DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Восставшие из времени

Не секрет, что Клайв Баркер – мастер экзистенциальной мистики и фантасмагорий, а его романы и по сей день впечатляют своей атмосферой и безумной фантазией автора. Но интересно, что Баркер — один из немногих мастеров ужаса, который сумел заявить о себе сразу в нескольких направлениях: он и художник, и режиссер, и даже геймдизайнер. Последнее интересует нас сильнее всего. В далеких 2000-х Баркер принял участие в разработке хоррора от первого лица «Undying» - в частности он придумал сюжет, проработал персонажей (даже озвучил одного из них), да и вообще тщательно следил за процессом. Игра, увы, провалилась в продажах, но со временем стала классикой – и заслуженно.

Спустя шесть лет Баркер снова решил вернуться в игровую индустрию. Он первым заключил сделку с Codemasters, предоставив предварительный концепт новой игры, и те сразу согласились. Пока разработчики корпели над механикой, Клайв тщательно работал над сюжетом, персонажами, монстрами и элементами атмосферы. Еще один интересный факт: во время разработки «Undying» он дал понять, что делать обычный шутер – неинтересно и это напрочь бы лишило игру атмосферы ужаса и таинственности; но тот проект провалился, и Баркер, решив, что игроки предпочитают стрелять, нежели думать, задумал в этот раз сделать упор на экшен.

И даже так «Jericho» не получается назвать обыкновенным шутером от первого лица. Просто не получается. Хотя бы из-за сюжета. Баркер в очередной раз обратился к теме проклятия и религии и спросил себя: «А был ли Люцифер единственным, кто обиделся на Бога?» По его задумке еще до человека Бог создал Перворожденного – существо, обладающее небывалыми возможностями. Но тот был тщеславен и жесток, и Бог «спрятал» его в специальном измерении «Pyxis», которое, в свою очередь, находилось на месте города Аль-Хали, расположенного в центре пустыни. Существо просидело несколько столетий, изредка вырываясь в реальный мир и захватывая себе по кусочку реальности. Таким образом, в наше время в «Pyxis» существуют несколько версий Аль-Хали, соответствующих периодам, когда Перворожденный пытался вернуть себе былое могущество – римская эпоха, Средневековье, Вторая мировая и т.д.

Сложно? Да, но лакомство впереди.

В наше время Перворожденный снова пытался вырваться в наш мир, а внутри заброшенного Аль-Хали были зафиксированы вспышки сверхъестественных аномалий. Чтобы остановить грядущий апокалипсис и мстительного монстра, правительство США направило специальный отряд "Иерихон" , специализирующийся на борьбе со всякой чертовщиной, прямо в проклятый город. Естественно, отряду волей-неволей придется проходить через «Pyxis», отправляясь все дальше и дальше назад во времени, истреблять легионы демонов и бороться с проклятиями захваченных в измерение эпох.

Уже стало ясно, что перед нами нечто большее, чем просто борьба добра со злом, приправленная тонной пафоса и «боссом-вертолетом». По сути «Jericho» – это пример того, что было бы, если бы Баркер снял боевик в своем стиле – с кровью, кишками, «человечными» монстрами, серо-черной моралью и фантасмагорией. И это сработало. Рука мастера чувствуется буквально на первых минутах, когда герои встречают изуродованных до неузнаваемости демонов или проходят по коридору, заполненному кровью, и даже в диалогах.

Члены отряда "Иерихон" не такие однозначные, какими кажутся на первый взгляд. Шесть человек со своими страхами, демонами, сомнениями и взглядами на жизнь. Например, Дельгадо – типичный «баркеровский» персонаж, столкнувшийся с магией себе во вред. Правда, если в романе «Явление тайны» такой человек превратился в злобное существо, то здесь он просто вынужден в буквальном смысле скрывать своих «демонов», ограничиваясь резким характером. Или, например, Роулингс: по профессии священник, по натуре – такой же человек, как и остальные, со своими слабостями, сексуальными интересами и желанием любить. Уже непросто, да? Также есть снайпер Блэк. Бой-баба, а по совместительству лесбиянка (куда же без гомосексуальных персонажей в произведении Баркера?); Коул – замкнутая, ранимая женщина с расстройством аутистического спектра; Билли Черч – девушка с кошмарным прошлым, жертва домашнего насилия и издевательств, бывшая пациентка психбольницы. Если подумать, каждый из типажей так или иначе встречался в романах Клайва.

