DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Много красного и никаких крыс

Багрянец / The Reddening (роман)

Автор: Адам Нэвилл

Жанр: ужасы, триллер

Издательство: АСТ

Серия: Мастера ужасов

Год издания: 2020 (в оригинале — 2019)

Перевод: А. Голикова

Похожие произведения:

  • Адам Нэвилл «Ритуал» (роман)
  • Г. Ф. Лавкрафт «Крысы в стенах» (рассказ)
  • Ричард Лаймон «Луна-парк» (роман)
  • Идея разбудить очередного древнего бога всегда соблазнительна для писателя жанра ужасов. Многие именитые и не очень авторы брались за это, и у некоторых даже неплохо получалось. Самому Адаму Нэвиллу, например, это прекрасно удалось в «Ритуале». И раз уж трюк сработал однажды, отчего бы не попытаться войти в ту же реку снова?

    Посреди скал девонширского побережья дельтапланерист случайно находит очень древнее поселение пещерных людей, изобилующее следами невероятно кровавых и обильных жертвоприношений неизвестному божеству. Находка вызывает сенсацию и большой интерес у всех, от ученых до туристов-зевак, что далеко не всем по нутру: древний культ по-прежнему жив и имеет множество последователей. В окрестностях иногда бесследно исчезают люди, происходят странные убийства, а любой, кто пытается что-то выяснить, быстро об этом жалеет. Журналистка Кэтрин, вернувшаяся в эти места, чтобы начать все сначала, втягивается в любительское расследование. Она знакомится с Хелен, у которой пропал брат, исследовавший странные звуки местных пещер. Хелен и Кэтрин пытаются выяснить, что с ним произошло, — и понимают, что перешли дорогу страшным и древним силам.

    Несмотря на некоторую тривиальность завязки, роман захватывает с самого начала. Долго вчитываться, чтобы заинтересоваться, не придется. События в настоящем перемежаются частыми флешбэками. Из них мы узнаем подробную предысторию, идущую контрапунктом к основному действию и позволяющую лучше понять мотивы и логику персонажей, а также немного снять напряжение, которым в «Багрянце» сочится буквально каждая строка и чернильную густоту которого сполна прочувствует даже самый невпечатлительный читатель. Напряженность не спадает на протяжении всего романа — скучать «Багрянец» не дает. Текст очень богат на события, динамичен. И нет времени на излишние лирические отступления, которые, если и случаются, то тоже торопливо, на ходу и только затем, чтобы подтолкнуть незадачливого персонажа: соберись, тряпка! Возьми себя в руки и спасай свою жизнь! Действуй: через миг будет поздно! В этом смысле книга очень проста и прямолинейна. Ответвлений, ведущих в никуда, здесь нет, все строго утилитарно и подчинено главной цели: двигать сюжет вперед.

    Идейным ядром роман очень близок к лавкрафтовским «Крысам в стенах». Однако на этом сходство заканчивается и расширенной версии ждать не приходится: никакой явной преемственности, разные сюжеты и стилистика. Лавкрафт реализовал свою идею гораздо лаконичнее и ярче. Но он не был романистом, не нуждался в подробной детализации сюжета и, как следствие, более прозаическом его развитии, что неизбежно для произведения крупной формы. Это отчасти сводит преимущества оригинальной идеи на нет. Она замыливается и теряет зловещую притягательность, каковой обладала в исполнении Лавкрафта. Аналогично не стоит ждать от книги и второго «Ритуала». Несмотря на старания Нэвилла, хоррор-составляющая «Багрянца» выглядит бледно и смазано.

    Нет, сцен ужасов в романе хватает. Выписаны они тщательно и подробно, но совершенно без вдохновения. Если не сказать из-под палки. Следует отдать писателю должное: вдохнуть жизнь в роман у Нэвилла получилось превосходно, и как триллер «Багрянец» хорош. Задача держать читателя в напряжении решена на пять с жирным плюсом. Но подлинным ужасом этюд в багровых тонах похвастаться не может: слишком мало древнего зла, а то, что имеется, действует в основном руками людей, а не космических непредставимых сущностей. Даже многообещающие красные пещеры не спасают положение, оставаясь лишь задником и не сыграв главной роли. Тем не менее любителям ужасов не стоит списывать «Багрянец» со счетов. Это добротный мейнстримный роман, написанный крепким профессионалом, отлично знающим свое дело. Ничего нового хорошо знакомому с жанром читателю он не скажет. Но, по крайней мере, и не разочарует.

    Комментариев: 2 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)

    • 1 Xuxxothruxxolus 24-05-2022 14:50

      Самое главное в романе, что в современном хорроре встречается нечасто: это во многом сатира. Причём сатира прямолинейная и очень злая. Издёвка над желанием людей "вернуться к корням", ко всевозможному "наследию предков", и так далее - она была у Нэвилла и ранее, в "Ритуале", но тут уже просто по полной программе! Издёвка вполне справедливая, ибо глупые и жадные люди обычно не знают, что это самое "наследие предков" может оказаться настолько грязным и отвратительным, что... нет, спойлерить не буду. Попутно и британская глубинка с её круговой порукой и нежеланием выносить сор из избы получила свою ведёрную клизму из скипидара с патефонными иголками. В таких случаях даже сам хоррор - не главное блюдо, а десерт. В общем и целом - это очень злая, очень жестокая и очень ехидная книга.

      Учитываю...
    • 2 Strashnaya zvezda 27-03-2022 22:53

      Согласна с рецензеном на все 100. Ничего принципиально нового или страшного в романе нет. Такой классный "Ритуал", потом ещё пара интересных книг, а потом Невилл повторяет одно и то же чтобы собрать классы.

      Тот момент где роман прыгал от от одной героине к другой, у каждой по не слишком интересному клиффхэнгеру, особенно показал насколько слабо написан "Багрянец".

      Учитываю...