DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Зомби, деньги и стволы

Армия мертвецов / Army of the Dead

США, 2021

Жанр: ужасы, драма, боевик

Режиссер: Зак Снайдер

Сценарий: Зак Снайдер, Шэй Хаттен, Джоби Харольд

В ролях: Дэйв Батиста, Элла Пернелл, Анна де ла Регера, Матиас Швайгхефер, Нора Арнезедер, Хироюки Санада, Рауль Кастильо, Майкл Кэссиди, Гаррет Диллахант, Омари Хардвик

Похожие фильмы:

Зака Снайдера можно не любить как творца. В конце концов, вкусы и предпочтения у каждого свои. Но было бы глупостью отрицать тот факт, что именно он является одним из выдающихся визионеров современного Голливуда. Причем визионером не камерного арт-хаусного плана, а вполне себе глобальным, блокбастерным художником. Экранизация специфического комикса другого визионера Фрэнка Миллера «300», где каждый разворот являл собой батальную сцену, заставила простых зрителей говорить о режиссере, а студийных боссов – считаться с ним. Следующую картину Снайдера, «Хранители», многие вообще считают лучшей экранизацией комикса в принципе. С одной стороны, тут заслуга Алана Мура, чей графический роман лег в основу и не позволил скатиться сюжету до примитивного разбоя а-ля Marvel, с другой – мастерство постановщика, бережно перенесшего исходный материал в совершенно иную выразительную среду.

Апофеозом карьеры стала лента «Лига Справедливости Зака Снайдера». Имя создателя здесь не зря вынесено в название – у фильма крайне сложная и запутанная история. Один перечень ключевых событий чего стоит: недовольство боссов тем, как зрители приняли его предыдущую работу «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», давление на режиссера, самоубийство дочери Снайдера, его уход с поста, назначение Джосса Уидона, масштабные пересъемки, опять недовольство фанатов, слухи о некоем «Снайдеркате», режиссерской версии, разительно отличающейся от того, что показывали в прокате. В итоге все вылилось в массовые акции поддержки творца и просьбы поклонников выпустить-таки нормальную версию «Лиги». Все это вылилось в феноменальный и уникальный случай: киностудия Warner Bros. выделила дополнительные средства на то, чтобы довести рабочие материалы Снайдера до смотрибельного состояния (а это досъемки, работа с графикой, монтаж). Фанаты добились своего, и картина увидела свет на стриминговом сервисе HBO Max весной этого года.

Весь этот производственный ад привел к тому, что режиссер зарекся впредь работать с крупными студиями (хотя бы некоторое время). После ухода из Warner Bros. Снайдер нашел приют на стриминговом сервисе Netflix, где бюджеты, конечно, поскромнее, но и на творческий контроль никто не покушается. Первой ласточкой обоюдовыгодного сотрудничества и стал обозреваемый фильм «Армия мертвых», в котором Зак возвращается к теме зомби, дебютной для него в большом кино.

Столь обширное лирическое вступление нужно, чтобы уяснить пару вещей. Первое: Зак Снайдер снимает картины величественные, монументальные, эпические по части визуала. Касательно сюжета мнения делятся на диаметрально противоположные. И второе: в рамках жесткого студийного контроля, когда продюсеры стоят над душой с линейкой, готовые вмазать по рукам, если что-то выбивается из рамок, его гений не способен развернуться в полной мере. Поэтому «Армия мертвых» должна окончательно прояснить ситуацию: зажимали ли гения в тиски или благоразумно приземляли, чтобы получилось в итоге нечто смотрибельное? Ответ, как ни странно, однозначным не получился.

