DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


В черном-черном городе, черными ночами

Страшные истории для рассказа в темноте / Scary Stories to Tell in the Dark

США, Канада, 2019

Жанр: ужасы

Режиссер: Андре Овредал

Сценарий: Дэн Хейгмен, Кевин Хейгмен, Элвин Шварц

В ролях: Зои Маргарет Коллетти, Майкл Гарза, Гэбриел Раш, Остин Абрамс, Дин Норрис, Джил Беллоуз, Лоррейн Туссен, Остин Зажур

Похожие фильмы:

  • «Оно» (2017 года)
  • «Мертвая тишина» (2006)

Если к режиссерским работам маститого Гилльермо Дель Торо придраться сложно, то его продюсерские и сценарные гастроли вызывали смешанную реакцию у критиков и зрителей (тот же «Не бойся темноты»). В этом он похож на Сэма Рэйми: тот тоже считается классиком, однако его контора Ghost House Pictures, хоть и отметившаяся парой хитов, ассоциируется скорее с не всегда успешными ремейками азиатских ужасов и фильмами а-ля «Бугимен». К чему это сравнение? К тому, что «Страшные истории для рассказа в темноте» как раз очень близки по духу к кинострашилкам начала 2000-х. Но обо всем по порядку!

«Страшные истории для рассказа в темноте» являются экранизацией книг Элвина Шварца. Эти абсолютно неизвестные в России сборники детских страшилок, основанных на городских легендах и фольклоре, для США имеют статус чуть ли не классики. Многие подросшие дети 80-90х вспоминают об этих рассказах с ностальгией или ужасом. Жуткие истории, да еще и сопровождаемые абсолютно кошмарными иллюстрациями Бретта Хелквиста, то и дело пытаются запретить и исключить из школьной программы особо ретивые «яжематери». Удивительно, что Голливуд созрел для их экранизации только 30 лет спустя.

В оригинальных историях Шварца отсутствует сквозной сюжет. Это действительно сборники детских и не очень страшилок, каждая из которых является коротеньким законченным произведением. Для полнометражного фильма такой формат тоже подходит, однако антологии коротких виньеток на хеллоуиновскую тематику (а-ля «Кошелек или жизнь» или «Город монстров»), хоть и получают культовый статус, денег обычно приносят немного. А тут еще и «Оно» с «Очень странными делами» выстрелили. В общем, решено было объединить «страшилки» в единый сюжетный каркас, перенести действие в прошлое и сделать главными героями группу подростков.

Итак, трое друзей, Стелла, Огги и Чак, а также бродяга Рамон в ночь на Хеллоуин приходят в стр-р-р-р-рашный дом с привидениями, в котором якобы жила взаперти Сара Беллоуз. Славилась она своими страшными историями, которые рассказывала любопытным детям, прибегавшим к ее дому в канун Дня Всех Святых. Вот только когда ребята начали в больших количествах пропадать или умирать от отравления, все подозрения пали на Сару. В доме Стелла находит книгу с Сариными «страшилками», но быстро замечает, что на пустых страницах появляются новые, написанные кровью рассказы, которые начинают сбываться в реальности.

Из описания уже понятно, что история с подростками — это тот «стержень», на который будут нанизываться городские легенды из книг Шварца, приписанные в этом фильме Саре Беллоуз. Неудивительно, что именно «страшилки» — самый сильный элемент фильма. Монстры, приходящие за героями, варьируются от ожившего пугала и потерявшей палец покойницы до, пожалуй, самого крипового создания — «толстой женщины», с которой связана наиболее жуткая и эффектная сцена фильма.

Основная причина, по которой «Страшные истории» настолько хорошо работают в качестве фильма ужасов, — это режиссер Андре Овердал. До этого он снял всего два фильма, но зато каких! «Охотники на троллей» — один из наиболее оригинальных проектов в жанре «мокьюментари», а «Вскрытие Джейн Доу» (которое в российском прокате носит название «Демон внутри»), несмотря на полный игнор со стороны широкой аудитории, оказалось чуть ли не самым жутким хоррором последнего десятилетия, слегка подпорченным только сумбурной концовкой. В «Страшные истории» Овердал принес фирменный сбалансированный стиль: скримеров и моментов, полных жуткого саспенса, здесь ровно столько, сколько нужно, поэтому обиженными не уйдут ни любители вздрогнуть от резкого испуга, ни фанаты напряженного ожидания, когда ужас накатывает волнами и не отпускает. Отдельный плюс в ностальгически-пряничной атмосфере предхэллоуиновского маленького городка (снимали, конечно же, в Канаде — в США таких, похоже, уже не найти). Еще в «Страшных историях» очень хорошая картинка, что опять же неудивительно: визуальная часть тоже всегда была сильной стороной Овердала.

