DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Во сне никто не услышит твой крик

Кошмары / Come True

Канада, 2020

Жанр: ужасы, dreamcore

Режиссер: Энтони Скотт Бёрнс

Сценарий: Энтони Скотт Бёрнс, Дениель Вайсенбергер

В ролях: Джулия Сара Стоун, Лэндон Либуарон, Карли Риски, КристоферХизерингтон, Тедра Роджерс

Похожие фильмы:

Рассказ о «Кошмарах» стоит начать с другого фильма Энтони Скотта Бёрнса —Breathing. Работу над ним режиссер начал еще в мае 2016-го, причем за музыку отвечал канадский электронный дуэт Electric Youth, который прославился треком A Real Hero, прозвучавшим в «Драйве» Николаса Виндинга Рефна. Замах был на миллион: предполагалось, что картина Бёрнса ни много ни мало «переизобретет жанр хоррора». Музыканты записали суператмосферный ламповый саундтрек в стиле 80-х, отсылавший сразу ко всей жанровой классике того времени. Но, как это часто бывает с амбициозными авторскими проектами, на стадии постпродакшна вмешались продюсеры, и режиссер остался не у дел. После этого Electric Youth отказались сотрудничать со студией и ушли, прихватив с собой весь записанный материал.

Breathing, в том виде, в котором его задумывал создатель, так и не увидел свет.

Однако на этом история фильма не закончилась. В 2017 году Electric Youth все же выпустили OST под заголовком Breathing (Original Motion Picture Soundtrack from a Lost Film). К изданию приложил руку сам Николас Виндинг Рефн. На обложке красовался парящий в воздухе пригородный домик, напоминавший «Дом на Кленовой улице» Стивена Кинга. Иллюстрация мало что говорила о сюжете несостоявшейся картины, но у музыкантов получилось действительно достойное и цельное произведение, ставшее их вторым студийным альбомом. История Breathing начала обрастать слухами и легендами, несуществующее кино мало-помалу приобретало культовый статус, и продюсеры IFC Midnight решили подсуетиться, выкупив права на отснятые материалы.

Готовые сцены были смонтированы в новый фильм «Наш дом», выпущенный на большие экраны в 2018 году. На революцию в жанре он явно не тянул — по сути, кино представляло собой ремейк малоизвестной фантастики 2010 года Phasma Ex Machina. Сюжет разворачивался вокруг чудо-устройства, способного усиливать паранормальную активность, ну а стилистически это был очередной ретро-сайфай с элементами хоррора, эдакие «Очень странные дела» на минималках. И пусть имя Энтони Скотта Бёрнса по-прежнему значилось в титрах, все понимали, что это совсем не то...

И вот в 2020 году режиссер вновь объединился с Electric Youth, чтобы уж в этот раз сделать все правильно. Бёрнс взял на себя не только режиссуру, но и сценарий, а также операторскую работу. Одним из продюсеров проекта выступил создатель «Куба» Винченцо Натали. Результатом их совместных усилий и стали «Кошмары», посвященные, к слову сказать, такой благодатной теме, как страшные сны.

Пара слов о сюжете. Пара, потому что история и впрямь интригует и, несмотря на серьезные сценарные проблемы (о которых позднее), такое кино лучше смотреть, не зная, о чем оно. Юная Сара страдает от кошмаров, где ей является хрестоматийная темная фигура со светящимися глазами. Девушка решается на экспериментальную терапию, которая, возможно, прольет свет на природу ее видений.

Сами сны сделаны первоклассно. Каждый из них — медленный сюрреалистический трип от первого лица, пробуждающий в памяти лучшие моменты из игр Layers of Fear и The Path. Больничные койки, уходящие ножками в бездонную пропасть, вросшие в стены искореженные человеческие фигуры, слоняющиеся по тесным коридорам монстры, будто бы сбежавшие из Сайлент Хилла. Упор делается не на скримеры, а на ощущение неестественности происходящего. Все сновидения выполнены в монохромной палитре, что крайне уместно, ибо мы редко распознаем цвета в своих снах.

Разумеется, Бёрнс затрагивает и тему сонных параличей, которая всего в паре эпизодов раскрывается лучше, чем в тематически близких ужастиках «Мара. Пожиратель снов» и «Сламбер. Лабиринты сна» за весь их немалый хронометраж.

В самих «Кошмарах» хронометраж тоже внушителен: час сорок пять, и это при том, что на сюжетные повороты фильм не богат. Впрочем, неспешный нарратив в данном случае скорее плюс — затяжные пролеты камеры через коридор гипнотизируют не хуже, чем в «Убийстве священного оленя». И все это — под ностальгический синтезаторный эмбиент в духе Джонни Джуэла («Как поймать монстра»). Обилие пустых пространств: холлов, безлюдных улиц, парковок дает создателям право, наряду с хоррором и научной фантастикой, указать в списке жанров dreamcore — настолько хорошо Бёрнсу удается передавать чувство тревоги через интерьер и экстерьер. Финальный штрих — легкая зернистость изображения, усиливающая ощущение того, что мы находимся в чьем-то — скорее всего, не самом приятном — воспоминании.

При всем при этом режиссер почти никогда не скатывается в голый визуал, регулярно напоминая зрителю, что вообще-то в фильме есть еще и сюжет, интерес к которому не угасает до самого конца (при условии, что сдержанный ритм повествования срезонировал с вашим внутренним восприятием).

И, к сожалению, здесь-то и кроется главный подвох. Какой самый банальный и идиотский финал может быть у фильма про сны? Уверены, вы догадались, и в «Кошмарах» он, увы, именно такой. Концовка не то, что не дает ответов на заданные вопросы — она, напротив, оборачивается мириадом новых «почему?», «как?» и «зачем?». И все рассыпанные по фильму пафосные рассуждения про то, что в «каждой культуре мы видим, бла-бла-бла» мгновенно теряют свой смысл. Редчайший пример того, как можно обесценить историю одной коротенькой эсэмэской.

Вывод: смотрите «Кошмары», если хотя бы одно из этих утверждений верно:

  • Вы готовы выключить фильм за пять минут до финала, чтобы додумать его самостоятельно (уверяем, ваши впечатления от этого только улучшатся);
  • Словосочетания «лиминальные пространства», «осознанные сновидения» и «сонный паралич» заставляют ваше сердечко биться чаще;
  • Вы любите смотреть кино чисто ради картинки и звука (они здесь на высоте);
  • Вы знаете историю альбома Electric Youth — Breathing (Original Motion Picture Soundtrack from a Lost Film) и хотели бы увидеть Тот Самый Фильм Энтони Скотта Бёрнса.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)