DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Братство кольца

Мифы Ктулху / Tales of the Cthulhu Mythos (антология)

Составитель: Джим Тёрнер

Жанр: лавкрафтиана

Издательство: Эксмо, Домино

Серия: Некрономикон. Миры Говарда Лавкрафта

Год: 2010

Похожие произведения:

  • Брайан Ламли «Из глубины», «Мифы Ктулху» (авторские сборники)
  • Рэмси Кэмпбелл «The Inhabitant of the Lake & Other Unwelcome Tenants» (авторский сборник, на русский не переводился)
  • «Возвращение Ктулху» (антология, составители В. Владимирский и П. Молитвин)
  • …и тысяча младых
Мифы Ктулху

Лавкрафт умер? Да здравствует Лавкрафт! Человека не стало, а дело его процветает и поныне. Вряд ли «мечтатель из Провиденса» мог предвидеть, что после смерти станет легендой жанра. Как бы парадоксально это ни звучало, именно смерть стала отправной точкой в его творчестве. Теперь, десятилетия спустя, изданиям и переизданиям лавкрафтовских фантазий несть числа. Вот и антология Джеймса Тёрнера обрела вторую жизнь, просочившись какими-то неправдами на российский рынок. В «Мифах Ктулху» собраны работы тех, кто продолжал и развивал идеи маэстро – и классиков, и современников. Начнём по порядку.

В книге представлены произведения на любой вкус, способные удовлетворить аппетиты самых требовательных эстетов от хоррора. Впрочем, справедливости ради отметим, что не все рассказы по-настоящему хороши. Попадаются и такие «ужасы», что хоть плачь. Лучше, однако, начать знакомство с хороших новелл, коих здесь предостаточно.

Безусловно, у каждого любителя лавкрафтианы призовая тройка будет выглядеть по-своему, ведь у всех нас есть фавориты и собственные взгляды на сильные и слабые стороны продолжателей и подражателей маэстро.

На наш вкус, первой медали достойны «Псы Тиндала» Фрэнка Бел(к)напа Лонга – жемчужина сборника, оставившая неизгладимый след на ктулхианских скрижалях. По стилю эта история чрезвычайно сильно напоминает работы самого ГФЛ, чем неизбежно располагает к себе читателя. Образ гончих, созданный Лонгом, потрясает воображение, и рассказ читается на одном дыхании от первой и до последней строчки. Более того, «Псы Тиндала» – это первый текст из так называемых Мифов Ктулху, написанный НЕ Лавкрафтом. По сути, Лонг задал тон всем прочим его последователям.

На второе место взгромоздился «Чёрный камень» Роберта Говарда, почти ничем не уступающий «Псам». Рассказ Лонга выигрывает лишь благодаря двум аспектам: максимальной приближённости к работам ГФЛ и изящному образу гончих, перемещающихся в пространстве за счёт различных углов и искривлений. Зато новелла Роберта Говарда радует занятной предысторией, да и в целом получилась более жутковатой. Ещё одной отличительной особенностью «Камня» стала любопытная параллель с древними кельтскими мифами.

Замыкает тройку безоговорочных лидеров Роберт Блох. «Записки, найденные в пустом доме», лучшее его дополнение к лавкрафтиане, поражают кропотливостью проработки. Чувствуется трепетное отношение автора к изысканной готической стилистике со всеми ее атрибутами: темный лес, ночь, дождь. Да, Блох сумел сказать своё веское слово в «Мифах Ктулху»!..

Сразу же за первой тройкой расположились шесть интересных рассказов, немного не дотянувших до флагманов. В первую очередь это «Глубинный ужас» от небезызвестного Фрица Лейбера. Новелла пронизана истинным духом Лавкрафта. Уроженец Чикаго сумел досконально выдержать стиль отца-основателя, и оттого «Глубинный ужас» ценен вдвойне. Далее следует ещё один текст от Лонга, также заслуживающий самых теплых слов. «Пожиратели пространства» (в русской версии почему-то «Мозгоеды») оказали в свое время сильнейшее влияние на самого Стивена Кинга, свидетельством чему ряд аллюзий в знаменитом «Крауч-Энде». «Пожиратели» по-своему уникальны, и не в последнюю очередь благодаря главному герою – некоему литератору Говарду (угадайте с одного раза, в чей адрес этот кивок). Рассказ пробирает до дрожи своей почти осязаемой атмосферой гротескного ужаса и ощущением неотвратимого конца, словно это и не беллетристика, а дневник, в котором зафиксированы реальные события. «Салемский кошмар» Генри Каттнера заставляет живо вспомнить программную повесть Лавкрафта «Грёзы в ведьмовском доме». Особенно хорошо ее влияние заметно в начале произведения. И пускай финал рассказа особо ярким или оригинальным не назовёшь, по крайней мере, он цепляет за душу.

