Зона ужаса

Дамы и господа, леди и джентльмены!

Забудьте все, что вы видели и знали до этого дня!

Держите свои глаза и кошельки широко открытыми.

Добро пожаловать на Карнавал!

Америка, 1930-е годы. Время пыльных бурь и Великой депрессии. На фоне реальных исторических событий разворачивается вся жизнь бродячего цирка, гордо именующего себя «Карнавалом». Участники этого мистического шоу предстают перед нами один за другим, словно карты, выкладываемые на стол уверенной рукой опытной гадалки. Переплетение судеб, жуткие тайны, бедность и отчаяние, опускающие людей на самое дно, физические и душевные пороки и проходящее через весь сюжет красной нитью главное противостояние — добра и зла, — все это отмерено с идеально выверенной точностью. Но, как известно, карты не всегда показывают нам то, чего мы хотим…

«Карнавал», едва начав выходить в 2003 году на канале HBO, тут же приковал к себе внимание зрителей. Обратимся к нему и мы.

В основе сюжета лежит две линии, которые кажутся абсолютно несвязанными в начале, но к финалу плотно стягиваются в смертоносный клубок событий.

В первой из них молодой беглец Бен Хокинс, только что похоронивший мать, находит пристанище в бродячем цирке под управлением предприимчивого карлика по имени Самсон. С ним в старых фургонах, груженных реквизитом, разобранными каруселями и старым хламом, дороги Среднего Запада пересекают Заклинательница змей со своим сыном-силачом Гэбриелом, который по умственному развитию недалеко ушел от десятилетнего ребенка; молоденькая гадалка, привязанная к парализованной матери, обладающей телекинетическими способностями; слепой Профессор, читающий мысли; настоящая Бородатая женщина; две сестрички-француженки — сиамские близнецы; Человек-Ящер; семейство, развлекающее публику стрип-номерами и предлагающее куда более интимные развлечения; бывший спортсмен-бейсболист — калека, руководящий рабочими… и еще с десяток людей, нашедших свое пристанище в шоу, ведомое неким мистическим Начальством.

В противовес жизни бродячих артистов на передний план, забирая все больше и больше времени, выходит местный священник Джастин Кроу, несущий слово Божье и возрождающий в людях надежду и веру в это нелегкое время. За ним всюду следует его верная сестра Айрис, и вместе они — словно оазис посреди этой пыли, грязи и морального разложения.

Помните карты? Так вот: не каждую красивую картинку можно толковать как хороший знак.

 

Карты на стол

В 1990-х годах Дэниел Науф, разочаровавшийся в своей работе страховой агент, решил осуществить давнюю мечту и взялся за написание сценария к фильму, которому дал несколько экзотическое по написанию название «Carnivàle». Но прежде чем стать тем, что мы сейчас можем видеть на экране, «Карнавалу» потребовалосьпочти десять лет, все упорство Науфа, помощь его знакомых, открывших проект каналу HBO, и огромный труд уже над сценарием к сериалу, а не к фильму.

Была проведена колоссальная работа как со стороны команды сценаристов и актерского состава, так и затем со стороны пиар-отдела HBO. Пилотный эпизод получил рекордное количество зрителей, которые наконец-то смогли заглянуть в калейдоскоп судеб, предложенный Науфом.

История каждого персонажа продумана от и до. Характеры раскрыты в поступках и поведении, реакции и взаимодействии с другими героями, вся эта невероятная смесь точечно подается зрителю на протяжении двух сезонов, составляя целостный и завершенный образ. Науф оказался мастерским мистификатором, волшебником, достающим удава из шляпы в тот момент, когда все ожидают увидеть белого и пушистого кролика. В этой нелегкой работе ему помогали мастера своего дела, создавшие невероятное музыкальное сопровождение к сериалу. Помимо малоизвестных песен 1920-х и 30-х годов, настроение задавали инструментальные композиции Джеффа Била — идеальное сочетание акустической электронной музыки, гитарных ритмов, скрипки с виолончелью и неожиданно вписавшихся в этот микст губных гармошек и банджо.

Идеальный музыкальный тандем Уэнди Мелвойна и Лизы Коулмэн в сотрудничестве с компанией «А52» создали вступительные титры к сериалу, которые своей неоднозначностью и мистическим подтекстом дали понять: многое из того, что предстоит увидеть, озадачит нас своей трактовкой, и истина не всегда будет лежать на поверхности. Противоречивый видеоряд, передающий знаменательные моменты истории, падающие карты Таро, перекликающиеся с великими произведениями искусства, — все это подготавливает зрителя к встрече с одной из самых невероятных, неоднозначных историй, над которой еще придется поразмышлять, чтобы осознать до конца.

