DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Нисхождение в кошмар

Ужасы с незапамятных времён окружают человечество.

В фольклоре разных народов мира можно найти множество страшных легенд и преданий — и самых старых, времён каменного века, когда человечество ещё только познавало как враждебный окружающий мир, так и себя и себе подобных, и более поздних периодов, когда люди сталкивались со страхами в мире, в большей или меньшей степени уже освоенном, где меньше неизведанного, а следовательно, меньше страхов.

На поверхности — кажется, всё ясно: освещённая солнцем земля уже вроде и не могла таить для человека опасностей, по крайней мере, таких, которым он не смог бы как-то противостоять. Но внизу... Там, где не светит солнце, может скрываться всё, что угодно! И несовершенные человеческие чувства могут предать его в самый неподходящий момент. Недаром разные народы помещали загробный мир именно под землю.

По ту сторону смерти дух человека отправлялся в странствие, то ли чудесное, то ли ужасающее, но совершенно точно — имеющее мало общего с его существованием на поверхности. Эта неизвестность, необычность — всегда и манила, и пугала одновременно. Оттого истории о подземных кошмарах всегда занимали воображение человека. Ведь встретиться с ужасом, совершенно не похожим на него самого, — это для людей не так жутко, как встретиться в подземном мире с умершим другом или знакомым. Он уже не тот, кем был раньше, хоть и выглядит похоже. Он может выглядеть как обычный земной человек, как ты или я, но он больше не принадлежит нашему миру. Потому и страшно!

Вот на этом фундаменте и выросли легенды о «маленьких людях» — истории о тех, кто прячется от внешнего мира. В основном эти существа скрываются под землёй и лишь изредка появляются на поверхности, и чаще всего они родственны человеку...

 

Артур Макен 1.

 

Первым был валлиец?

И последнее, о чём я должен сказать: я нисколько не сожалею о том, что мы не сумели спасти несчастную девочку. Вспомните те жуткие образования, что раздувались и корчились в чаше, вспомните и отбросьте сомнения: то, что лежало в центре, впутанное в самую их гущу, для земной жизни было уже утрачено.

Артур Макен «Сияющая пирамида»

 

Литература ужасов взяла на вооружение народные легенды.

Кельтские рассказы о волшебном народце фэйри вдохновили Артура Макена на написание нескольких произведений, посвящённых «маленьким людям». Собственно, с именем этого валлийского писателя и связывают обычно начало в литературе ужасов подобных рассказов. Но Макен не был первым.

Вообще, рассказов о феях — кельтских фэйри — к концу XIX века было написано не так уж и мало, но не все из них имеют отношение к подземным «маленьким людям». Лишь некоторые писатели создавали произведения, где объединяли тему фэйри с подземными ужасами. Можно вспомнить наиболее ранние произведения викторианской эпохи, посвящённые вторжению фей в жизнь людей: «Предупреждение баньши» (1867) Дж. Р. Лиддел, «Ребёнка, которого увели феи» (1870) и «Лору-Колокольчик» (1872) Джозефа Шеридана Ле Фаню.

А в 1892 году, в номере журнала «The Illustrated London News» от 28 ноября вышел рассказ Гранта Аллена «Курган Паллингхёрст», повествующий о маленьких существах, живущих под названным холмом. Публикация была за три года до появления всех трёх классических рассказов Макена.

Главный герой Рудольф Рив однажды наслаждался замечательным видом заката солнца, когда вдруг услышал доносящиеся из-под земли странные звуки и почувствовал, что за ним кто-то наблюдает. Ему в голову пришла странная мысль, что под курганом Паллингхёрст кто-то есть. Скоро его подозрения подтверждает маленькая девочка, которая тоже уверена, что там обитают некие существа. Той же ночью Рив снова отправляется к Паллингхёрсту, чтобы лицом к лицу столкнуться с теми-кто-живёт-под-землёй...

Рассказ Гранта Аллена предвосхитил работы Артура Макена и повлиял на позднейшие произведения о «маленьких людях», вышедшие из-под пера других писателей. Отличительной особенностью подхода Аллена к феям было то, что он считал их предками человека, а не какой-то особой, отличной от людей расой.

 

Первое издание рассказа Гранта Аллена «Курган Паллингхёрст».

 

Артур Макен написал несколько рассказов о «маленьких людях», а также одноимённое эссе. Не все из них стали широко известны, но по крайней мере три прочно вошли в ряд классических ужасов о подземном народце.

Первая и главная история валлийского писателя о «маленьких людях» — это знаменитая «Сияющая пирамида», впервые изданная в «The Unknown World» 15 мая 1895 года. Это история о загадочных событиях в Уэльсе, виновники которых, как выясняется, — странная вымирающая раса. Главный герой Дайсон и его друг расследуют пропажу некоей женщины и становятся свидетелями ужасной церемонии. Макен, верный своему принципу не показывать Ужас вблизи и во всех подробностях, здесь позволяет себе нечто большее, чем обычно. Он приоткрывает завесу тайны, рассказывая, что это за «маленькие люди» и даже показывая своим персонажам этих существ с достаточно большого расстояния, чтобы они могли видеть кошмарную копошащуюся массу, но не различать отдельных тел.