Стоит отметить, что каждый из героев обладает как собственным характерным набором оружия, так и магическими способностями. Кто-то двигает камни, кто-то парализует противников, а кто-то лечит отряд.

Казалось бы, зачем здесь такое разнообразие персонажей и их характеристик? Это же шутер от первого лица, а не тактическая ролевая игра. И вот тут мы встречаемся с главной и уникальной фишкой игры – переключением персонажей. Для этого даже есть сюжетный обоснуй, но говорить о нем не будем. Таким образом, если один персонаж вам быстро надоест, всегда можно переключиться на другого. Кому-то понравится играться за громилу Дельгадо, вооруженного пулеметом и "магнумом", кому-то за Блэк, орудующую снайперской винтовкой, а кому-то понравится и Билли, любящая размахивать мечом. К слову, каждый из персонажей имеет по два вида оружия, и их характеристики умело дополняют друг друга: средненький пулемет против мощного, но медленного пистолета; острый меч против слабого «УЗИ».

Немалую роль в сражениях играет и примитивный, но полезный элемент тактики. Расставить одну группу бойцов в одном месте, вторую в другом – и вуаля. Но в критических ситуациях придется положиться на собственные умения. Проблема в том, что «живучесть» героев зависит от того, жив ли Роулингс (а именно он лечит отряд) или нет. И если старик падет, придется ползать на корточках, чтобы привести его в чувство. Бывают и настолько узкие локации, где сражения будут настоящим кошмаром — особенно этим грешат последние уровни.

Но, к сожалению, геймплей в «Jericho» до жути однобокий. По сути мы только и делаем, что бежим от чекпоинта к чекпоинту, истребляя волны противников. Изредка попадаются головоломки, но большинство из них просто ориентировано на способности определенного персонажа, и их так мало, что практически не замечаешь.

Что касается антагонистов, то Баркер постарался создать по-настоящему чудовищных (во всех смыслах) и бездушных тварей, будь то крылатый Арнольд Лич (чей облик подошел бы для типичного синобита из «Восставших из Ада»), безумная нацистка Лихтхаммер или епископ, отправивший детей на убой (их души по-прежнему блуждают по «Pyxis»). Больше всего, конечно, запоминается император Викус – такая жирная уродливая туша, пожирающая людей. Все они, кроме Лича, являются боссами, и сражения с ними отличаются продуманностью и необходимостью включать голову.

Атмосфера – отдельная песня. Если коротко, то она великолепна. И тот факт, что герои вынуждены блуждать по разным эпохам, – не фигура речи. В настоящем мире "Иерихон" ждет пустыня и заброшенный город, заполненный мертвецами; во Второй мировой – бункеры, окопы, минные поля; в Средневековье – замки, склепы, подземелья; в Древнем Риме – шикарные высокие дворцы, Колизей; в древнем Шумере – мини-копия Ада с настоящим лабиринтом из плоти. Повсюду кровь, трупы, кишки, и все это в гигантских количествах, так что порой персонажам приходится в буквальном смысле в них плавать. Мерзко? Да. Но в этом есть какая-то определенная эстетика, какая-то запредельная красота и гармоничность.

А теперь самое печальное – у игры нет продолжения. Несмотря на солидную критику, продажи оказались крайне средними и все планы по сиквелу свернулись на нет. Забегая вперёд, скажу, что у игры нет какой-либо концовки – она просто заканчивается жирным многоточием, оставляя судьбу героев неопределенной. Мы даже не можем сказать, выполнили они свое задание или нет, потому что… но это уже не важно. Несмотря на это, «Clive Barker’s Jericho» остается таким же динамичным, кровавым и атмосферным шутером, который интересно проходить и сейчас. Очень жаль, что вторая попытка Баркера заявить о себе на поприще видеоигр оказалась неприбыльной, и посему автор уже не стремится лезть в индустрию развлечений, предпочитая по-прежнему рисовать картины или писать романы.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Илья 25-06-2020 11:06

    Не так давно играл я в эту игрульку. Сюжет неплох, персонажи прописаны и интересны,уникальные боссы, только в боевках приходится бегать как угорелому, воскрешая всех и каждого, уж больно падучие эти "спецназовцы". Жаль, в конце выживут не все, до конца не ясно, какова судьба главного злодея, и что сделал Лич. Было б продолжение, авторы скорее всего все прояснили, и с кем бы пришлось снова бороться гг.

    Учитываю...