«Палки» Карла Эдварда Вагнера привлекают незамысловатым, но оттого лишь еще более пугающим сюжетом, а также ключевым образом – причудливо переплетёнными между собой палками. Очень самобытный рассказ, который покорит поклонников Лавкрафта манерой повествования и постепенным нагнетанием непостижимого ужаса. Похвалить автора стоит и за открытую концовку, заставляющую читателя волей-неволей додумывать продолжение сюжета. В «Возвращении Ллойгор» Колина Уилсона используются до боли знакомые приёмы, описания и сравнения, к которым нас приучил Лавкрафт, но автор распоряжается ими по своему усмотрению – и создает незаурядный текст.

И вот наконец на арену выходит сам «Великий и Ужасный»… нет, не Гудвин, как вы могли подумать – речь всего-навсего о Стивене Кинге и его малоизвестном в России рассказе «Поселение Иерусалим». Последний не стоит путать со знаменитым вампирским романом «Жребий Иерусалима», также известным как «Салимов Удел» – с рассказом его роднит лишь место действия. «Поселение Иерусалим» – первая по-настоящему значимая работа Кинга, сделанная в традициях Лавкрафта. Игра на чужом поле прошла с переменным успехом. Автор подает сюжет в несвойственной для себя дневниковой манере, располагая к себе половину читателей и одновременно отталкивая другую. В целом вышла неплохая стилизация под Лавкрафта, но не более того. Параллели с «Наследством Пибоди» напрашиваются сами собой.

Список середняков также составили шесть рассказов. Кларк Эштон Смит двумя своими творениями демонстрирует безукоризненное и неукоснительное следование стандартам ГФЛ. Крепко сбитые вещицы «Уббо-Сатла» и «Возвращение чародея» хороши как скромное дополнение к лавкрафтовской вселенной – но и только. Следом за ними расположились равные по динамизму и занятности произведения от грандов британского хоррора – «Чёрным по белому» Рэмси Кэмпбелла и «Из бездны – с Суртсеем» Брайана Ламли. К ним примыкает еще одна диковинка от Роберта Блоха, «Тень с колокольни», а за ней и «Моя ладья» Джоанны Расс – единственной женщины, удостоившейся аудиенции в «Мифах Ктулху». Все эти рассказы достойны внимания, но им не хватает изюминки, внутреннего стержня, чтобы оставить по себе долгую память…

Что ж, вот и пришла пора рассказать о недостатках антологии. После знакомства с оглавлением сразу возникает вопрос: а по какому принципу формировал свой сборник господин Тёрнер? Год издания рассказов не играл решающей роли: слишком велик временной разброс. К авторскому составу и подбору произведений также есть претензии. Так, за порогом остались такие маститые продолжатели Лавкрафта, как Дональд Уондри, Томас Лиготти и Лин Картер. У Дерлета и вовсе включены два наислабейших рассказа. Почему, спрашивается, не уважить «Возвращение Хастура» и «Оседлавший ветер» – ведь ничего лучше «ученик чародея» не написал… Однако у Джеймса Тёрнера имелось свое видение того, какой должна быть антология. В результате имеем унылые «За порогом» и «Живущий во тьме». Жуть кромешная, а не рассказы. Безликая, бесцветная жуть… «Звёздный бродяга» от вездесущего Роберта Блоха получился на редкость простецким и прямолинейным. Единственный плюс: мы чуть больше узнаём о загадочной фигуре, мелькавшей в ранних творениях ГФЛ – таинственном Людвиге Принне. Но этого крайне мало.

