Пустой человек / The Empty Man
США, ЮАР, Великобритания, 2020
Жанр: ужасы, детектив
Режиссер: Дэвид Прайор
Сценарий: Дэвид Прайор, Каллен Банн
В ролях: Джеймс Бэдж Дэйл, Стивен Рут, Джоэл Кортни, Саша Фролова, Марин Айрлэнд, Саманта Логан, Аарон Пул, Роберт Арамайо, Эван Йоникит, Адам Фергюсон
Похожие фильмы:
- «Слендермен» (2018)
- «Сердце ангела» (1987)
- «Лестница Иакова» (1990)
В 1995 году группа беспечных американских туристов шаталась по горам Бутана, прежде чем один из них нечаянно свалился в расщелину. Попытки вытащить товарища из сокрытого в подземелье таинственного святилища обернулись трагедией для всех участников погода. Уже в наше время в небольшом городке в штате Миссури бывший полицейский Джеймс вынужден расследовать исчезновение своей соседки, девочки-подростка по имени Аманда. В ходе расследования герой узнает, что она вместе с одноклассниками пару дней назад провела загадочный ритуал по вызову Пустого Человека, новой городской легенды. Проблема в том, что всякий, кто рискует его вызвать, через три дня умирает — и почти все подростки из тех, кто был в злополучную ночь с Амандой, уже мертвы. Протагонист пытается распутать эту загадку, но поиски приводят его сперва в некую секту, а затем и вовсе за пределы реальности.
В основе картины лежит лимитированная одноименная серия комиксов издательства Boom! Studios. За создание комикса отвечал Каллен Банн, а вот адаптацией сценария под киноэкраны и постановкой заведовал Дэвид Прайор. Для Прайора фильм стал, по сути, дебютом в полном метре, так как до этого он снимал в основном дополнительные материалы для работ более именитых режиссеров.
История в переложении на киноязык лишилась масштаба и размаха. Акцент сделан на камерность: вместо крупного расследования ФБР деятельности одного культа зрителю предлагают неспешное, местами медитативное детективное действо. Джеймс в исполнении своего тезки Джеймса Бэджа Дэйла осматривает места преступления, собирает улики и намеки, опрашивает родственников и знакомых. Если бы не пролог с откровенно паранормальными элементами, сюжет долгое время мог бы балансировать между махровым реализмом и сверхъестественным хоррором, поддерживая тем самым интригу.
Картинка выдержана в мрачных, серых и депрессивных тонах. Усиливает гнетущую атмосферу монотонное повторяющееся музыкальное сопровождение. Поначалу оно даже немнго раздражает, но затем как-то растворяется на фоне нарочито вальяжного повествования. Отдельные кадры выглядят чрезмерно академически, будто постановщик выставлял композицию по учебнику, но в контексте сюжета все эти сцены оказываются очень к месту и смотрятся отлично. Актерская игра с неба звезд не хватает, но и откровенной халтуры или переигрывания тоже не видно.
В итоге главное достоинство ленты — атмосфера. Если отбросить необязательное (но тоже жутковатое) вступление, то на выходе получается, как было сказано выше, обычная детективная история с пропавшим подростком, загадочной сектой, пропагандирующей странные мысли, и необъяснимыми убийствами.
Главный герой, повторивший в рамках эксперимента ритуал вызова Пустого Человека, мучается кошмарами, слышит всякое, видит кое-что, что не в состоянии объяснить иначе как наркотическим опьянением. Зритель по эту сторону экрана прекрасно осведомлен о мистической природе происходящего — и только это портит ауру таинственности при просмотре.
Но в какой-то момент вменяемая, логичная и последовательная цепочка скатывается в откровенный сюр поистине лавкрафтианских масштабов. Длится это недостаточно долго, чтобы испортить впечатление от фильма — скорее, наоборот: завершается все единственно допустимым с драматургической точки зрения способом. Кому-то может показаться, что финал несколько размыт, незакончен и не дает ответа на все вопросы. Но именно эта легкая недосказанность в той форме, в какой ее продемонстрировали, органично венчает мистическую историю.
Рекомендовать «Пустого человека» к просмотру тем, кто ценит в ужасах нерв, расчлененку, кровищу, жестокие убийства и экшен, пожалуй, не стоит. Здесь в ходу иные приемы и ценности: атмосфера, саспенс, вдумчивое погружение в повествование. Любителям как раз такой направленности экранизация Дэвида Прайора наверняка зайдет.
А еще любителям Лавкрафта, ибо наследие американского классика чувствуется здесь не по букве, но по духу.
1 Entropic 20-02-2021 02:55
Очень всё там логично и объяснено. Но Лавкрафта снова приплели, хотя, здесь ближе тогда уж какой-нибудь Лигготти с его то "трипами"
2 Po3T 20-02-2021 04:59
Entropic, тупо цитатка с Википедии:
"С.Т. Джоши назвал Лиготти «одним из немногих современных авторов, на которых действительно сильно повлияли мастера „старой школы“ мистической прозы — По, Лавкрафт, Блэквуд, Мейчен»"