DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Книжный Апокалипсис

В пасти безумия / In the Mouth of Madness

США, 1995

Жанр: ужасы

Режиссер: Джон Карпентер

Сценарий: Майкл Де Лука

В ролях: Сэм Нил, Юрген Прохнов, Джули Кармен, Дэвид Уорнер, Чарльтон Хестон.

Похожие фильмы: «Князь тьмы», «Сигаретный ожог».

Произведения Саттера Кэйна побили все рекорды популярности — Стивену Кингу такое не снилось. Эффект, производимый на некоторых почитателей таланта Кэйна, — полная дезориентация и потеря памяти, массовые вспышки насилия, шизофреники, переполнившие клиники. Сам же автор романов ужасов, приносящих бешеный доход издательствам, исчез уже два месяца тому назад. Для его поисков издательство нанимает страхового агента Джона Трента, и поиски приводят его в город, описанный в книге, но отсутствующий на карте…

В пасти безумия

Джон Карпентер – Великий и Ужасный мастер страшного кино, за свою долгую карьеру вдоль и поперек исследовавший природу страха во многих ее проявлениях. Монструозными героями фильмов ужасов маэстро становились маньяки и инопланетяне, призраки и социопаты, демоны и колдуны, вампиры и потусторонние силы. Не все картины Карпентера одинокого интересны и качественны, но почти каждая из работ внесла немалый вклад в развитие хоррора в кинематографе. Отдельной строкой в творчестве Джона стоит выделить так называемую «трилогию Апокалипсиса», в которую вошли такие разные по сюжету и стилю фильмы как фантастический «Нечто», мистический «Князь тьмы» и сюрреалистический «В пасти безумия». Эти ленты не имеют общих сюжетных параллелей, но их роднит объединяющий риторический вопрос – каким образом наступит закат человечества? Как произойдет Конец Света? И каждая из картин условной трилогии предлагает собственную версию Апокалипсиса. При этом из всей троицы, именно «В пасти безумия» стал самой жуткой и оригинальной лентой с точки зрения гибели человечества. «Нечто» предполагало конец света вследствие агрессивного инопланетного вторжения, «Князь тьмы» предсказывал смерть всему живому из-за непозволительного фатального вмешательства в науку и религию, а «В пасти безумия» разрушал само понятие реальности, превращая привычный и логичный мир в чудовищную извращенную фантазию. Поэтому финальный фильм «апокалипсической трилогии» стал самой страшной вариацией всеобщего смертоубийственного кризиса, где Карпентер выплеснул на зрителя море разнообразного ужаса.

Для воплощения на экране причудливых и разнообразных монстров, которых в фильме - тьма, Карпентер черпал вдохновение из произведений классика хоррор-литературы Говарда Лавкрафта. При этом «В пасти безумия» не является экранизацией какой-либо из книг писателя (разве что название фильма намеренно созвучно с повестью «Хребты безумия»), но в то же самое время может считаться собирательным образом всего творчества Лавкрафта, с акцентом на поджанр «страшной» литературы, созданный автором – «Лавкрафтовские ужасы». Суть этого уникального направления – в страхе перед неизведанным и непонятным разуму человеческому. Когда герои сталкиваются не с некими материальными и «понятными» монстрами, типа оборотней, вурдалаков, мутантов, а противостоят иррациональному, немыслимому Злу, страшась его безграничного могущества. Поэтому сюжет ленты про страхового агента, отправившегося на поиски исчезнувшего популярного автора романов ужасов и нашедшего Ад, спустившийся на Землю, как нельзя лучше соответствует данной концепции. Более того, у Лавкрафта заимствуется не только мотивы, но и часто использовавшаяся Говардом форма повествования, когда демонстрируемая история рассказывается главным героем, находящимся в психбольнице.

Кроме характерных атрибутов творчества Лавкрафта, в фильме четко прослеживается связь с литературным миром другого выдающегося автора жанра «хоррор» - Стивена Кинга. Во-первых, главный отрицательный персонаж фильма – писатель Саттер Кейн, заключивший апокалипсический договор с Силами Тьмы, является своеобразным художественным двойником Короля Ужасов. А во-вторых, сами критические оценки книг Кейна в контексте рассказываемой истории, также соответствуют восприятию критиков и масс творчества Стивена Кинга в реальной жизни. Так в картине толпы читателей восхищаются романами Саттера Кейна, которые продаются многомиллионными тиражами и становятся самостоятельным культурным явлением. А главный положительный персонаж – страховой агент Джон Трент, олицетворяет собой классического критика, считающего, что книги Кейна – спекулятивная макулатура, не представляющая художественной ценности. В реальности сам Стивен Кинг любит иронично акцентировать внимание на том, что существует множество высоколобых умников, считающих его одним из главных уничтожителей мировых лесных массивов, ибо, сколько же деревьев вырублено ради издания его никчемных книг!

Учитывая, что на становления Кинга, как писателя, также оказало сильное влияние творчество Лавкрафта, отголоски которого прослеживаются во многих произведениях Стивена, справедливо считать «В пасти безумия» наследием или мастерским подражанием любому из этих выдающихся авторов.

Сам фильм, с точки зрения жанровой принадлежности, можно охарактеризовать как атмосферный мистический триллер, в котором есть как и ярко выраженная жутко-детективная интрига, так и мощные визуальные ужасы. То есть, «В пасти безумия» призван понравиться как фанатам чудищ, так и поклонникам вдумчивого хоррора. Джон Карпентер по максимуму использует разнообразные приемы устрашения зрителей. Давящая на психику темнота, щекочущая нервы музыка и неослабевающая напряженность повествования, гармонично чередуются с чисто зрелищными фишками, таким как дикие трансформации человеческих тел, зверские убийства и крышесносящие монстры. Причем режиссер не перегибает палку с уровнем жести. Впрочем, Карпентер в своем творчестве никогда не гнался за «мясной расчленёнкой», предпочитая изящно устрашать, а не банально шокировать. В данном случае и без изуверской резни в ленте хватает источников ужаса, включая саму идею массового безумия, как эпидемии, распространяющейся по миру с бешеной скоростью. И сама идея гибели человечества, вследствие уничтожения разума людей посредством воздействия страшной книжки, не кажется такой уж бредовой. В наш век стремительного научно-технического прогресса и глобального инфобума, любую вредную информацию, несущую в себе мощный психический заряд, можно быстро и легко распространить по всему миру. Но хочется верить, что «В пасти безумия» останется только страшной сказкой, а Джон Карпентер лишь теоретиком, а не пророком Апокалипсиса.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 31-05-2012 11:40

    Заинтриговал автор ) Особенно параллелями со Стивеном Кингом. Буду смотреть.

    Учитываю...
  • 2 Tina 22-05-2012 14:42

    Очень жаль, что так мало написали о фильме. Хоть и весьма неплохо ) Но картина - одна из моих любимых за все времена, и хотелось бы почитать более детальный материал-разбор smile

    Учитываю...