DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Что-то страшное грядет…

Хоррор-текстов, в которых бы действие происходило в будущем, — кот наплакал. Может быть, дело в том, что любой фантдоп будет смещать фокус от хоррор-составляющей, перетягивая внимание на себя. Тот же «Долгий джонт» Стивена Кинга при ударном, идеальном «ужасном» финале все-таки, скорее, научно-фантастический рассказ.

С теми же видами искусства, где присутствует визуальная составляющая, все гораздо проще. Какой-нибудь «Пандорум» уже бесспорный ужастик, действие которого происходит в декорациях космического корабля. О серии фильмов про Чужого и говорить не стоит — классика, как-никак. Да и компьютерная индустрия неплохо попаслась на этом поле — один Dead Space чего только стоит!

Немо Рамджет и Дугал Диксон совместили визуальный ряд и текстовую составляющую и создали, пожалуй, совершенно уникальные произведения. Их можно даже назвать… хоррор-антропологией!

Строго говоря, ничего сверхужасного в сюжете обеих книг нет — просто вот так вот пошло развитие человеческой эволюции. Не без помощи самого человека, к слову.

Но в итоге разумы обоих авторов породили таких чудовищ, которым позавидовал бы не один дизайнер хоррор-фильмов (правда, один из персонажей Диксона невероятно смахивает на моего научного руководителя в университете, так что ту страницу волей-неволей перелистываешь с особым трепетом).

Дугал Диксон (Dougal Dixon, род. 1947) — британский палеонтолог, геолог, популяризатор науки, фантаст. Сначала был консультантом, потом редактором в научном издательстве, затем ушел на вольные хлеба и написал несколько книг, в том числе о дальнейших путях эволюции. «Человек после человека» создана им совместно с художником Филиппом Худом.

Немо Рамжет (Nemo Ramjet, настоящее имя C.M. Kosemen, род. 1984) — турецкий иллюстратор. «Все грядущие дни» написал (строго говоря, скорее сделал комментарии к иллюстрациям) и проиллюстрировал самостоятельно.

Люди с совершенно разными образованием, культурным багажом, жизненным опытом, религиозными и политическими взглядами… Что же они увидели в нашем будущем? Каких химер предположили?

Дугал Диксон «Человек после человека: Антропология будущего» (Man After Man: An Anthropology of the Future, 1988)

Дугал Диксон, как ученый, начинает с долгого вступления (и это не считая предисловия, написанного Брайаном Олдиссом!). Рассказывает об основных процессах эволюции, крупными мазками описывая, как на нее влияло изменение климата, схематично набрасывает историю возникновения и развития человечества — стремительно, не разжевывая, уложив восемь миллионов лет в три страницы. Да и вся книга у него такая же стремительная — он не погружается в подробности, давая лишь сочные описания, а затем летит дальше на крыльях столетий.

И вот именно с временными промежутками у него и получается некий конфуз. Ученый-палеонтолог дает генной инженерии лишь двести лет на то, чтобы полностью изменить внешний облик и внутренние процессы некоторых индивидов? Всего двести лет, чтобы создать акваморфа — не человека-амфибию, чье отличие лишь во вживленных жабрах, а полноценное существо, лишь отчасти напоминающее гуманоида? Даже для восторженно глядящего в будущее 1980 года это было несколько чересчур.

А вакууморф, якобы созданный в это же время? Существо, напоминающее внебрачную дочь Колобка и блохи? Именно дочь, поскольку Диксон, рассказывая читателям детали жизни тех или иных персонажей, показывает нам женщину-вакууморфа. Родители которой являются нормальными, обычными людьми — однако дочь была «сконструирована» для жизни в космосе при нулевой гравитации.

Диксон аккуратно обходит первейший вопрос, который возникает при знакомстве с его книгой — проблему этики. Каким образом вообще подобное вмешательство в человеческий геном стало возможным? Как долго шли споры, на какие уступки пошли стороны? Ведь это не изменение цвета глаз или структуры волос — это превращение человеческого существа в какую-то хтонь!

Но он лишь уклончиво замечает: «Однако, настало время, когда этические соображения должны были пойти на компромисс. Если человечество должно было выжить, то оно должно было измениться». Ну хорошо, ладно, поверили. Идем дальше.

