DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

«Дом Вдовы»: «Концепция проекта — атмосфера деревенского мистицизма»

«Дом Вдовы» — отечественный аудиовизуальный дарк-хоррор-эмбиент-проект, за которым стоит один человек — Константин Вдовецкий. Каждый альбом, выпущенный под именем «Дома Вдовы», поражает мастерски нагнетаемой атмосферой захолустного ужаса. О том, как рождается эта музыка и чем она навеяна, автор проекта рассказывает Дмитрию Фомину и Алексу Лоренцу в большом эксклюзивном интервью для журнала DARKER.

Вы впервые дали интервью нашему журналу в 2013 году. С тех пор прошло целых восемь лет, и все это время «Дом Вдовы» не переставал выпускать в свет превосходные дарк-эмбиент-релизы. С вашей точки зрения, что в проекте за это время поменялось? Что новое укоренилось и что старое ушло в прошлое? Что из запланированного удалось воплотить в музыке? Изменились ли каким-то образом принципы и подходы к работе над сочинением и записью?

За восемь лет произошло очень много событий: выпуск релизов, выступления, новые коллаборации... Самое главное, что проект не стоит на месте и развивается! Можно много рассказать о каждом событии, и, боюсь, это займет очень много времени. Я бы хотел остановиться на самом, по моему мнению, важном и значимом. Это знакомство с Олегом Ершовым, создателем сообщества YorshoffMix, моим теперь уже другом и наставником в области звукорежиссуры. Именно он помог мне систематизировать мои знания и из хаотической, интуитивной работы над звуком сделать некий алгоритм, выработать точный подход к работе над произведениями. Индивидуальные занятия с Олегом сразу дали положительные результаты и определили дальнейшие векторы для саморазвития. Всем, кто желает серьёзно заняться звукорежиссурой, настоятельно рекомендую упомянутое сообщество: там настоящий кладезь ценной информации!

Как бы вы описали проект сегодня? Что он представляет из себя в жанровом плане? Можно ли, по вашему мнению, поместить эту музыку в рамки жанра дарк-эмбиент или она глубже и шире?

На протяжении существования проекта какие только жанры ему не приписывали. На данный момент меня устраивает такое наименование: audio-visual dark-horror ambient project. На мой взгляд, эти термины максимально точно отражают содержание. Но, опять же, названия жанров — это всего лишь некая система координат. В моем проекте можно услышать отсылки к разной постиндустриальной музыке.

Как все начиналось? Сумеете описать момент, когда ваши музыкальные и литературные пристрастия слились воедино, чтобы образовать то необычное проявление искусства, которое мы слышим в ваших первых релизах и которое развивается по сегодняшний день? Иными словами: расскажите, когда, как и, главное, ЗАЧЕМ у вас «щелкнуло» начать выпускать музыкальные альбомы.

В январе 2002 года была записана первая демокассета проекта, которая так и называлась — «Дом Вдовы». С этого момента берет свое начало проект. Разумеется, материал писался за год или, может, два до того — сейчас уже не вспомню точно. На кассете был очень странный материал — дарквейв, исполненный на пианино с голосом без обработок и наложений, все писалось в один дубль. В таком же ключе были записаны следующие два деморелиза. После этого пишется абсолютно новый материал, и проект приобретает черты, которые вам уже знакомы. Главный и неукоснительный принцип, которому я следую, — это реализация моих мыслей и идей в «Доме Вдовы». И главный критерий — мне это должно понравиться.

О местах. Помнится, вы собирались посетить старые парижские катакомбы. Удалось? Если да, то каковы впечатления? Если нет, то все еще планируете? Какие еще мрачные места хотелось бы увидеть?

Нет, к сожалению, пока не удалось там побывать. Но я думаю, что главное — поставить цель! Как только ситуация в мире изменится и откроются границы, будет проще с реализацией подобных планов. Я, честно говоря, не задумывался, куда бы хотел еще съездить и на что посмотреть. Возможно, Провиденс, Салем, замок Цепеша... Но не надо забывать, что и у нас на Северо-Западе достаточно подобных мест — и, самое главное лично для меня, там нет вездесущих туристов! Так что я все же предпочел бы прогулку по лесу или рыбалку на берегу реки.

