DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Страшные сказки Чёрной Руки

Ужасный фольклор советских детей (сборник)

Авторы: Эдуард Успенский, Андрей Усачев

Жанр: страшилки

Издательство: РИА «IRIS» (Рига)

Иллюстрации: Николай Уваров

Год издания: 1991

Похожие произведения:

  • Эдуард Успенский «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы: Страшная повесть для бесстрашных школьников» (повесть)

 Ужасный фольклор советских детей

В одной страшной-страшной стране в чёрную-чёрную ночь в чёрном-чёрном Интернете вышел ноябрьский-ноябрьский номер тёмного-тёмного журнала. А в журнале том вышла рецензия на сборник детских страшилок. Родители говорили: ни в коем случае не читайте эту рецензию в тёмном-тёмном журнале. Но мальчики и девочки не послушали родителей и прочитали рецензию. Тогда из чёрного-чёрного монитора вылезла синяя-синяя пятерня и украла у каждого мальчика и каждой девочки по три минуты личного времени. А у некоторых — все пять… Мальчики и девочки из этой истории очень легко отделались, потому что жанр детской страшилки не по-детски суров и редко обходится без жертв. Все эти разноцветные ноги, руки, пальцы, ногти, гробики, автобусы, пятна и шторки на удивление кровожадны, причем страдает от фольклорной нечисти в основном аудитория рассказчиков, дети. И если в Советском Союзе секса не было, то уж страшилок всегда хватало с избытком.

Эта раритетная книжица толщиной чуть более ста страниц представляет собой сборник тех самых историй, которые так хорошо воспринимаются под треск головешек в костре и уханье из темноты. Пионерские страшилки, байки, деревенские пугалки, «чёрные» анекдоты, бытовые ужасы — именно по этим пластам народного фольклора решили пройтись Андрей Усачев и Эдуард Успенский, которые собаку съели на создании детских книжек. Несмотря на известные имена на обложке, истинными авторами «Ужасного фольклора советских детей» можно смело признать ребятню со всех уголков СССР: Успенский и Усачев выступили этакими редакторами-составителями тематической антологии и лишь обработали народное творчество и снабдили его едкими комментариями, чтобы «смягчить столкновение рядового читателя с жестким поту- и посюсторонним миром». Никакой стилевой вычурности — истории (а их в книжке набралось аж 103 штуки) рассказаны самым простым языком, каким их мог поведать соседский мальчишка, обнаружив у вас дома перчатки запрещенного цвета. Литературная обработка убила бы всю прелесть народного пересказа, всё очарование незатейливого построения фраз, несерьезную серьезность ситуаций. Это был бы взрослый взгляд на детские страшилки, а значит, совсем другая книга. Хорошо, что Усачев с Успенским это понимали.

Ужасный фольклор советских детей

Открывает книгу раздел страшных крестьянско-городских рассказов. Здесь преобладает замогильная тематика, в героях числятся ведьмы, вампиры, оборотни, покойнички, а история запросто может начаться с фразы: «Шел человек с работы через кладбище». Подхватывают эстафету страшилки с печатью современности, жуть с хуторов и погостов переходит на улицы городов, а на страницах книги можно встретить таксистов, милиционеров, работников морга или машинистов поездов. Зло здесь обитает в привычной нашему глазу среде, юные рассказчики будто пытаются показать, что подобные истории могут случиться с каждым, ведь никто не знает, на каком именно рынке злобная старуха торгует пирожками из человечины. Однако бабульки-маньяки, скелеты и кровопийцы сколь страшны, столь и материальны, осязаемы и понятны. Повстречаться с ними едва ли кто захочет, но в случае чего, ни у кого не возникнет вопроса: «А что вам надо, товарищ вампир?». Другой разговор с жутью необъяснимого происхождения, сюрреалистической нечистью, абсурдной порою даже на уровне названия. Когда во времена Сталина взрослые с ужасом ждали реальный чёрный-чёрный автомобиль под окном, дети сами придумывали объяснения исчезающим людям, раз уж папы и мамы молчали. Кто-то ведь забирал их, правда? Так почему этого не мог делать, к примеру, дядька-людоед из чёрной лужи? Об этом, надо заметить, самом популярном направлении жуткого фольклора рассказывает раздел нетрадиционных иррациональных страшилок, где очень много внимания уделяется цвету. Зелёные глаза, красное пятно, чёрное пианино, жёлтая лента, зелёная пластинка, полосатые ноги, фосфорный человек, красные зубы… Как выживали в СССР не различающие цвета дети, страшно и подумать.

