DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Кто застрахован от страха страховки?

Страховщик / The Policy (роман)

Автор: Бентли Литтл

Жанр: триллер, ужасы, мистика

Издательство: Эксмо

Серия: Стивен Кинг поражен...

Год издания: 2016 (в оригинале — 2003)

Перевод: Н. Холмогорова

Похожие произведения:

Социальные ужасы — тема с одной стороны благодатная (не надо далеко ходить, можно заиметь свою дозу вдохновения даже в очереди в поликлинику или в получении посылки на Почте России), а с другой — очень скользкая. Что, если энной части ваших читателей эти социальные проблемы малознакомы или незнакомы вовсе? Проникнутся ли американцы хтонью фразы «Вас много, а я одна», сможет ли их воображение объять весь первобытный ужас нахождения в переполненной маршрутке в час пик в июле? Смешно, да, но в этом и есть серьезная проблема — как донести до людей с иными социокультурными паттернами опасность ситуаций, в которые попадают персонажи? Отчасти это зависит от таланта автора, от того, насколько удастся передать эмоции и терзания героев. Отчасти — но не целиком.

Герой романа «Страховщик», потеряв работу и разойдясь с женой, решает начать жизнь сначала и переезжает в маленький городок. Обустраивается он там довольно быстро, находит работу пусть и ниже уровнем, но зато по душе, встречает прекрасную женщину, заводит новых друзей… И все вроде бы складывается хорошо, пока ему не начинают настойчиво предлагать застраховаться от возможных бед: а то вдруг нагрянут?

«Страховщик» — тревожный роман, этого у него не отнять. Несмотря на то, что в нем один четко выделенный протагонист, центр внимания автора периодически смещается на персонажей второстепенных. Это позволяет ощутить удушающую петлю, которая затягивается на горле жителей этого городка. Правда, судя по масштабу деятельности Страховщика и сцене в тюрьме, страховая деятельность бурлит не один год, и странно, что еще не все местные затянуты в нее.

Но этим достоинства книги, пожалуй, и ограничиваются.

Некоторые романы Литтла похожи на алкотрип с неограниченным количеством выпивки. Поначалу вечеринка развивается в нормальном русле — автор представляет героев, их проблемы, основную завязку сюжета; затем на сцену выходит алкоголь — и элементы ужаса в произведении; затем градус горячительного повышается — и так же стремительно развиваются события... а потом автор падает под стол и ведет репортаж уже оттуда. Иначе никак не объяснить бушующую на последних страницах вакханалию идей и образов. Великий Рим пал, потому что вовремя не внес страховые взносы! Самый первый страховой договор был выбит на камне! Еще неандертальцам втюхивали страхование жизни и имущества! Ганнибал... что именно Ганнибал, автор не говорит; наверное, не застраховал своих слонов.

Услуги страхования — неотъемлемая часть жизнь каждого гражданина США (да уже и Европы). Можно долго рассуждать о плюсах и минусах этой системы, о том, насколько оправдано такое плотное участие страховки в жизни человека и к чему это может привести в будущем (здесь за нас это уже сделали писатели-фантасты) — но Литтл решил пойти по самому простому пути: ввести в сюжет потусторонние силы. Страхование есть альфа и омега всего сущего, именно оно лежит в основе тех или иных общественных потрясений, взлета и падения личностей, вспышек войн и эпидемий. Это уже не совсем социальная фантастика, а ее сплав с городской мистикой — и поначалу это даже видится любопытным. Так, фигуры вездесущих и всемогущих страховщиков, которые как тени мелькают в полутьме пустых комнат и аки вороны восседают на вершинах деревьев, обладают какой-то поистине кафкианской темной притягательностью абсурда. Остановись Литтл на этих образах, не копай вглубь, не кидай героев в Мексику (эта последняя, лихорадочная скачка напоминает последние агонии алкотрипа, когда гости уже расходятся, а не выкидывать же) и обратно, не создавай мир Страховщиков с так тщательно и любовно описываемыми квартирами-жилищами — это был бы весьма достойный роман, чья жанровая принадлежность была бы гораздо шире, чем просто мистика/ужасы. Но что уродилось, то уродилось.

Как роман ужасов эта книга вовсе не плоха (если закрыть глаза на финальный сумбур и пафос) — бессилие маленького человека перед несправедливым обвинением, быдлососедями, внезапным увольнением и — конечно же! — стоматологами. Наличие или отсутствие страховки, по сути дела, всего лишь причина столкнуть человека с этими проблемами. Возможно, Литтл решил не пугать своих читателей по-настоящему — не говорить о том, что царящие вокруг человека хаос и абсурд могут быть вызваны совершенно реальными, не имеющими никакого отношения к мистике причинами: просто он кому-то не понравился, просто кто-то захочет заполучить его имущество, просто кто-то… социальный маньяк. Страховщики Литтла, какими бы они ни были потусторонними фигурами, посланцами иного мира, в финале конкретизированы вплоть до места жительства. А значит, слабы и уязвимы. Так всемогущая и всеведущая социальная машина обязательного страхования превратилась в каток отдельных вечноживущих монстров-любителей походить по чужим домам с клиентским договором. Согласитесь, не совсем равноценный размер ожиданий и итога?

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)