Лица «Карнавала»

Отдельную пятерку с плюсом сериалу можно поставить за актерский состав. Задумки завлечь зрителя известными лицами здесь явно не прослеживается. Вот почему закрепившиеся амплуа не помешали актерам передать яркость своих персонажей. Несмотря на то, что большинство лиц свежи и незнакомы, стоит отметить и довольно именитых звезд. Майкл Дж. Андерсон, знакомый многим по роли в «Твин Пиксе», потрясающе вжился в роль Самсона и добавил к числу фанатов «Карнавала» еще и «армию» поклонников творения Дэвида Линча и Марка Фроста.

Актер был на примете у Науфа, едва только он задумал ввести этого персонажа в повествование. Что уж говорить — невероятная харизма и огромный талант этого маленького человека сделали его попадание в образ идеальным.

Нестареющая… хотя, нет, не так… молодеющая от года к году Клеа Дюваль. Нестандартный, сложный, противоречивый, ключевой образ примерила на себя звезда известного и всеми любимого подросткового ужастика «Факультет» — и мятежная душа цыганки Софи вышла в ее исполнении настолько хорошо, что при просмотре и в самом деле невозможно угадать, какую штуку она выкинет в следующий момент.

Приятно удивил Тим Дикей, сыгравший Клейтона «Джонси». Главный помощник Самсона, бывший бейсболист, калека со сложной судьбой, главный «распорядитель» самого большого Чертового колеса на всем Среднем Западе — этот неоднозначный и в тоже время простой по своей натуре персонаж вышел намного реалистичней и правдивей, чем гоняющийся за преступниками примерный агент-семьянин (в сериале «Белый воротничок» Тим Дикей играет роль агента ФБР Питера Бёрка) или алчный богач из сериала «Возмездие».

Неожиданно представшая в амплуа танцовщицы стрип-шоу Карла Галло, сыгравшая дочь Феликса «Стампи» и Риты Сью, Либби Дрейфусс начисто стерла из памяти роль гиперактивного, разговорчивого и беспардонного медэксперта из сериала «Кости».

Что уж говорить о невероятной харизме Роберта Кнеппера, знакомого всем по роли преступника Теодора Ти-Бэга Багвелла из сериала «Побег» и роли большого страшного злодея из «Перевозчика 3». Здесь же он предстает перед зрителем в роли журналиста и работника радиостанции, предложившего брату Джастину нести слово Божье не только людям, пришедшим на проповедь, но и многим тысячам слушателей у радиоприемников.

Неловкость и наивность Бена Хокинса с исполнении Ника Стала поражает всех с первых же минут настолько, что порой хочется заметить: «Молодой человек, вы переигрываете! Я вам не верю!». Однако чем больше экранного времени занимает этот персонаж, тем яснее становится заметно — он такой и есть.

Словно брошенный слепой котенок, он натыкается на углы, которые ему уготовила судьба. В полной растерянности и разладе с самим собой пытается осознать, что внутри него скрывается мистическая сила, грани которой он пока не в силах осознать. Одним прикосновением Бен может возвращать умерших к жизни. Но цена за этот дар такова, что не каждый решится ее заплатить. Его добрая душа жаждет помочь всем и вся, только вот образ умирающей матери, заходящейся в крике и отгораживающейся от него распятием на смертном одре — лишь бы сын не коснулся ее — не дает ему покоя и мешает осознать свое предназначение. Роль грешного праведника удалась Нику Сталу на твердую пятерку, и сутулый паренек в драных пыльных джинсах надолго запоминается зрителю. Здесь в нем никак нельзя узнать Джона Коннора из «Терминатора 3: Восстание машин».

На каждого героя должен приходиться свой злодей. Из Джастина Кроу злодей вышел что надо — истинный падший ангел, создавший свой собственный культ. Образ священника, буквально одержимого верой, трактующего свою версию Старого и Нового завета, жаждущего создать свою Землю Обетованную и нести людям слово Божье, вышел у Клэнси Брауна поистине пугающим. Что неудивительно, учитывая его внушительный послужной список, в котором присутствуют «Побег из Шоушенка», «Кладбище домашних животных 2», ремейк «Кошмара на улице Вязов», недавний «В финале Джон умрет»

Непонятной остается задумка сценаристов, над которой наш зритель наверняка не раз усмехнулся при просмотре — с чего вдруг брат и сестра Кроу оказались русскими? И если уж того требовал сюжет, то Эми Медиган, сыгравший роль Айрис, можно было постараться и таки выучить всего лишь одну фразу, которую она пытается произнести, преподнося как русскую поговорку. По правде сказать, в том наборе букв весьма трудно проследить глубину ее русской души.

Присутствует в истории и еще один загадочный «русский» персонаж. Прячущийся за ширмой, обладающий загадочным даром таинственный Хозяин Карнавала. Словно искусный кукловод, дергающий за ниточки, он указывает циркачам путь сквозь пыльные бури. Этот умелый манипулятор прикладывает все усилия, чтобы заставить Бена идти по нужной дороге и развить его дар. На деле же Хозяин является лишь искалеченным сосудом для огромной силы, которая ждет своего времени, чтобы перейти к избранному.