Связано ли название «Дом Вдовы» с каким-либо реально существующим или существовавшим домом с привидениями, заброшенным жилищем? Что повлияло на первоначальное зарождение концепции вашего проекта?

На демо 2002 года было две композиции — «Вдова и Смерть» и «Дом». Я решил их объединить в одно — так получился «Дом Вдовы». Никакой мистики в этом не было, просто нужно было дать название проекту, и такой вариант мне понравился. Что касается концепции — здесь нужен был импульс для начала работы. Как оказалось, увлечение фольклором и этнографией еще в школе создало прочный фундамент для будущего музыкального проекта. Потом ко мне в руки попадают две аудиозаписи, которые во многом предопределили мою творческую деятельность. Это были Aghast с альбомом «Hexerei Im Zwielicht Der Finsternis» и проект When с альбомом 1992 года «Svartedauen». С этого момента и формируется концепция проекта — атмосфера деревенского мистицизма.

Доводилось ли вам провести ночь в заброшенном доме вроде тех, что часто фигурируют в ваших музыкальных произведениях? Может быть, в ином жутком месте? Лес, брошенная деревня, охотничья заимка в мрачных лесах Северо-Запада?

Нет, в таких домах не доводилось. Из недавнего — ночевал в лодке на лесном озере. Хорошие впечатления! Если еще вспомнить интересные случаи: ездили поздним зимним вечером с сестрой на машине на лесное кладбище, нужно было отснять материал для видеоряда на выступление.

Атмосфера «Дома Вдовы» — запредельно жуткая. Всегда. Не страшно ли выпускать в мир демонов, которые устраивают вакханалии в ваших альбомах? Часто ли вы переслушиваете свои произведения после их выхода в свет? Бывало ли такое, что прослушивание собственных композиций вызывало неожиданные эмоции?

Слушатель всегда вправе выбирать, слушать подобный материал или нет. Но то, что мои произведения вызывают определенный фидбэк, — это здорово! Значит, я не один любитель подобных релизов.

На момент выхода альбома, когда он попадает в сеть и вы можете с ним ознакомиться, я его заслушиваю до дыр на разных устройствах. Должно пройти минимум год-два, чтобы я к нему вернулся и получил какое-то подобие чистых эмоций, что получаете вы. Да, бывает так, что некоторые треки вызывают удивление по прошествии некоторого времени. Но чаще всего я их использую в качестве справочного материала для тех или иных целей продакшена.

Расскажете о происхождении устной былички из альбома «Кожа мертвой матери»? Это текст собственного сочинения или фольклорный?

Эта быличка была взята у моих друзей из паблика «Баба Нюра», с которыми я давно сотрудничаю. Я ее немного отредактировал под свои нужды — так и появилась отправная точка для написания новой композиции. Первоисточник мне неизвестен, я не в курсе, откуда она у них появилась в посте. И это, кстати, второй раз, когда я воспользовался материалами, любезно предоставленными пабликом. Первый раз был трек «Witch's Food» c альбома «Tales from the Witch House» 2018 года, но там скорее было записано, что называется, «по мотивам», а сам текст отсутствовал. Саму быличку можно прочитать в информации к треку на моей странице Bandcamp.

В альбоме «The Old Winter» есть несколько совершенно ужасающих (в хорошем смысле слова) композиций под фортепиано с голосом лирического героя. Что это было, чем вдохновлено и почему именно такое сочетание — фортепиано с весьма своеобразным речитативом?

Эти треки как раз из ранних демок, о которых я рассказал выше. Мне было интересно то, как они будут звучать с новым подходом в звуке. Получилось, на мой взгляд, интересно и необычно. Это был разовый эксперимент, и писать подобный материал у меня в планах нет, по крайней мере в обозримом будущем.