Произведения Ф. Х. Фармера и Р. А. Лупоффа – разговор особый. Перед нами парочка текстов-проходимцев, непонятно каким образом затесавшихся в приличное общество. Совершенно неясно, с какой целью они вообще были написаны. Что и кому хотели сказать (доказать? показать?) оба автора, остаётся тайной, сокрытой мраком. Нет в этих новеллах («Первокурсник», «Как была открыта Гурская зона») ни четкой идеи, ни сколь-нибудь интересных героев или жизненных ситуаций, даже вразумительный финал – и тот отсутствует. Безнадега.

Вот, собственно и всё, о чём следовало рассказать. Впрочем, нет: остались незатронутыми два столпа антологии – «Зов Ктулху» и «Скиталец тьмы», принадлежащие перу незабвенного Говарда Филлипса Лавкрафта. Но если вы о них не слышали, то явно читаете не ту рецензию и не в том журнале.

Что можно сказать в заключение? «Мифы Ктулху» – это самый настоящий паноптикум. Под одной обложкой собраны как уникальные литературные деликатесы (например, «Пожиратели пространства» Лонга), так и тексты снотворного типа. И все-таки перед нами книга, которую можно и нужно читать вопреки всем ее недочетам – к счастью, немногочисленным. В общем и целом детище Тёрнера заслуживает местечка на вашей полке.

Любая точка зрения субъективна. Вот и эта рецензия не может считаться окончательной истиной. Однако заявляю с полной ответственностью, антологию стоит прочесть хотя бы один раз. Время не будет потрачено впустую. За это я ручаюсь перед будущими читателями.

Комментариев: 17 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Maldoror 27-12-2011 17:27

    на мой взгляд лучшее из всего сборника -рассказ "Уббо -Саттла" пера Кларка Эштона Смита.Последний абзац резюмирует все что может быть сказано и написано о Ктулху и иже с ними.

    Учитываю...
    • 2 Caspian 09-01-2013 23:23

      Maldoror, а вы ознакомились со всем сборником или же читали рассказы выборочно? Данная новелла от Смита - это ничто иное как игра на чужом поле с минимумом привнесения чего-то нового в "Мифы Ктулху".Тот же Фрэнк Лонг или Роберт Блох или Генри Каттнер добились своими творениями гораздо большего, сумев раздвинуть границы жанра. Кларк Эштон же придумал новое существо для пантеона, но не сумел даже в конкретные контуры его облечь.

      Учитываю...
  • 3 Мельник 19-12-2011 21:52

    В свое время прочитал «Из глубины» Брайна Ламли и «Палки» Карла Эдварда Вагнера. И если в первом понравилось только начало (мастерски написано, остальное - было скучно), то "Палки" впечатлили, это же надо такое придумать (хотя сам рассказ не зацепил в том плане, чтобы читать не отрываясь).

    И хотя я не поклонник Ктулху, но рецензия понравилась, прочитал с интересом.

    Учитываю...
  • 4 Caspian 17-12-2011 21:34

    Esperanza и Sekundomer, громадное спасибо! Очень приятны ваши тёплые отзывы. Как никогда чётко осознаю, что не зря написал этот обзор.

    Sekundomer, а продолжение последует, по мере того, как будут издавать следующие антологии или собрания сочинений по этой благодатной тематике. Я только за.

    Кел-кор, а есть возможность приобрести сборник Лонга в магазинах Москвы?

    Учитываю...
    • 5 kel-kor 17-12-2011 22:21

      Не могу точно ничего сказать, так как мне магазины Москвы недоступны, но я сомневаюсь, что появится хоть где-нибудь. Потому как издание немассовое, тираж небольшой...

      Учитываю...
      • 6 Sekundomer 18-12-2011 10:44

        Хотел бы я такую книжечку иметь. Но цена!

        Учитываю...
  • 7 kel-kor 17-12-2011 18:00

    Скажу еще пару слов о Лонге.

    Согласен с тем, что и два его других рассказа, переводившихся на русский, но не относящихся к «Мифам Ктулху» — «Океанский кровопийца» и «Вторая ночь в море» — очень неплохи (мне больше нравится «Вторая ночь», правда)! Но был на русском еще рассказ — «Ночные страхи». Хоть и не хоррор, но где-то не очень далеко от любимого нами жанра. По крайней мере, атмосфера создана приятно мрачноватая и настораживающая...

    В этом году на английском вышел огромный сборник Лонга, куда вошли 66 рассказов и повестей: //www.fantlab.ru/work256191 Только и стоит он немалых денег...