Именно эта сцена, за которой наблюдали герои рассказа, стала первым описанием «маленьких людей», которое затем сделалось, можно сказать, каноническим. Подобные сцены появляются во множестве более поздних произведений: эти существа малы и скрываются во тьме, а потому когда оказываются на свету, производят отвратительнейшее впечатление каких-то скользких, практически потерявших сходство с людьми то ли змей, то ли червей, которые ползают друг по другу и беспокойно вспучиваются и опадают волнами нечестивого моря. «Сияющая пирамида» стала настоящим маяком «маленьких людей»: почти во всех произведениях, написанных позже разными авторами, можно проследить влияние этого текста.

Рассказ «Красная рука» вышел в декабре 1895 года в журнале «Chapman's Magazine of Fiction». Как и «Сияющая пирамида», произведение относится к циклу о Дайсоне, но напоминает классический детектив гораздо больше. Дайсон и его приятель расследуют убийство человека, тело которого они случайно нашли во время прогулки по Лондону. «Маленькие люди» здесь мелькают на самой периферии повествования, что не мешает им наводить на героев настоящий страх.

«Чёрная печать» вошла как одна из новелл в роман 1895 года «Три самозванца». Произведение представляет собой рассказ девушки, ставшей гувернанткой профессора Грегга. Скоро он даже дал ей прикоснуться к тайне своих исследований, так и не раскрыв всех карт. И только после того как Грегг уходит в поисках ответов на свои вопросы и несколько дней не возвращается, она получает возможность узнать, каков был предмет исследований профессора...

Кроме этих трёх произведений, самых известных, Макен посвятил несколько рассказов фэйри (например, «Из-под Земли» (1915), «Подмена» (1936)), а африканским «маленьким людям» — одноимённое эссе. Опубликованное в «The London Graphic» 11 июля 1925 года, оно в увлекательной форме повествует о народце Асики, о котором рассказывают сказки во Французском Конго. Также Макен проводит параллели с кельтскими фэйри. Отдельно стоит упомянуть и один из самых жутких рассказов валлийского писателя «Белые люди», в котором также нашлось место страшным феям, живущим внутри курганов.

 

Роберт И. Говард (раритетная фотография).

 

Одинокая звезда Техаса

У меня есть одно лишь хобби, и оно безмерно занимает меня и по сей день. Не хотелось бы приписывать этому черты некоей таинственности, но мне на самом деле трудно это объяснить, да и сам я тут далеко не всё понимаю. Речь идет о моём увлечении народом, который называют пиктами.

Роберт И. Говард «Предисловие к «Пиктскому циклу»

 

Своими рассказами Артур Макен, конечно, вдохновил не одного писателя на создание подобных же произведений. И то и дело сначала один, потом другой литератор обращался к теме «маленьких людей», но эти набеги были немногочисленны и непостоянны. Однако на творчество Роберта И. Говарда «Сияющая пирамида» и другие рассказы об инфернальных жителях подземелий оказали поистине огромное влияние.

Говоря о «техасском мечтателе» и «маленьких людях», невозможно обойти вниманием пиктов — народ, которым создатель героического фэнтези интересовался на протяжении чуть ли не всей жизни и уж точно — всей своей писательской карьеры. Несколько ранних произведений техасского писателя об этом племени очень тесно связаны с темой «маленьких людей». Но история этого народа во вселенной Говарда не возникла на пустом месте — части её складывались под влиянием творчества других писателей.

В частности, длинный рассказ, или короткая повесть Джона Бакена 2 «Ничейная земля» оказала заметное влияние на взгляды Говарда. Впервые это произведение было опубликовано в «Blackwood's Magazine» в январе 1899 года. Сюжет его довольно прост: герой приезжает на каникулы в британскую глушь, где находит следы древнего народа пиктов, живущего внутри холмов, и встречается с ними лицом к лицу. Этот народец у Бакена вовсе не похож на тех пиктов, которые шествуют через времена и пространства во вселенной Роберта И. Говарда. Но именно такой образ маленьких деградировавших существ первоначально и был воспринят техасцем — для изображения остатков этого племени, которым «посчастливилось» дожить до 20-х годов двадцатого столетия.

 

Иллюстрация Александра Лейденфроста к рассказу Джона Бакена «Ничейная земля».

 

В январском номере журнала «Weird Tales» за 1927 год выходит рассказ «Затерянная раса», где Говард изображает пиктов Древнего мира. Это угасающий народ, вытесненный более молодыми и сильными племенами на периферию, в менее пригодные для жизни районы. Пикты обитают в пещерах и постепенно дичают, уходят от внешнего мира, забывают великое прошлое своего народа... На этот текст, по всей видимости, оказали влияние «Ничейная земля» Бакена и «Курган Паллнигхёрст» Аллена. «Затерянная раса» показывает начало того пути, конец которого изображён в другом произведении.