По сюжету, Лас-Вегас, «город порока» в пустыне Невада, заполонили зомби. Правительство обнесло источник заразы стеной из грузовых контейнеров, а чтобы раз и навсегда решить актуальный вопрос зомби-апокалипсиса (в выигрышную для себя сторону) планирует жахнуть по городу ядерной бомбой. До начала фейерверка осталась пара суток. В это же время отряд наемников во главе со Скоттом Уордом (Дэйв Батиста) пробирается в огороженную зону. Их цель – сейф в подвале одного казино, где хранится 200 миллионов долларов. На крыше ждет заброшенный вертолет, на котором предстоит сделать ноги, а между ними и безбедной старостью – всего лишь несколько сотен тысяч плотоядных тварей, один укус которых способен поставить крест на самом понятии старости.

История проста, как палка. Местами даже примитивна. Местами – примитивна настолько откровенно, что даже не верится. Не раз обвиняемый злопыхателями в злоупотреблении библейскими отсылками (хотя ему ближе древнегреческое мифотворчество), автор вставляет их в самом начале прямым текстом: незадачливые военные с позывными «Всадники» открывают биохимический ящик Пандоры. Затем следует восхитительнейшая сцена с титрами, достойная как минимум номинации на звание «Лучшая сцена с титрами в истории кино». Под великолепную композицию Элвиса Пресли «Viva Las Vegas» в джазовой аранжировке зрителю на несколько минут скармливают хронологию заражения и падения Лас-Вегаса, что само по себе заслуживает отдельного фильма.

Затем начинается, собственно, воодушевление персонажа Батисты на задание, недолгий сбор команды и, наконец-то, все герои оказываются по ту сторону стены. Пересказывать перипетии сюжета с этого момента особого толку нет (кроме отдельных моментов) – это все в меру предсказуемо, а экшен отнимает энное количество экранного времени. Правда, уже здесь начинают проскальзывать парадоксальные аспекты ленты: для продукции Netflix все выглядит в меру масштабно, «по-взрослому», но для стиля Снайдера новые линзы, тестируемые на съемках, могут показаться слишком замыленными. Впрочем, как и на соотношение 4:3 в «Снайдеркате», на это быстро перестаешь обращать внимание.

А вот на что никак нельзя перестать обращать внимание, так это на откровенно тупых персонажей и их идиотские решения, не вписывающиеся ни в рамки бытовой логики, ни в рамки логики нарративной. Впрочем, часть героев чуть ли не с самого начала ведет себя не как суровые профессионалы-военные, а как безвольные и бесхребетные нюни. Остальные им под стать. Но феерическая и яро раздражающая глупость наличествует.

Нивелировать сценарные огрехи может экшен и мастерство постановки. Несмотря на внушительный хронометраж в два с половиной часа, фильм пролетает практически на одном дыхании. Да, после просмотра тяжело с ходу вспомнить что-то более-менее выдающееся, кроме теории о временной петле и бесячей дочки протагониста, но во время просмотра большинство претензий как-то плавно обтекает мозг, оставляя место для эстетического удовольствия.

«Армия мертвых» – как настоящий зомби: сложно так сразу классифицировать его как живое или мертвое. Это одновременно и провал Снайдера в статусе «гения-визионера», и крайне добротный боевик, смотрящийся на одном дыхании (пусть и не без огрехов). Кино есть за что похвалить, есть за что поругать. Хейтеры поливают помоями за то, что не получили шедевра на все времена (будто они его ждали), поклонники строят многочисленные теории и всматриваются в каждый кадр, выискивая пасхалки и отсылки, запихнутые творцом (петля времени, ага, симуляция, роботы и пришельцы). И никто из них не хочет на секунду остановиться, чтобы подумать над одной простой мыслью: Снайдер снял не идеальное, но бодрое и веселое кино. Самое то, чтобы скрасить вечер.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Аноним 20-06-2021 07:16

    Не, реально все очень плохо: затянуто, глупо и (вот это уже главное преступление) просто скучно.

    Учитываю...
  • 2 Сэрж 20-06-2021 07:09

    Вот на мой взгляд для бодрого боевичка тут слишком много болтовни и семейных дрязг.

    Учитываю...