Отдельный успех фильма — подбор актеров. Там, где большинство современных ужастиков пошли бы проверенным путем и постарались заманить в свой проект хотя бы пару знакомых лиц из тех же «Оно» или «Очень странных дел», продюсеры «Страшных историй» сделали ставку на малоизвестных ребят, которые еще не успели примелькаться. И, надо сказать, молодые актеры со своей работой справились. Несмотря на свою шаблонность (девочка-гик, паренек с секретом, правильный зануда и болтливый шут), персонажи получились обаятельными. Им легко симпатизировать и сопереживать. К тому же, несмотря на рейтинг PG-13, некоторые сцены получились реально изобретательными, жуткими и противными, а герои имеют тенденцию погибать — в этом плане «Страшные истории» превосходят более кровавое и взрослое «Оно».

Это не значит, что у «Страшных историй» нет недостатков, как объективных, так и субъективных. С объективными проще: фильм является полноценным дебютом сценаристов Дэна и Кевина Хейгменов, до этого занимавшихся больше сюжетными заявками, так что в нем есть сразу несколько стандартных для начинающих ляпов. Действие происходит в 1968 году, поэтому на экране появляются телевизоры, подкидывающие экспозицию про войну во Вьетнаме и победу Никсона на президентских выборах, которые, за исключением некоторой привязки к Рамону, роли в сюжете никакой не играют. То же самое относится к взаимоотношениям Стеллы и ее отца: сценарий вроде бы обозначает их «арку» и развитие, однако на деле все сводится к трем эпизодам, которые намекают на некую динамику, но в контекст фильма опять же ничего не привносят. Не говоря уже про то, что так бездарно распорядиться великолепным Дином Норрисом (Хэнк из «Во все тяжкие») — это постараться надо! Несмотря на относительно небольшой хронометраж, фильм резко теряет динамику в кульминационный момент, когда оставшиеся в живых герои возвращаются в дом Беллоузов, да и расчлененный покойник, на котором сделан акцент во время финальных приключений Рамона, получился не самым страшным монстром из уже показанных. Ну, и итоговая победа над призраком, добытая за счет пристыжения и воззвания к человеческим чувствам оного, получилась крайне слабенькой. Все это вместе смазывает впечатления от концовки, но это было свойственно и «Охотникам на троллей», и «Демону внутри».

Субъективные минусы могут появиться в зависимости от настроя, с которым зритель пойдет на «Страшные истории». Последние пару лет набирает мощь движение «пост-хоррора», яркими представителями которого можно считать «Ведьму», «Реинкарнацию» и «Солнцестояние». Объединяет их отсутствие классических штампов и скримеров, медленное развитие сюжета и психологизм. «Страшные истории» — зверь абсолютно другой породы. Это классический подростковый фильм ужасов, объединяющий клишированных персонажей, знакомые городские легенды и привычное развитие сюжета, вплоть до сцены в библиотеке, где герои по газетным вырезкам пытаются разгадать, чего от них хочет неупокоенная Сара Беллоуз. Оригинальность — это не про «Страшные истории». На фоне современных тенденций они смотрятся натуральным динозавром. И если ждать от них чего-то эдакого и оригинального, то можно легко разочароваться. Но если рассчитывать на хорошо знакомые истории, которые в очередной раз качественно и увлекательно пересказывает талантливый режиссер, то фильм доставит максимум удовольствия. Мы же не ждем оригинальности от пионерских страшилок, но все равно, когда вспоминаем о том, как травили их при свете свечки (или вообще без света), приятные мурашки нет-нет да и пробегут по спине. Этот фильм из той же оперы, так как заставляет вспомнить «Ужастики» Р.Л. Стайна или «Боишься ли ты темноты». В конце концов, он даже называется «Страшные истории для рассказа в темноте» — куда уж точнее! Так давайте послушаем!

P.S. Несмотря на то, что сборы фильма оказались ниже прогнозируемых, свой бюджет он окупил, прибыль принес, критикой был принят благосклонно, и, учитывая намеки в финальной сцене и десятки неэкранизированных рассказов Шварца, можно рассчитывать на продолжение. И если режиссерское кресло вновь займет Овердал, это уже повод для оптимизма!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)