Блок «олитературенного фольклора» интересен вовсе не подачей (как могло показаться из-за названия) — она осталась неизменной. Дело тут в источниках вдохновения. Вообще весьма занятно наблюдать трансформацию страшилок, следить за изменениями той почвы, откуда рождались новые страхи. В этом плане нельзя не похвалить создателей книги за идею с разделами. Если начинается всё у деревенских истоков, продолжается узнаваемыми бытовыми ужасами и сюрреалистичной жутью (к слову, в таком акценте на конкретных цветах можно усмотреть и влияние дефицита — поди попробуй найти НЕ красные гольфы!), то ближе к финалу среда, в которой росли юные выдумщики-авторы, меняется. Теперь в народном творчестве невооруженным взглядом просматривается влияние культуры взрослой — фантастика, готические романы, детективы, кино. Раздел «олитературенного фольклора» тем и хорош, что при чтении очередной страшилки можно, например, наткнуться на переработанное произведение Эдгара Аллана По, хотя в детстве Машка из параллельного класса клялась, что история правдивая и что она сама (не могла же Машка врать?) всё своими глазами видела. Завершают книгу прикладные истории и страшные анекдоты. И если с последним блоком всё ясно, то прикладная часть любопытна хотя бы тем, что только здесь содержание капитулирует перед исполнением. История не важна, потому как главное, что должен сделать рассказчик, это замедлить темп повествования, перейти на шепот, а потом… ВЫКРИКНУТЬ ПОСЛЕДНЮЮ ФРАЗУ!!! и замахать руками, чтобы седые слушатели повалились на землю в полуобморочном состоянии. В современном кинематографе такой прием называют «бу из-за угла!», и, как ни странно, он всё ещё прекрасно работает.

Ужасный фольклор советских детей

Если бы чёрная-чёрная Impala братьев Винчестеров оказалась на советских дорогах (и не сгинула бы при этом под колесами автобуса с чёрными шторками), то работы у парочки охотников за фольклорной нечистью было бы невпроворот. Помимо привычных для них кукол-убийц, оживающих портретов или статуй, Советский Союз подкинул бы монстров на любой, даже самый избалованный вкус: от учительницы с железной шеей до летающего глаза, от человека с медвежьей головой до Повелителя Скелетов и Хозяина Кладбища. Всех этих чудищ объединяет одно: они принадлежат к ностальгическому бестиарию далекого детства. К тем славным временам, когда мы строили лабиринты из стульев и простыней и на самом деле верили, что под пианино может быть подземный ход. Мы боялись Чёрную Руку еще до того, как это стало мейнстримом, а страшные сказки сопровождали все наши приключения на свежем воздухе, ведь до отравления Интернетом оставалось еще много-много лет. Эта книжка позволяет вновь оглянуться на удивительные дни из прошлого — того самого, где трава была зеленее, где двое детских писателей объявили набор страшилок по радио и получили сотни писем по обыкновенной почте, и где на пожелтевших страницах с карикатурно-устрашающими рисунками Николая Уварова можно разглядеть надпись: «Цена 4 руб». А если вы никогда не вызывали с друзьями Пиковую Даму и даже не слышали историй о ней, задумайтесь, было ли у вас детство?..

Ужасный фольклор советских детей

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 29-11-2013 00:26

    Отличная рецензия получилась ) Сборник очень любопытный, если увижу его на развалах старых книг, то обязательно прикуплю.

    Учитываю...
  • 2 Хельг 22-11-2013 22:09

    Оформление отличное! Кладезь, поди, для литературной обработки?

    Учитываю...
    • 3 Александр Подольский 23-11-2013 00:49

      Именно! Большинство страшилок чересчур несерьезные, но есть и такие, из которых можно состряпать настоящую взрослую жуть и даже чумовой сюрреалистический хоррор.

      Учитываю...
      • 4 Хельг 23-11-2013 00:53

        Я, помнится, в детстве, выхватывал пару книг подобных этой. Только менее объемных. Так вот, при всех прочитанных на тот момент Кингах и Ко, эти детские страшилки пугали ничуть не хуже. Местами, ясно-понятно.

        Учитываю...