Аудитория у вас довольно немаленькая для российского андеграунда. Ваша музыка при всей ее необычности, что называется, «цепляет» (мы как слушатели имеем полное право это утверждать). На ваш взгляд — чем? Ответ от одного до пяти слов! smile

На самом деле для меня это сложный вопрос. Предположу, что оригинальностью и качеством. smile

Проект поражает своей продуктивностью. Практически каждый год «Дом Вдовы» исторгает новый релиз, один мрачнее другого. Насколько сильна ваша потребность в выражении темных сторон своего сознания? Как считаете, есть ли предел вашему темному вдохновению?

Я практически постоянно что-то читаю, делаю какие-то заметки, таким образом формирую список идей для нового альбома. Для меня комфортна и привычна работа над релизами в таком темпе. Я не устаю, и хватает времени на другие дела. Как-то я общался с одним человеком, у которого был доступ в архивы полевых записей этнографов разных годов. Так вот, там находится огромное количество необработанного материала из разных экспедиций. Это дает надежду на выход новой литературы по интересующей меня тематике, так что вдохновение никуда не денется.

Получается ли у вас в полном объеме передать изначальную атмосферу композиций в ходе живых выступлений? Ввергнуть отдельно взятого человека в суеверный ужас не так уж трудно. А что насчет толпы? Были ли по этому поводу комментарии от ваших поклонников?

Что касается выступлений, не все однозначно. Я, конечно, прилагаю все усилия для погружения в атмосферу проекта — создаю динамичный плейлист, работаю над видеорядом, репетирую перед каждым выступлением. Но есть не зависящие от меня факторы, к примеру оборудование и акустическое оформление в клубе. Оно, увы, не всегда соответствует ожиданиям. Но что есть — то есть. Тем не менее небольшие клубы прокачиваются звуком хорошо, и проблем с этим нет. Слушатели уходят довольными, и это, я считаю, самый позитивный момент в творчестве каждого музыканта. Разумеется, потом открываешь личку, и люди пишут благодарности, как им понравилось, как было круто, что они открыли для себя что-то новое. Это очень приятно читать, и такие отзывы, безусловно, важны! На больших площадках мне выступать пока не доводилось. Что там и как, не могу сказать.

Несколько слов о процессе создания материала «Дома Вдовы». Создается ли он единым порывом? Как часто подвергается последующей редактуре? Какое время суток и года является у вас наиболее комфортным для творчества?

Процесс создания материала всегда проходил по-разному, ведь никогда не знаешь, что тебя подвигнет на написание новой композиции. Но со временем я выработал определенный алгоритм, который работает безотказно — его я и стараюсь придерживаться. Итак, изначально должна быть идея, которая берется за основу. Именно с нее и начинается построение трека. Без идеи я не стану даже открывать секвенсор. Как только я определился с идеей, я пытаюсь представить, какие звуки могут быть использованы в этой композиции. Я практически не использую готовые звуковые библиотеки, а беру портастудию и отправляюсь собирать подходящий звуковой материал, что называется, «в поля». Дальше происходит чистка и отбор материала для трека. После того как этот этап пройден, начинается черновая работа, создаются куски звуковых коллажей. Те, что мне нравятся, идут в дальнейшую работу. Ну а дальше — сведение, мастеринг — все как обычно с любым звуковым материалом в любом музыкальном жанре. Работа над альбомами чаще всего ведется с осени до весны. С лета до осени я, как правило, занимаюсь пересмотром своего студийного сетапа, что-то продаю, что-то докупаю. Если кому будет интересно, на моем YouTube-канале есть запись стрима по созданию dark-horror ambient, где мы с Олегом Ершовым постарались разобраться в основных принципах и подходах в такой музыке. Как раз там я показал и рассказал о своей «кухне» — плагинах, DAW, оборудовании и т. д.

В прошлом интервью вскользь затрагивалась тема сотрудничества с киноиндустрией. Были предложения написать саундтрек за последние восемь лет? Может быть, к любительскому малобюджетному фильму ужасов, короткометражке?

Предложения поступают, но пока все только в планах. Конкретики никакой нет в этом вопросе.

О чем мог бы быть снят фильм, для которого вы ТОЧНО согласились бы написать и записать саундтрек?

