Час оборотня
СССР, 1990
Жанр: ужасы
Режиссер: Игорь Шевченко
Сценарий: Сергей Четвертков, Вадим Ярмолинец
В ролях: Михаил Пахоменко, Александр Балуев, Марина Старых, Сергей Быстрицкий
Похожие фильмы:
- «Человек-волк» (1941)
- «Американский оборотень в Лондоне» (1981)
- «Полнолуние» (1993)
В апреле этого года стараниями энтузиастов был-таки оцифрован артефакт перестроечной хоррор-индустрии — телевизионный фильм «Час оборотня» (1990). До недавнего времени фанаты жанра довольствовались лишь фото со съемок и лаконичной рецензий в «Искусстве кино», теперь же отечественного «Человека-волка» можно посмотреть на YouTube аж в формате HD(!). Долгие ожидания не были напрасны, ведь кино, как оказалось, не уступает зарубежным аналогам.
Нет, конечно, фильм с таким сюжетом на американской почве, да еще и в 1990 году, смотрелся бы пресно. Все его перипетии в общем-то были опробованы в Голливуде где-то в 40-х. Но для советского кино оборотни в диковинку (превращение Ивана из «Морозко» в медведя не считается). Так что идея поместить архетип западных фильмов ужасов в реалии советского быта как минимум интересна и реализована, к тому же, весьма неплохо. Но обо всем по порядку.
Главный герой картины Григорий Ковалев — немолодой корреспондент провинциальной газеты, оказавшийся, по несчастливой случайности, укушенным оборотнем. Естественно, создатели фильма изо всех сил стараются вызвать у зрителей сострадание к нему, ведь оборотничество, по закону жанра, дело не добровольное, а заразившийся ликантропией — жертва, участь которой против своей воли убивать окружающих. Классические фильмы на эту тематику и построены на вечной борьбе зла с добром внутри отдельно взятого человека. История нашего героя подпадает под это описание идеально.
Григорий добр, но несчастлив. Вдовец, страдающий от интриг на работе, ссор с сыном и, как водится, неразделенной любви. Ко всей этой куче проблем прибавляется укус оборотня, который каждое полнолуние превращает хорошего человека в зверя.
К драматичному герою-оборотню прибавляются и типичные атрибуты жанра. Во-первых, атмосфера: полная луна, вой, всеобщая паника. Обрамляет эту картину простая, но тревожная музыка, местами напоминающая саундтрек из «Суспирии» Ардженто. Во-вторых, обязательная обнаженка, которая в таких делах ходит рука об руку с горами трупов. И в-третьих, непосредственно оборотень. Трансформация человека в вурдалака тут пусть и не на уровне аналогичных эпизодов из зарубежной классики 80-х, но и банальной игрой теней она не ограничивается.
В любом случае, несмотря на чисто технические огрехи, связанные с понятной для того времени нехваткой денег, «Час оборотня» — это история. В этом поджанре создатели картины не делают каких-либо открытий, но именно благодаря им советский кинематограф обзавелся своим оборотнем. Кто знает, возможно, если бы политическая или социальная ситуация в стране сложилась иначе, это кино стало бы первой ласточкой во вселенной отечественных кино-монстров. Но в нашей реальности премьера фильма прошла незамеченной, пленка с ним 30 лет пылилась в архивах, а цифровой релиз порадовал лишь горстку фанатов.
1 Никитин Н. 10-04-2023 13:24
Беря в расчёт год съёмки, режиссёрскую малоопытность Шевченко, а также возможности создателей (включая финансовые) и то, как невнятно был развит в Союзе жанр, весьма достойно. Ну и хорошая актёрская игра (что даже в лучших фильмах ужасов случается не всегда) тех же Пахоменко и Балуева, например.