DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ВИННИ-ПУХ: КРОВЬ И МЕД 2

«Сруб»: «Созерцание, иван-чай и вечерки»

29 октября в рамках тура «Бесы» в Москве состоится выступление коллектива «Сруб» — одного из самых неоднозначных и загадочных в России. В их музыке оригинально сочетаются постпанк и дарк-фолк. В преддверии гига и маячащего на горизонте Самайна Йона Берг и Дмитрий Маслов приоткрыли завесу мглы — поговорили с вокалистом и автором песен Игорем Шапранским о мистицизме, самопознании, вдохновении и многом другом.

Почему за основу музыки взят именно постпанк?

Инструментарий постпанка топорен, прямолинеен и прост. Именно этой простоты мне и хотелось изначально. Безусловно, сейчас задач я ставлю перед собой и «Срубом» гораздо больше, поэтому даже мне сложновато четко определить нынешние жанровые рамки.

Почему именно постпанк скрестился с фолковой музыкой?

Фолк, если хотите, — это дискурс «Сруба». Это его выражение. И тут я повторюсь: это очень общее слово для всей глубины концептуальных значений. Без фолковой основы это была бы совсем иная группа с совсем другим посылом и другой атмосферой.

Постпанк, как известно, музыка невеселая, и жанр породили личности весьма далекие от позитивного взгляда на мир. Можете о себе сказать, что видите жизнь в мрачных красках?

Абсолютно нет. Ни в мрачных, ни в радужных. Я вижу ее такой, какая она на самом деле, во всем многообразии цветов неискаженного (разве что субъективного, конечно) восприятия.

Насколько плотно музыка в вашем сознании соединена с мировоззрением?

Плотно. Ведь я ничем толком, кроме музыки, сейчас не занимаюсь. Иной порядок вещей мне кажется чем-то дилетантским. Да, часто я говорю, что вдохновение и новые смыслы могут найти меня совершенно внезапно. Я сравниваю это с визионерством, с космическими какими-то каналами. Но я, безусловно, вкладываю всего себя в результат творения. Так что да, моя музыка плотно соединена с мировоззрением.

Среди творческих людей часто бывает, что они творят исходя не столько из своих ощущений, сколько из фантазий, которые подчас противоположны мироощущению.

В случае «Сруба» это даже не фантазия, а ностальгия. Часто я сталкиваюсь с подобной обратной связью от слушателя: блуждая по музыкальным тайным лесным тропам «Сруба», человек выходит к знакомой ему с детства деревне или даже к утраченным воспоминаниям о родной земле, родном доме, сохраненным в подкорке, вдали от шума и суеты нынешней жизни. «Сруб» — это аудиальный дауншифтинг.

Какую музыку предпочитают слушать участники группы? Нередко бывает, что музыкант играет совсем не в том жанре, который ему нравится слушать.

Мы с ребятами разные люди, с разным музыкальным прошлым и разными пристрастиями. В то же время все мы достаточно просто находим общие грани музыкального опыта. Все зависит от настроения, в первую очередь. И, конечно, всегда есть желание отслеживать творческий путь ранее приглянувшегося исполнителя и тем более исполнителя, на чьей музыке вырос. Вот некоторые имена из наших текущих плейлистов: у Константина — Friendly Fires, ATL, Journey; у Германа — Dimmu Borgir, Dying Fetus и Pat Metheny; у Дениса — Wardruna, Gorillaz, «Кровосток», Sol Abyssorum; наконец, у меня — Blanco White, Faience Knife, Sibewest, Strangers on a Train, Blut Aus Nord.

Образов в славянской мифологии великое множество, но не возникает ли у вас иногда впечатление, что уже обо всем сказано и спето? Нет ли чувства, что вот-вот вы начнете повторяться? Если да, то как боретесь с этим?

Самоповторов я стараюсь избегать, как и любой автор. Но так как творчество «Сруба» изначально концептуальное, это бывает сложно. Если мы говорим об образах и символах «Сруба» — тем более. Они изначально стоят в нашем красном углу. Я часто вспоминаю рецензию на одном из японских порталов (на японском языке, разумеется) в 2015 году: «Мы, конечно, не понимаем, о чем поет исполнитель, но согласно нашему ощущению — конечно же про любовь». Так вот, «Сруб» — про любовь. К природе, к земле, к себе, к людям. А там — «песен еще ненаписанных сколько?..»