А дальше генетически идеальные люди (гуманоидного типа, без единого отклонения) летят в космос на поиски подходящих для колонизации миров — а в это время на перенаселенной Земле потерявшие человеческий облик (в переносном смысле) сражаются за еду.

Пока все выглядит… относительно прилично. Даже стандартно для фантастики того времени. Ну за исключением «морфов», которые похожи на оживший ночной кошмар.

Но Диксон еще только разгоняется — и теперь его фантазию не удержать.

Человеческий род обречен — он настолько изнежен и связан с обслуживающими его машинами (да-да, еще через сто лет люди почему-то перестали жрать друг друга и вернулись к высоким технологиям), что лишь 10 % половых актов заканчиваются успешно. В смысле, совокупляющиеся не помирают друг на друге от остановки сердца из-за переутомления.

На аквабионтов никакой надежды нет — они давно потеряли всякую связь с человечеством и живут в своем мире.

Дальше — больше.

Люди, специально спроектированные для жизни на равнинах — и больше напоминающие демонов, словно сошедших со страниц средневековых рукописей. Зачем адаптировать их к образу жизни травоядных млекопитающих, запихивая им в брюхо генно-модифицированные бактерии, перерабатывающие целлюлозу, а на руках выращивая режущие лезвия? Не проще ли поработать над селекцией зерновых?

Лесные жители, чей интеллект был специально подавлен в угоду инстинктам — лазить по деревьям и жрать, жрать, жрать.

Нет, конечно, некоторую логику возможно восстановить — и Диксон подбрасывает для этого зацепки. Однако все равно остается ощущение некоторой пугающей циничности генных инженеров. Сам факт, что для выживания человеческого рода пришлось пойти на то, чтобы вернуть некоторую его часть даже не в первобытное, а в животное состояние… это отдает каким-то потусторонним ужасом.

Не станем здесь пересказывать все идеи и образы Диксона. Иначе пришлось бы захватить пол-DARKER’а. Он размахивается на пять миллионов лет вперед и насыщает человеческое будущее образами, достойными не одного фильма ужасов.

Но самое страшное — не образно, нет, а эмоционально — момент, когда на Землю возвращаются потомки колонистов. Уже сами полностью потерявшие человеческий облик. Генно-инженерное пищевое существо, генераторы пищи, живущие в стойлах источники белка, с которых машины-сборщики постепенно срезают плоть… это будет посильнее человеческой многоножки!

Немо Рамджет «Все грядущие дни» (All Tomorrows, 2008)

В отличие от Диксона, Немо Рамджет начинает с события, о котором грезили многие фантасты — колонизации Марса.

В его будущем генная инженерия пока не играет такой ключевой роли, как у Диксона, — лишь некоторые доработки к естественной адаптации человека к жизни в условиях другой планеты. Тем более что вскоре разворачивается война между Марсом и Землей, стоившая человечеству восьми миллиардов жизней.

Судя по всему, Рамджет вводит войну лишь для того, чтобы обосновать внезапный всплеск развития науки и техники — который, кстати, никак не объясняется у Диксона — и дать повод выпнуть человечество в космос, на поиски новых миров.

Пока космические корабли бороздят большой театр звездного неба, на Землю приходит некая цивилизация Ку и все накрывает медным тазом.

Ку — мастера генетических и нанотехнологических манипуляций. И они переделывают человечество на свой вкус и под свои потребности.

Рамджет обладает весьма специфической манерой рисовки — и изображения существ, порожденных его фантазией, заставляют вспомнить босховские безумия.

Ку фактически уничтожают человечество, населив Землю (и другие миры, где обитали люди и до которых смогли дотянуться) эрзац-существами, часть из которых не могла выжить без своих хозяев, — и улетают прочь. В поисках новых миров и нового материала для экспериментов.

Да, похоже на рояль в кустах — куда-то же да надо было Рамджету сплавить этих сумасшедших богоподобных садистов. Но при этом такое исчезновение придает всему повествованию оттенок жуткой обреченности. Нет никакого избранного человечества — избранного хотя бы в качестве врагов. Есть лишь расходный материал, который в один прекрасный день просто выбрасывают.

