станут первыми», трансформация повторится: человек человеку волк и т.п.

Главный герой, Горен — альтер эго зрителя в этом Аду. Своим отношением к его поступкам мы проверим собственную картину мира. Мы за всеобщее благо? И какой ценой? Жизнь — это борьба и идеалист Горен для нас смешон? А может, вместе с ним мы верим в идеалы и готовы устроить революцию? В этом и есть главная заслуга и прелесть фильма. Он не просто зрелище, а полоса препятствий для нашей собственной этики.

С другой стороны, это морализаторство может и оттолкнуть определенную часть зрительской аудитории. За последние годы что-то слишком часто нашумевшие ужастики черпают вдохновение из «левацких» идей: в первую очередь это «Прочь» и «Мы» Джордана Пила, а также южнокорейские «Паразиты», ставшие одним из открытий 2019 года.

Так или иначе, тихий фестивальный хит «Платформа» вдруг прогремел на весь мир. Давайте разберемся, чем же он привлек зрителей. Невооруженным глазом виден небольшой бюджет, ограниченность во всем и, как следствие, изобретательность. Ни известного режиссера (для Гастелу-Уррутии это дебютный полный метр), ни актеров. Единственная звезда фильма — Антония Сан Хуан, прославившаяся у Педро Альмодовара. На самом деле, перед нами типичная история инди-хита, которые просто обязаны случаться раз в несколько лет, чтобы поддерживать страсть к кинематографу и надежду на лучшее у молодого поколения. На родине, в Испании, фильм взял престижные премии «Гауди» и «Гойя», правда исключительно за визуальные эффекты. Но зато он завоевал «Полуночное безумие» в Торонто. Что ж, после такого громкого дебюта будет интересно следить за дальнейшей карьерой режиссера.

Как чистое зрелище, «Платформа» не даст заскучать. Для этого постановщики умело жонглируют жанрами: сюрреалистичная фантастика, пыточное порно, кровавый боевик, злая сатира — калейдоскоп сменяющихся картинок бодрит. После просмотра вы поймаете себя на мысли, какую бы вещь взяли с собой в «Яму». И какое бы блюдо выбрали. А может, задумаетесь о том единственно важном философском вопросе, что предлагал Камю. Так кто вы и на каком уровне ямы?

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)