DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


…а не то мы напишем в «Спортлото»!

Письма, несущие смерть/ Dispatch (роман)

Автор: Бентли Литтл

Жанр: триллер, ужасы, мистика

Издательство: Центрполиграф

Серия: The Intellectual Thriller

Год издания: 2008 (в оригинале — 2005)

Перевод: Л. Игоревский

Похожие произведения:

  • другие романы Бентли Литтла
  • Стивен Кинг «Все предельно» (повесть)
  • Иногда кажется, что Бентли Литтл — автор, который постоянно работает в состоянии дедлайна. Знаете, такой великий прокрастинатор, вальяжно и неспешно пописывает первую главу… вторую… третью… и внезапно — «БЕНТЛИ, ВСЕ ПРОПАЛО, ЗАВТРА СДАВАТЬ!!!» — и вся ночь проходит в чаде и угаре «надо успеть, а то вы… выкинут из издательского дела!».

    Иначе трудно объяснить перепады в романах автора — плавные, вдумчивые, детальные первые две трети (а то и три четверти), с аккуратным и грамотным нагнетанием напряжения, осторожным введением в общее безумие — и поспешное, хаотичное, несколько даже истеричное окончание. Кровь, кишки, демоны, жертвоприношения, смерть, смерть, смерть… смерть! Убивайте всех, Господь узнает своих!

    Хотя, с другой стороны, в этом и есть специфическое обаяние его текстов — от финального месива читатель слегка обалдевает, лишается критического мышления и покорно идет на убой. После финала, надо сказать, иногда испытывает стыд — будто жрал всю ночь под одеялом хлеб с майонезом. Как? Зачем? Почему продолжал? Да больше нико… ой, еще есть? омномномном…

    «Письма, несущие смерть» — прекрасная иллюстрация этой схемы.

    Кстати, оригинальное название романа слегка безлико — собственно, как и остальные названия у Литтла, все эти «Академия», «Кочегарка», «Хранилище», «Страховщик» и прочие. С чего и почему вдруг переводчиков прорвало именно в этот раз и всплыло название «Письма, несущие смерть» — тайна за семью печатями. Да — внушительно, да — жанрово, но… зачем? Есть в этом новоделе что-то дешевое, банальное, даже чуть пошловатое. Все равно что переименовать «Куджо» в «Собака, несущая смерть», «Кэрри» — в «Девочка, несущая смерть», «Сияние» — в «Отель, несущий смерть», а «Оно» — в просто «Несущее смерть». Такие смертельные несуны — сплошь и рядом на самиздате в графомании средней руки.

    А ведь роман Литтла гораздо глубже, чтобы его можно было описать этими тремя словами.

    В первой половине мы сталкиваемся с классической историей взросления. Герой предстает перед нами сначала мальчиком, потом подростком, юношей и, наконец, зрелым мужчиной, проходя через различные жизненные ситуации, которые в итоге и формируют его характер. Да, не обошлось без «одноногой собачки» — в семье героя недолюбливают, отец пьет, мать эгоистично заботится только о себе, старший брат третирует. Однако «собачка» подается тут не ради слезогонки, а как вполне себе верибельный «зверь-обоснуй» для, в общем-то, мерзенького характера героя. Джейсон — а так зовут мальчика — изначально хорош и добр, как хороши и добры все дети (исключим явные патологии). У него есть друзья, семья при всех финансовых проблемах не барахтается на дне, в школе он не омежка-изгой. Да и начинается повествование с того, что Джейсон признается нам в любви к учительнице.

    Строго говоря, именно эта первая — детская, смутная, неоформленная, банальная — любовь и становится катализатором событий. Мальчик, дабы показать себя в выгодном свете перед объектом своей любви, записывается в программу учительницы «Друзья по переписке» (хоть это дело и считается «непацанским»), а потом — выбирает из всех адресатов девочку-японку (ведь у учительницы — японские корни).

    Именно в процессе этой переписки он и растет как «Писатель писем» — оттачивает язык, овладевает искусством текстосложения, и главное — понимает, что совершенно необязательно говорить в письмах правду. Что в них можно стать тем, кем ты хочешь быть. И он врет напропалую, рассказывая о своей идеальной семье, о своих успехах и планах — пока переписка не обрывается из-за его же собственной глупости, эгоизма и сексуальной озабоченности.