В альбоме «Скверна» 2021 года заметно влияние блэк-метала. Это связано с желанием поэкспериментировать или тогда вы испытывали потребность выразить себя как-то иначе, чем раньше? Ведь ни в одном из предыдущих альбомов не было ничего подобного, да и последующий — «Веры Пиры» — сделан в более привычном для группы ключе.

Пожалуй, то был достаточно сложный период для всех, альбом мы писали два года. И этот эксперимент должен был подвести некий итог всем текущим давящим событиям. Мне нужно было, чтобы конкретные песни прозвучали именно в таком стилистическом ключе, именно с такой подачей. И, кстати, ранее подобные эксперименты имели место, просто не в таком количестве в рамках одного альбома. А многие слушатели, насколько мне известно, считают даже наш первый альбом «По грибы» образчиком настоящего блэк-метала, хотя метала там нет вовсе. Но это свои какие-то заблуждения или откровения у людей. Я не могу им ни разрешить, ни запретить искать свои смыслы.

Каково ваше отношению к так называемому неоязычеству?

Положительное. Уважать и любить природу — это замечательно. Да что там неоязычество, весь пре-модерн — время большого уважения к традиции и моральным устоям. Человеку необходимо верить; без веры жизнь пуста, как в песне «Руки вверх» «Без Алешки». А во что верить, где этого Алешку искать — каждый волен сам решать. Главное в этом поиске и принятии оставаться человеком.

Расскажите, по каким критериям выбираются города для туров. Судя по комментариям под каждым анонсом, жаждущих множество во всех уголках страны. Есть ли лично у вас локация, которую хотелось бы посетить, но так и не довелось?

Этим занимаются менеджмент и букинг группы. Я бы с удовольствием принес «Сруб» в каждый уголок земного шара. Но есть обстоятельства, которые пока этого сделать не позволяют. В России мы так и не добрались, увы, до Дальнего Востока. Будем исправляться.

Кто занимается визуальной составляющей творчества — обложками релизов, афишами? Вы принимаете участие в их создании или сдали это дело в руки «специально обученных людей»?

Этим занимаются специально обученные люди. Но я всегда либо на связи с ними, либо координирую процессы создания. На самом деле это зачастую разные художники. Сейчас у нас как раз момент перехода к новым творцам. Надеюсь, это будет плодотворное сотрудничество на долгие годы.

Хотели бы вы однажды записать совместный материал с кем-то из отечественных или зарубежных исполнителей?

Предложения поступают часто, где-то приходится отказывать, так как не нахожу себя в чужом творчестве. Но мы делали и делаем любимые мной совместные песни со многими потрясающими, уважаемыми мной музыкантами. Что-то уже явлено, что-то ждет своего часа. Не буду раскрывать все карты. Из зарубежных исполнителей было бы волшебно встретиться в одной песне с Дэвидом Юджином Эдвардсом или спеть что-то на музыкальных ландшафтах Джереми Соула. А из отечественных — с Константином Кинчевым времен «Шабаша».

Никогда не возникало опасений, что тексты «Сруба» пробудят тьму в сердцах слушателей?

Нет. Каждый может найти свои тайные смыслы, но я не могу быть в ответе за трактовку, за толкование. Ведь изначально никаких «темных» мотивов и умыслов нет. А черно-белое видение мне кажется неразумным.

Вам поступали запросы на использование композиций в качестве саундтрека к фильму или сериалу? Как вы относитесь к тому, чтобы однажды ваши песни прозвучали с киноэкранов? Есть ли на примете режиссер, под чью картину вы бы с радостью «пожертвовали» трек-другой?

Да, поступали. Отношусь отлично — если мне нравится картинка, с которой предлагают срастить наши песни. У меня есть номер Юрия Быкова, я бы пожертвовал песню его киноленте. Работам Софьи Горленко — тоже с радостью. Вообще, конечно, я бы Тарковскому пожертвовал, но уже поздновато.

Насколько сильно на вас сказался уход таких площадок, как Spotify и Apple Music? Чувствуете ли вы принципиальную разницу между годом текущим и предыдущим в плане творческой реализации?

Я не ощущаю каких-либо изменений в этом плане. Мы продолжаем идти той тропой, что нам уготована. Нести тот же свет, что горел в нашем срубе и год назад, и годами ранее.

Многие музыканты говорят, что на них повлиял кто-то или что-то — чаще всего творчество других музыкантов. Есть ли у вас в биографии что-то подобное? Возможно, какие-то события в жизни?

Безусловно, в «Срубе» находят отражение истории из моего детства, из загородных поездок. Мое знакомство с творчеством русских символистов, Александром Блоком, русским мистицизмом, русской историей. Да весь багаж знаний и эмпирический опыт. Все это так или иначе запечатлено в песнях.

Творчество группы насквозь пропитано мистицизмом. Были ли в вашей жизни случаи, не поддающиеся логическому объяснению? Или, может, вся ваша жизнь постоянно наполнена чем-то загадочным и потусторонним?

Да, опыт взаимодействия с необъяснимым у меня есть. Но я не могу сказать, что это какие-то разовые акции. Час от часу мы живем, соприкасаясь с неведомым. Влияние этого опыта на творчество «Сруба» сложно переоценить.

Однако единственный ритуал в моей жизни — это акт творения новых произведений. И, конечно же, сцена. В иных аспектах я человек своего времени. Без флера эзотерического безумия, контркультурной борьбы или чего-то подобного. Это вам в другой подвал.

Как вы считаете, популярность музыканта в большей степени зависит от присутствия его имени в топах и журналах вроде Rolling Stone или от количества людей, посетивших концерт?

Все это маркеры популярности ведь? Но я об этом ничего не знаю. Мы не продюсерский проект, чтобы разбираться в степени значимости этих оснований. Все важно, если цель — донести творчество до широких масс.

Что вы чувствуете перед выходом на сцену? Есть ли ритуал перед началом выступления? Что-то, что помогает собраться с мыслями и унять волнение?

Предвкушаю единение со зрителем. Крайне редко переживаю, если только есть неуверенность в себе — например, перед выходом на сцену не устраивает самочувствие или звук на саундчеке. Я совершенно не люблю ждать, тем более в безделье, поэтому часто минуты до выхода тянутся мучительно долго. Скрашивает их обычно общение. Ритуалов у нас перед выступлением нет. Само выступление и есть ритуал.

Есть ли литературные произведения, которые оказали значительное влияние на творчество и становление «Сруба»? Что из последнего прочитанного зацепило больше всего?

Огромный пласт русской классики — ранней и поздней. Циклы стихов Александра Блока (в особенности — «О прекрасной даме»), «Страшные сказки» Василия Тихова, беллетристика Велеслава Черкасова, колыбельные песни мамы, русские сказки. Великолепные художественные видеоработы Софьи Горленко. Из последнего прочитанного, и чтобы зацепило, а не просто прочиталось, — вероятно, «Симулякры и симуляции» Бодрийяра.

Американская блэк-метал-группа Wolves in the Throne Room вместе с коллегами по цеху часто выступает где-нибудь на природе, в лесах родной Каскадии. Не хотели бы вы сделать что-то подобное? Или дать акустический концерт, что-то вроде квартирника, но у костра среди деревьев?

Именно так мы и сделали этим летом на нашем акустическом онлайн-концерте.

Рок-музыку часто связывают со слоганом «Секс, наркотики, рок-н-ролл». И, надо признать, небезосновательно, если речь идет о шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых. Каково ваше отношение к такому стилю жизни? Как участники группы предпочитают проводить свободное время?

У нас — «Созерцание, иван-чай и вечерки».

Есть ли у группы далеко идущая мечта, цель? Например, собрать стадион, поработать с гением звукорежиссуры или записать пластинку в именитой студии?

Собрать стадион грибов, поработить гения звукорежиссуры, описать солнечный диск на именитом космическом корабле.

Альбомы у вас выходят довольно часто. «Веры Пиры» появился прошедшей зимой, а меньше чем за год до него вы выпустили «Скверну». Уже есть заготовки для следующего альбома?

Есть первые шаги, и я могу смело заявить, что это будет достойное развитие нашего пути. Хотел было назвать его «распутьем», но сейчас понимаю, что никакое это не распутье, а уверенный шаг навстречу неизведанному темному лесу.

И напоследок. Что бы вы пожелали читателям DARKER?

Любите и уважайте нашу природу и друг друга. Слушайте маму и правильные песни.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)