    Учитываю...
  • 8 Sekundomer 17-12-2011 06:04

    Отличнейший обзор!!!

    Ждем продолжения!

    Учитываю...
  • 9 Надежда 17-12-2011 00:44

    О, сравнение с паноптикумом, где великолепные вещи собраны вперемешку с чепухой, очень точно. "Псы Тиндала" и "Записки" я бы тоже включила в тройку лидеров.

    Учитываю...
  • 10 Caspian 16-12-2011 20:52

    "Пожиратели пространства" или "Пожиратели измерений", если так больше нравится. По-другому The Space-Eaters перевести нельзя. Вариант "Мозгоеды" принципиально не воспринимаю.

    Всё зависит от того, входит ли Фрэнк Белнэп Лонг в приоритетный список кандидатов для следующего номера. Тут уж слово за редакторами журнала. Что до меня, то я готов.

    К сожалению, автора почти не переводили на русский язык((

    Владимир, у Фрэнка Лонга есть два любопытных рассказа, написанных в лавкрафтиане - Dark Awakening и The Horror from the Hills. Увы, на русский они также не переведены. Думаю, новеллы пришлись бы по душе очень многим читателям. Лонг неподражаем в своём великолепии.

    Благодарю за слова поддержки!

    Учитываю...
  • 11 Владимир 16-12-2011 20:24

    Прошу прощения -- никак не свыкнусь с правилами. Вверху -- мой текст.

    Учитываю...
  • 12 Аноним 16-12-2011 20:20

    Да, я согласен -- это гораздо лучший вариант названия, "Мозгоеды" уж больно явно отдают трешем. А что до содержания? Тут, пожалуй, стоит вспомнить и "Вторую ночь" с "Океанским кровопийцей" -- Лонг это парень, который, похоже, и на исхоженном пути находил некие боковые тропинки. Вот, кстати, -- достойный кандидат для следующего испытания остроты вашего авторского пера. Надо попытаться вытащить из паутины побольше его текстов -- вроде бы это сейчас не проблема...

    Учитываю...
  • 13 Caspian 15-12-2011 22:59

    Владимр, огромное и искреннее вам спасибо за тёплые слова! Рад, что рецензия пришлась по душе. Похоже, работая над ней я получил не меньшее удовольствие, чем вы, когда читали обзор.

    А как вам ещё один текст от Лонга - "Пожиратели пространства"?

    С удовольствием напишу что-нибудь ещё. В особенности, по лавкрафтовской тематике. Ещё раз спасибо!

    Учитываю...
  • 14 Wladdimir 15-12-2011 21:13

    Ой, да -- "Псы Тиндала": по-моему, тут Лонг затмевает самого Мастера (правда, на очень четко ограниченной площадке). И "Палки" Вагнера -- казалось бы ничего нового придумать уже невозможно, а вот пожалуйста... И, правильно, зачем тут приплелся Лупофф -- совершенно непонятно. В сумме -- очень хорошая рецензия. (Написал бы: Аффтор, пишы есчо -- да стесняюсь).

    Учитываю...
  • 15 Caspian 15-12-2011 12:22

    Спасибо на добром слове, Фисбен. Я старался)

    Учитываю...
  • 16 Фисбен 15-12-2011 10:03

    Хороший обзор. Книга куплена, но ручки не дотянутся все никак. Хотя рассказ Кэмпбелла прочитал сразу же. Средне, да.

    Учитываю...
  • 17 kel-kor 15-12-2011 09:13

    по какому принципу формировал свой сборник господин Тёрнер? Год издания рассказов не играл решающей роли: слишком велик временной разброс. К авторскому составу и подбору произведений также есть претензии.

    Стоит отметить, что подборка Тернера почти повторяет подборку Дерлета 1969 года выпуска, которая, кстати, называлась также «Мифы Ктулху». Он перетащил из более раннего издания 15 рассказов, убрал 3, заменил один рассказ Ламли на другой и добавил еще 6 произведений, которые были изданы впервые уже после 1969 года. То есть подборку Дерлета составитель взял за основу, и как раз в ней-то и обнаруживаются почти все самые-самые «Мифы». Так что, на мой взгляд, большая заслуга в отборе произведений принадлежит и Дерлету.

    Учитываю...