DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Вот они – результаты прогресса

Тяжело представить мир без современных технологий – человечество не стоит на месте. В Москве «Яндекс» уже запустил доставку роверами, роботами-курьерами, а на повестке 2021 года стоят беспилотные автомобили, напечатанные органы, бионические линзы и импланты, которые уже частично применяются для хранения паролей, адресов, данных банковских карт и т.д.

Однако на волне восхода человека к новой технологической эре растут и страхи. Эту тему активно эксплуатирует жанр киберпанка, начавший свое становление в восьмидесятых годах прошлого века в США и Японии. Самый яркий пример у нас – «зомбирование» через 5G-вышки. Смешно, конечно, но так ли беспочвенны эти волнения?.. Возникновение киберпанка в той или иной степени связано с неприятием — как минимум четкое его отражение можно разглядеть в работах маститых японских мангак. Мотивы технологического прогресса плотно переплетаются с моментами моральной и нравственной регрессии, бунтом ради бунта, обесцениванием тонких иррациональных материй.

Но было бы неправильно оценивать киберпанк в рамках хоррора, ведь бояться новых технологий и бояться последствий их влияния на человека – это разные вещи. Хотя общие моменты имеются, лейтмотив произведений киберпанка — все-таки социальные и этические вопросы (это отчетливо заметно, к примеру, в Cyberpunk 2077) . Этот же мотив прослеживается в японской манге, аниме, знаменитых кинофильмах («Бегущий по лезвию» 1982 года). А что же из себя представляет феномен киберхоррора?

Год 1967-й. В американском журнале «If» выходит рассказ Харлана Эллисона «I Have No Mouth, and I Must Scream». Он повествует о суперкомпьютерах, созданных ведущими мировыми державами с целью ведения войны. Олнако один из них поглотил остальные два и решил устроить тотальный геноцид человеческой расы. Оставив в живых всего пятерых людей, компьютер заставляет их переживать худшие моменты, ломая физически и морально, обрекая на вечные мучения. Одноименная видеоигра по этому рассказу увидела свет в 1995-м в формате графического квеста — и тут же получила как цензурные ограничения, так и весьма престижные награды, в том числе «Лучшая мрачная игра 1996» и «Лучшая приключенческая игра года».

К сожалению, в нашей стране официальную локализацию проект не получил, но был неофициально переведен в 90-х студией Foxy Fry. А уже в начале двухтысячных — стерт из формирующейся культуры русского игрока, пока в определенной степени не получил второе дыхание благодаря известному видеоблогеру Бэбэю, который подогрел интерес к истории Харлана Эллисона. И не зря: тема принципиально враждебного по отношению к людям искусственного интеллекта не дает покоя многим технофобам и служит ярким открытием киберхоррора. Что, если такая машина станет новым божеством для человека? Кровавым, холодным, садистским, злым.

I Have No Mouth, and I Must Scream – это чертовски страшно. И это определенно лучший выбор для открытия данного направления в жанре ужасов. Подходит даже тем, кто сторонится жанра графических квестов.

Но хотя эта игра и была в своем роде продуктом уникальным и с историей, берущей начало в шестидесятых, все-таки ей предшествовала культовая System Shock, вышедшая из-под пера Looking Glass Studios 23 сентября 1994 года. Именно она одна из первых эксплуатировала в видеоиграх тему неподконтрольного искусственного интеллекта, с которым игроку приходилось сражаться на протяжении всей игры. Технологии породили ИИ, который смог переиграть людей и взять власть на станции «Цитадель» в свои цифровые лапы, превратив часть персонала в опасных киборгов и мутантов.

В дальнейшем Патрик Рединг с Ubisoft подтвердили: «тот факт, что многие из функций System Shock стали теперь практически обязательным условием в современных научно-фантастических шутерах, является свидетельством влияния, которое оказала эта игра». GameSpy утверждал, что System Shock стала своего рода прообразом многих последующих экшн-игр: Metal Gear Solid, Resident Evil и даже Half-Life. Но более важным было то, что System Shock признали ориентиром для интеллектуальных игр от первого лица и отметили, что она создала революционный толчок, который повлиял на дизайн бесчисленного множества других проектов.

Разумеется, настолько успешный проект не мог не получить продолжение, и уже в 1999 году выходит System Shock 2, продолжившая тему борьбы с ИИ и получившая еще большее признание. Дилогия вдохновила создателей видеоигры BioShock (2007) и оказала в свое время большое влияние на страхи игроков перед лицом искусственного интеллекта. В 2021 году ожидается ремейк первой игры серии, но насколько успешным, мрачным и жутким он выйдет – судить пока рано.

Тем временем новые технологии продолжали успешно интегрироваться в повседневную жизнь. Начали массово появляться персональные компьютеры — и выяснилось, что они вовсе не хотят поработить человечество, а, напротив, всячески способствуют его развитию, да и в целом очень удобны. Страх перед технологиями начал сходить на нет, а неподдельный интерес к ним, наоборот, возрос. Но не все было так гладко.

Стал набирать обороты страх, что человек изменится под влиянием технологического прогресса. Яркиц пример — замечательный проект Observer авторства не единожды упоминавшейся в DARKER Bloober Team. Observer повествует о цифровой чуме, о зависимости от виртуальной реальности, о влиянии технологий на человека. Но подобные проекты можно пересчитать по пальцам, да и тема ужаса почему-то переплетается с технологиями в основном в формате бездумного шутера: A-Tech Cybernetic, Nukklerma: Robot Warfare, Raw Data и т.д.

Ситуацию может исправить анонсированная в 2018 году Atomic Heart от отечественной студии Mundfish. События происходят в альтернативной реальности, в которой СССР не распадался, уже давно освоил промышленное роботостроение. На предприятии «3826» создавались роботы для сельского хозяйства, бытовых и многих других нужд. Однажды по неизвестной причине они вышли из строя и напали на персонал. Для расследования произошедшего на объект направляется агент главного разведывательного управления...

Вокруг разработки Atomic Heart было немало слухов и скандалов, на данный момент проект не имеет полноценной даты релиза. Однако разработчики активно делятся материалами с «кухни» и уже сумели сплотить вокруг себя мощный костяк фанатов. Без преувеличения можно сказать, что Atomic Heart – самый ожидаемый отечественный проект на данный момент и что он идеально вписывается в тему этой статьи.

Итак, в киберхорроре условно можно выделить два направления:

– страх непосредственно перед технологиями;

– страх негативного влияния технологий на человека.

К сожалению, очень мало проектов на данный момент раскрывают эту актуальную тему. А ведь именно сейчас как никогда стоит задуматься о будущем, к которому нас ведёт развитие технологий. Не нужно суперкомпьютеров, свихнувшегося ИИ или тотального контроля через импланты, чтобы начать испытывать тревогу. Достаточно, живя в мегаполисе, просто выглянуть в окно.

Вот они — результаты прогресса.

Дальше все зависит только от нас.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)