    Но Джейсон не может жить без писем — плевать на девочку, без писем вообще! — и открывает для себя мир, где правильное, удачное, точное слово может стать ключом ко всему — от бесплатных билетов в парк развлечений до подъема по карьерной лестнице. И да, может даже убить…

    Из такого шикарного начала можно было вывернуть куда угодно.

    Роман в духе мистического реализма — совсем чуть-чуть, на грани сна и яви, чтобы даже после прочтения было не до конца понятно, действительно ли герой обладал какой-то сверхъестественной силой убеждения — или же все просто совпадения и следствие его чисто технических умений…

    Сатира на современное общество, зависящее от печатного слова, общество, которым можно управлять через это слово — и при этом самому нисколько не верить в то, что ты говоришь и, тем более, пишешь…

    Черный психологический триллер, где персонаж нарывается на такого же умельца, который поставил своей целью «закопать» его — и мы становимся свидетелями этой текстовой войны…

    Еще один психологический триллер — но уже о распаде личности, о том, как человек, почуяв свою власть и силу, постепенно морально разлагается и погружается в пучину безумия…

    Но, кажется, наступило БЕНТЛИЗАВТРАСДАВАТЬ — и мы имеем то, что имеем.

    А именно — месиво из обрывков шикарнейших образов и идей, каждый из которых мог бы получить прекрасное воплощение в собственной истории. Великие деятели прошлого как Писатели писем, возможность сотворить человека через написание о нем письма, совершенно безумный сталкеринг героя той самой девочкой из прошлого, постепенное оскотинивание Джейсона в моральном плане — это просто пир какой-то для постмодернистского сюра! Но у нас Литтл — а это означает хоррор. И Фирму.

    Литтл очень любит истории о таинственных «фирмах», которые пожирают жизнь обычных людей. «Хранилище», «Страховщик», «Ассоциация» и многие другие романы — на их страницах герои рано или поздно столкнутся с тем, что преследующее Зло не просто какая-то мерзкая хтонь, которую можно пришибить правильным заклинанием или тяжелым дубьем, а целая организация с Верховным Злодеем во главе. И только если, минуя все бюрократические и архитектурные препоны, добраться до этого Верховного и хлопнуть его, только тогда можно считать, что одержал победу. «Считать» — потому что не гарантировано, что у организации нет филиалов по всему миру.

    Хлопанье Верховных обычно происходит одновременно и очень пафосно, и очень… можно сказать, по-детски. Ну, как «одеяло спрячет меня от монстров» и «из водяного пистолета можно расстрелять злодея насмерть». Да, это мило, это даже можно списать на архетипичность детских игр — но тогда и только тогда, когда эта детскость проговаривается. Но не когда подобное оружие возникает с бухты-барахты, как внезапное озарение героя.

    И в итоге финальная битва с Верховным Злом выглядит как эпизод из компьютерной игрушки, не брезгующей стебом. Причем Литтл словно специально делает все для того, чтобы в какой-то момент читатель рассмеялся над откровенными и наивными попытками «нагнать жути». Можно сломаться на описании «марки из ада». После этого даже жилет из отрезанных языков воспринимается как легкая haute couture, а во время битвы на ножницах в голове играет саундтрек из «Бенни Хилла».

    «Письма, несущие смерть» — неплохой роман. К сожалению, потенциал у него в десятки раз лучше, чем то развитие, которое в итоге выбрал автор. Он серьезный, он поднимает проблемы морали, ответственности, взросления, выбора жизненного пути, умения признавать свои ошибки — но… Но, может быть, Литтл просто не хотел этой дуболомной серьезности? Может быть, он не хотел пугать читателей реализмом — и именно поэтому свел все к очередной хтонической фирме?

    Потому что, правда, уж лучше поверить в то, что вся эта текстовая мерзость, которая приходит от «доброжелателей», «преданных читателей», «озабоченных патриотов» и «верных друзей» — на самом деле продукт работы дьявольской корпорации, нежели в то, что многие люди на самом деле являются подлыми, тупыми и грязными тварями. Искренне и от чистого сердца.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)