Самсон еще в пилотном эпизоде рассказывает нам о старой как мир истине: в каждом поколении рождаются так называемые «творения света и тьмы», обреченные сойтись в битве. Становлению и развитию этих «творений» предшествуют события и деяния людей, заставляющие их проявлять себя. Как брат Джастин, самый грешный праведник, утопает в собственной одержимости стать мессией нового мира, так и Бен находит свой путь в попытках разыскать отца и спасти близких ему людей. Им известно о существовании друг друга благодаря видениям, преследующим их обоих. Каждый борется за свое «правое» дело, но, как известно, «в конце останется только один».

Сценаристы здорово постарались, чтобы наполнить путь к финальной битве мистическими загадками, упоминаниями о тайных орденах и городах, буквально стоящих на пропитанной кровью земле, религиозными мотивами, сюрреалистичными и пророческими снами, темной магией карт Таро. Смесь таинственного и неизвестного на фоне исторических фактов держала в напряжении и порой в недоумении с первой до последней минуты.

 

Где прячутся монстры

При просмотре стоит уделить особенное внимание третьему эпизоду второго сезона. Это своего рода переломный момент для большинства персонажей. Здесь создатели сериала превзошли самих себя.

Полутона, грамотно выстроенные сцены и декорации, нагоняющие жути. И наряду с разрухой и бедностью на первый план выходит самый страшный и пугающий персонаж.

Пустота.

Пустота на песчаных просторах дорог, которые пересекают путники, пустота, окружающая все вокруг, затягивающая в себя тех, у кого нет будущего, тех, кто не несет в себе веры.

Создается ощущение, будто кто-то опустил рубильник, дал отмашку и невидимый шар покатился по желобу, сбивая все на своем пути.

Ностальгия Джонси и нежность, с которой он держит в руках бейсбольный мяч. Он сравнивает швы на мяче с жилами, шрамами которыми покрывается человек. Не только снаружи, но и внутри. Отчасти отождествляет себя с ним… И оттого брошенный в грязь мяч, на котором фокусируется камера, имеет весьма многозначительный вид.

Затягивающая жуткая воронка неизбежности подминает под себя всех подряд: змея, едва не задушившая Руфь, исполняющую танец. Кровь, летящая во все стороны, пока Гэбриел разбивает голову змеи о край сцены, отметит всех — и зрителей, жаждущих шоу, и дрожащую от ужаса Заклинательницу.

Шоу Дейфуссов приобретает поистине новый размах. Видеть среди зрителей стрип-шоу подростков и совсем еще детей… Кажется, более красочно передать полное моральное разложение уже нельзя, однако…

Мастера сплетения судеб вновь возвращают нас к главным героям. В то время как Джастин Кроу растлевает и насилует прихожанку на глазах своего парализованного духовного наставника, Бен вновь отправляется на поиски таинственного Генри Скаддера. На пути ему встречается сморщенный бродяга, продающий маленькую девочку за два доллара. «Можно в вашем грузовике. Она ненормальная, она не пожалуется», — эти слова отдаленным эхом будут звучать в голове зрителя до конца эпизода. А может, и дольше.

Дикость упадничества и страх пронизывают нутро не от того, что какой-то страшный монстр вот-вот выскочит из-за угла по твою душу. Как глубоко можно опуститься, где то самое «дно», на котором человек лишается права называться «человеком»? Как низко можно пасть? Где тот самый предел? Вот чем так пленяет «Карнавал». Не ищите монстра под кроватью или в человеческом уродстве, будь то врожденный или приобретенный порок. Ищите монстра в людской душе.

Табор уходит в небо

Создатели сериала по ниточке расплетали перед нами запутанный клубок действий, рассчитанный первоначально на шесть полноценных сезонов. Но, к сожалению, задумке не суждено было сбыться. Из-за поистине колоссальных затрат (HBO выделял до 4 миллионов на эпизод), канал принял решение прекратить финансирование, поэтому на суд зрителям было представлено лишь два сезона. Из-за этого некоторые сцены могут показаться скомканными, а персонажи — раскрытыми не до конца. Впрочем, впихнуть историю на несколько сезонов в дюжину серий и не поплатиться за это — вряд ли подобное могло «прокатить». Несмотря на это, нужно отдать должное команде создателей — финал вышел неожиданным, неоднозначным, с претензией на продолжение. Что ждет Бена, выполнившего свою нелегкую миссию? И выполнившего ли? Какова дальнейшая судьба Софи, которая, наконец, получила ответы на все вопросы?

Все остались в подвешенном состоянии в верхней точке Чертового колеса с ощущением, что жирную точку после фразы «сериал завершен» никто не ставил.

На самом же деле реальность намного суровей.

«Карнавал» никого не оставил равнодушным, о чем свидетельствуют высокие оценки со стороны критиков и зрителей вкупе с многочисленными наградами. Фанаты сериала до последнего надеялись, что HBO возобновит съемки, но огромное количество материала, подготовленного и проработанного Науфом, так и осталось тайной, покрытой мраком… и пылью. А жаль. Цирк, как говорится, должен гастролировать.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх