DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

«Мы не умеем общаться с подростками»

При всей любви к Silent Hill, практически с каждым анонсом невольно ловишь себя на мысли, что лучшая судьба для серии — отправиться на покой. Пусть ремейк второй части по представленным роликам вызывает чувство тревоги, а загадочная грядущая новинка с подзаголовком «f» аккуратно теребит внутреннее любопытство, было бы неправильно судить о них до выхода.

Зато можно поговорить о Silent Hill: Short Message от HexaDrive, которая недавно вышла эксклюзивно на PlayStation 5 как бесплатный проект на пару часов прохождения. Несмотря на такой формат издания, судить о ней придется как о полноценной части серии, ведь если назвался груздем, то полезай в кузов.

Первое, что бросается в глаза, это переезд камеры в новую перспективу — теперь мы управляем героиней, подростком Анитой, от первого лица. Такое уже встречалось, например, в мобильных проектах по вселенной, но в крупных играх подобный подход в новинку. Как показала практика Resident Evil, такое творческое решение может освежить впечатления от заезженной формулы, так что не стоит сразу же бросаться камнями. Вторым непривычным аспектом становится место действия. События неожиданно переехали не то что из Сайлент Хилла, а вообще из США в вымышленный город Кеттенштадт в Германии. Если еще более конкретно, то повествование развернется в рамках достаточно депрессивного жилого комплекса «Вилла». Как это связано с печально известным туманным городком? Белыми нитками, но всё же с какой-то интересной идеей. Об этом мы поговорим позднее.

Тем временем наша героиня Анита получает сообщение от своей подруги, уличной художницы Майи по прозвищу Cherry Blossom, с просьбой встретиться в той самой «Вилле». Придя ко входу, девушка теряет сознание, а приходит в себя уже внутри жилого комплекса. Очевидно, ничего хорошего вокруг не сыщется, а помещения похожи не то на притон, не то на давно заброшенное место жительства. И, положа руку на сердце, окружение действительно выглядит хорошо проработанным. Отдельные комнаты забиты всяким мусором, старыми коробками, воздух будто физически состоит из пыли и грязи. А с трудом просматриваемые мрачные коридоры своей геометрией явно апеллируют к лиминальным пространствам. Особенно этот эффект усиливается в крупных помещениях, из которых виден выход на застланные туманом улицы. По традиции игровой мир имеет свою альтернативную версию: более мрачную и опасную. В такой ипостаси окружения Анита оказывается во время особо сильных эмоциональных потрясений и вынуждена бежать от преследующего ее чудища, напоминающего покрытую лепестками сакуры связанную девушку. К слову, ее образом занимался дизайнер монстров первых трех частей Масахиро Ито.

Да, никакой боевой системы тут нет, а геймплейно Short Message представляет собой скорее симулятор ходьбы. Из основных развлечений доступно чтение записок, несколько растущих по сложности побегушек от «сакуры» и буквально одна загадка. Негусто, но грех жаловаться на такое в бесплатной игре. С другой стороны, всё же принадлежность к Silent Hill будто бы должна настраивать на несколько более комплексный тон. И вот именно с глубиной здесь есть большие проблемы. Одно дело, когда бюджет и формат ограничивают разработчиков по части визуала с игровым процессом. Но Short Message безумно страдает от проблем с нарративом, и вот этот момент оправдать нехваткой ресурсов уже сложнее.

Если без глубоких спойлеров, то игра действительно затрагивает печальные темы. Насилие над детьми, школьная травля, эскапизм, желание признания сверстников и родителей, зависимость от соцсетей и принятие вины. Справедливо будет отметить, что перечисленные проблемы актуальны скорее для подростков. Это действительно так, но менее важными их не делает. Наоборот, даже здорово, что большие медиа о них говорят. Загвоздка в том, как они это делают. Мы сколько угодно можем смеяться над пресловутыми «зумерами» и их подростковыми страданиями. Но, глядя на Short Message, мы еще раз убеждаемся, что такой имидж им делает само медиапространство. Сценаристы игры будто бы боятся, что молодая аудитория не поймет затрагиваемых проблем, если не разжевывать их напрямую. Таким образом, в игре мы получаем тонну макулатуры, которая просто текстом прогоняет историю травмированных героинь снова и снова.

Возьмем для примера Silent Hill 2 и одного из персонажей — Анджелу. Девушка систематически страдала от насилия в семье, как физического, так и сексуального. В самой игре об этом не говорится напрямую, но оно считывается в образе героини. Анджела пуглива, совершенно не доверяет мужчинам и боится их. Когда игрок видит часть ее внутреннего мира, то легко обращает внимание, что окружение полнится неприятными образами, завязанными на интимных ассоциациях. То и дело в поведении Анджелы проскакивают суицидальные намеки. От этого образ героини становится объемным, она вызывает сочувствие. В то же время Short Message просто в одной из серий дневников скатывается до банальных записей в духе «хочу уйти из дома, пока не приехал брат, он заставляет меня делать неприятные вещи». И всё, никакой работы мысли со стороны игрока не требуется. Silent Hill во многом работает за счет образности и художественной подачи. А от такого топорного решения разработчиков вся магия разрушается. И то, что в действительности подростки зачастую не способны тонко и красиво рассказать о проблеме, совершенно не значит, что они не умеют считывать сложные концепции. Наоборот, нетипичная и искусная подача как раз и вызывает больший интерес и желание собрать пазл в голове. Тут будто бы Konami и HexaDrive оставили жирное сообщение: «Мы не умеем общаться с подростками. И вообще с аудиторией».

При этом можно твердо сказать: разработчики не бездари. Они однозначно оглядывались на прошлые части серии, потому что в Short Message разбросано множество незаметных отсылок: то висящая на стене карта «Виллы» очень похожа по дизайну на таковые из классических игр, то рисунок на стене подозрительно напоминает дыру из Silent Hill 4 и даже так же со временем увеличивается в размерах, да и сама структура напоминает зацикленный P.T. от Кодзимы. Дизайнеры пытались привнести какую-то образность в историю, но из-за специфики повествования их приемы очень слабо работают. Те же сценаристы, которых мы подвергаем критике, иногда выдают очень неплохие мета-комментарии, приплетают реальные события по типу пандемии COVID-19. А вдобавок объяснили, что действие происходит не в привычной локации, тем, что «Сайлент Хилл» – это уже не конкретное место, а название феномена, который затрагивает сильно травмированных людей, погружая их в буквально туманные галлюцинации на границе фантазии и реальности. Чем не смелое и достаточно логичное развитие самой идеи Silent Hill?

Интересно еще отметить, почему же хоть и не очень большая, но всё же консольная игра по вселенной вышла бесплатной. Ведь бюджет у нее был не копеечный, в разработке помогали Konami, а также пара ветеранов серии в лице упомянутого Масахиро Ито и уже легендарного композитора серии Акиры Ямаока. В интервью продюсер проекта Мотои Окамото рассказал: всё дело в том, что, в частности, Konami за двадцать лет совершенно разучились делать хорроры и сейчас пытаются снова выработать этот навык. А небольшая студия HexaDrive принесла им показать демоверсию собственного ремейка Silent Hill 2, после чего команда была нанята на Short Message. Иронично, что при этом делать полноценный ремейк второй части посадили студию Bloober Team, которая отточила мастерство в создании хоррорных симуляторов ходьбы. Вроде и похвальное начинание — дать игрокам попробовать бесплатную версию, получить обратную связь и научиться на ошибках. А с другой стороны, такое выстраивание с нуля не может не заставить переживать за будущее серии.

Подводя итог, хочется сказать, что Silent Hill: Short Message оставляет максимально смешанные впечатления. После прохождения хочется еще немного посидеть с геймпадом в руках и обдумать вопросы о необходимости продолжения серии и выпуске переизданий. Совсем недавно провалился интерактивный сериал Silent Hill: Ascension, новая игра крайне сомнительна, ремейком второй части занимается студия, к которой достаточно много вопросов касательно создания чего-то, кроме «бродилок». Да и последние лет пятнадцать серии, откровенно говоря, мало везет. Возможно, Konami было бы лучше в таком случае попытаться зайти в жанр с новыми концепциями, не пытаясь возродить то, что давно умерло, но точно будет продолжать жить в сердцах фанатов.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 TheRiddleOfCards 08-03-2024 18:23

    Вот только Ито дизайнил не для квадрологии, а для трилогии. В SH4: The Room на монстрах уже не он

    Учитываю...
    • 2 AlonZo 13-03-2024 18:51

      TheRiddleOfCards, действительно, фактическая ошибка вышла. Спасибо за уточнение и внимательность!

      Учитываю...