Тут вот какая ситуация… когда я пишу материал для «Дом Вдовы», это одно, а когда под заказ для студии — это совершенно другое. Там не до вдохновения, ставятся задачи и дедлайны. Иными словами, это такая же работа, как и любая другая. А за работу принято платить, и никакие «за респект» и «по знакомству» здесь не прокатят. Фильм — это коммерческий продукт даже в андеграунде. И в любом случае его будут стараться распространять за деньги, будь он на физическом носителе или в цифровом варианте. И никак по-другому. Не хочу показаться меркантильным, но за работу над фильмом я бы хотел получить деньги — это один из главных пунктов. Если говорить про тематику фильма, то, разумеется, она должна быть близка моему проекту.

Куда движется проект сегодня? Чего ждать поклонникам? Что нового вы планируете или хотели бы добавить в свою музыку?

На данный момент проект жив и здравствует, находится в хорошей форме. )) Сейчас идет сбор материала для нового альбома, запланировано шесть-семь новых треков. Из нововведений — переход в Dolby Atmos. Это новый формат звука, который должен будет заменить привычное нам стерео. Возможна еще одна аудиовизуальная работа на один из треков с альбома. Так что впереди много интересных открытий!

Вы большой ценитель литературы ужасов, и некоторые литературные произведения нашли прямое отражение в вашем творчестве — тот же лавкрафтовский «Морок на Инсмутом», произведения Гоголя, Тургенева... Какие произведения других авторов могут лечь в основу композиций в будущем? Может быть, что-нибудь из современной художественной литературы?

Сложно сказать, с современной художественной литературой я не знаком. В последнее время я больше времени провожу с документальной или исторической литературой по Средневековью. Мне она стала более близка, нежели художественная. Там освещается много интересных фактов, которые можно смело брать за идеи для треков — только успевай записывать. )) Так что я вряд ли вернусь к художественной литературе.

Все ваши альбомы в свободном доступе, их может прослушать каждый желающий. Удается ли зарабатывать музыкой? Может ли сегодня музыкант вашего направления полностью обеспечивать себя за счет творчества? Или стоит рассчитывать лишь на то, что искусство даже для творца — теперь лишь отдушина?

Заработок на андеграундной музыке — иллюзия априори. Это утверждаю не только я, но и авторы проектов в этом стиле с мировой известностью. Да, можно начать жить на чемоданах, кататься в туры, пытаться продавать альбомы на физике и мерч, но это не мой вариант. Есть еще вариант устроится в студию и писать музыку для фильмов, игр, рекламы, делать минусы из блатняка и попсы, вести корпоративы и все, что потребуют от вас заказчики в режиме 24/7 — там можно заработать. Но останется ли у вас время на собственный проект? Это вопрос риторический. Лично я имею иной источник дохода, не связанный с музыкальной сферой, и на данный момент меня все устраивает. Дальше делайте выводы сами.

Локдаун 2020 года как-либо повлиял на ваше творчество и творческую продуктивность?

Никак особо не повлиял, стало чуть больше свободного времени для занятия проектом и чтения. Единственный негативный момент — это отмена совместного концерта с Old Tower, но это по понятным причинам, во избежание заражения вирусом. Был объявлен перенос, но новых дат пока нет, так что ждем.

В том давнем интервью вы напоследок пожелали читателям журнала слушать хорошую музыку и читать хорошие книги. Вероятно, это вы пожелаете и сейчас. А что еще, учитывая ваш опыт прошедших восьми лет?

В таком случае я процитирую уважаемого мною музыканта Брайана Уильямса из проекта Lustmord : «Be original and stay true to yourself». К этой фразе мне добавить больше нечего. ))

YouTube-канал проекта

ВК-паблик «Дома Вдовы»

Страничка Bandcamp

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Eucalypt 11-11-2021 20:48

    Спасибо, интересно было прочитать. Конечно, вот этот вопрос — как выживать, и творить, очень понятный и чертовски напрягающий. Хорошо, когда возможности есть и силы остаются.

    Учитываю...
    • 2 Аноним 12-11-2021 19:42

      Eucalypt, полностью согласен. Хорошо, что есть такие замечательные музыканты, которые дарят нам превосходные произведения, тратят много времени и сил, в то время как нынешняя ситуация чаще всего не позволяет этим заработать на хлеб...

      Учитываю...