И далее Рамджет повествует о судьбах тех или иных видов существ, которые остались после Ку. У него есть лазейка, которой не было у Диксона — ему не надо объяснять, зачем понадобилась та или иная генетическая модификация. Ку просто так захотели. Точка.

Захотели создать из людей червей, который лишь роют землю и жрут, что попадется в рот.

Захотели создать челолоп — существ, которые полностью сохранили ум и память, но обрели антилопоподобные тела.

Захотели создать соблазнителей — совершенно причудливый вид, женщины которого представляют собой огромные конусы плоти, укоренившиеся в земле, как корнеплоды. Мужчины же, похожие на маленьких обезьян, ныряли в их влагалища, как в тоннели.

Захотели отомстить поднявшим восстание — и создали колониалов, поля плоти и мышц, покрывающие землю. При этом сохранив им глаза и сознание.

Но Рамджет не просто описывает эти и другие фантасмагорические создания. Он пытается смоделировать эволюцию — и поэтому следит за их развитием на протяжении тысячелетий после того, как Ку покинули нашу галактику.

Разводчики Инструментов, Жуколицые, Призраки руин, Гравиталы, Парусный Народ, Ассиметричные люди — он проводит их через войны, встречи с потомками тех, кто когда-то, еще до нашествия Ку, отправился в космос и тоже уже давно лишился человеческого облика...

И вот здесь он же уступает Диксону в верибельности. Слишком уж «чисто» и гладко проходят эволюционные изменения. Слишком уж радикально меняется облик некоторых существ — словно Рамджету просто нужно было их куда-то запихнуть. И если у Диксона при всех недостатках все-таки соблюдалась некая логика — хотя бы внутримировая, то у Раджета ее практически нет. Он пытается удержаться в рамках следования ей — но рано или поздно срывается. Правда, у него есть идеальный «обоснуй» — эти существа обитают не на Земле, а на других, когда-то колонизированных человечеством мирах. А тамошние условия вкупе с технологиями Ку могли породить какие угодно последствия…

Окончательно разрушает хоть какое-то подобие научности (хотя бы в плане моделирования процесса эволюции вымышленных форм) финальный эпизод. Да, забавно. Особенно иллюстрация. Но… так банально?

Ну как бы то ни было — и Диксон, и Рамджет предлагают свои, одинаково любопытные (и одинаково возможные, как ни крути!) версии эволюции. Какой из них окажется ближе к реальности — покажет время.

Но, к счастью, «жить в эту пору прекрасную уж не придется — ни мне, ни тебе».

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Механьяк 26-10-2018 15:30

    > Всего двести лет, чтобы создать акваморфа

    От первого самолёта братьев Райт до "маленького шага одного человека" прошло шестьдесят лет, так что всё нормально %)

    > вернуть некоторую его часть даже не в первобытное, а в животное состояние

    На эту тему много рассуждает Уоттс в "Ложной слепоте" и "Эхопраксии" - там вообще всё пронизано идеей, что самосознание есть косяк, без которого разум станет на порядки эффективнее. Впрочем, лично я её не разделяю.

    > Не станем здесь пересказывать все идеи и образы Диксона. Иначе пришлось бы захватить пол-DARKER’а.

    Та лааадно, при желании можно в одной небольшой статеечке всё перечислить +)

    -----

    > на Землю приходит некая цивилизация Ку

    Не на Землю, а везде - важным отличием этих книг является то, что у Рамджета размах вполне галактический, тогда как Диксон ограничивается одной планетой.

    > Рамджет обладает весьма специфической манерой рисовки — и изображения существ, порожденных его фантазией, заставляют вспомнить босховские безумия.

    Это да, я до сих пор с Червей откладываю кирпичики :D

    > после того, как Ку покинули нашу галактику

    Ничего они не покидали, а продолжили своё многомиллионолетнее путешествие вокруг ядра Х) В конце мельком упомянуто, что они потом снова пришли в занятый постчеловечеством рукав Галактики, но на сей раз их унизили.

    -----

    Короче говоря, рецензии так себе, лучше самолично ознакомиться с обеими книгами. Начать рекомендую с Диксона, он полегче. А потом ещё можно заполировать "Последними и первыми людьми" Стэплдона - там без картинок, но описания не менее красочные.

    Учитываю...