Приблизительно в 1928 году Роберт И. Говард создаёт рассказ «Маленькие люди». В этом тексте явно влияние «Сияющей пирамиды» — новеллу Макена читает главная героиня, сестра рассказчика. Вот только она не верит в эту сказку, а её брат утверждает, что «маленькие люди» существуют, и держит пари, что она не отважится провести ночь в руинах на болотах. Однако девушка оказывается неробкого десятка... В образе «маленьких людей» Говард здесь представляет читателю пиктов — таких, какие были у Бакена. Это деградировавшие существа, которые имеют уже очень мало общего со своими великими предками. Они и породили легенды об отвратительном народце, населяющем холмы Уэльса. В доступной ныне версии рассказа утрачена одна страница машинописного текста, что, впрочем, не препятствует пониманию сюжетной линии. «Маленькие люди» не были опубликованы при жизни Говарда и впервые вышли в свет много позднее: в «Coven 13 Volume 1 Number 3» в январе 1970 года.

Это было первоначальное предположение Говарда о судьбе его любимого народа. Однако несколько лет спустя он изменил своё мнение — в этом ему помогла переписка с Г. Ф. Лавкрафтом. Старший коллега высказал мнение, что ещё до прихода на британскую землю Безымянного Племени (так некогда называли пиктов) там уже обитали племена рыжеволосых монголоидов. С тех пор во вселенной Говарда «маленькими людьми» стали не пикты, а их предшественники. Когда Безымянное Племя, пришедшее со Средиземноморья, обосновалось на Альбионе, оно вытеснило рыжеволосых варваров на менее плодородные территории, в холмы и горы. С течением времени те ушли под землю и стали Ужасом...

 

Иллюстрация Грэга Стейплза к рассказу Роберта Говарда «Дети Ночи».

 

Эти размышления нашли отражение в рассказе «Дети Ночи»: представитель арийского племени здесь встречается с пиктами и существами, давшими новелле название. Остатки Безымянного Племени считались народом ниже арийцев, но всё-таки людьми, в отличие от самих Детей Ночи. И пикты точно так же ненавидят этих созданий, как арийские племена. Этот рассказ был написан как подражание Лавкрафту (впрочем, не слишком удачное) и опубликован в 1931 году в номере журнала «Weird Tales» за апрель-май. Говард уже отграничил своих любимцев от тех-кто-живёт-под-землёй.

Наиболее впечатляюще тема противостояния пиктов и «маленьких людей» раскрыта, конечно, в рассказе о Бране Мак Морне «Черви Земли». Эта новелла увидела свет также в журнале «Weird Tales» в ноябре 1932 года. Для борьбы с римским наместником Титом Суллой предводитель пиктов выбрал страшное средство: он воззвал к Червям Земли — каким-то странным выродившимся существам. Вероятно, некогда их предки были людьми, но ко времени Брана остались только «черви», живущие под холмами Уэльса.

Как «Сияющая пирамида» заложила первый камень в фундамент историй о «маленьких людях» — образ бурлящегося во тьме месива из отвратительных тел, — так «Черви Земли» заложили второй камень. В этом рассказе Бран спускается под землю и попадает в вотчину «маленьких людей». Конечно, профессор Грегг в «Чёрной печати» Макена тоже, скажем так, обнаружил объект своих поисков, но автор нам об этом говорит исключительно намёками. Говард же погружает вождя пиктов, а вместе с ним — и читателя непосредственно в кошмарную преисподнюю. И его описания действительно производят сильное впечатление... Вообще, «техасский мечтатель» сам, видимо, с большим наслаждением спускался в своём воображении в таинственные подземелья — ещё не в одном рассказе он обратится к теме уходящих на невероятную глубину пещер и проходов.

Вслед за макеновскими «маленькими людьми» говардовы «черви Земли» имеют сходство со змеями, что заставляет вспомнить целый ряд произведений техасца. Несколько особняком от других стоит новелла «Королевство теней», опубликованная в 1929 году в августовском номере журнала «Weird Tales». Сюжет произведения таков: против Кулла, короля Валузии — величайший из Семи Империй, — выступают змеелюди, некогда правившие на Земле. Теперь они мечтают о возрождении прежней славы и действуют из-за угла или портьеры — исподтишка. Они скрываются во множестве проходов внутри стен королевского дворца, но прячутся от внешнего мира вовсе не по той же причине, что «черви» в рассказе о Бране. Могли ли змеелюди, которых истреблял Кулл, быть как-либо связаны с «маленькими людьми», с которыми столкнулся вождь пиктов? Вопрос дискуссионный...

 

Иллюстрация Хосе Вилларубиа к комиксу «Королевство теней» по мотивам одноимённого рассказа Роберта И. Говарда.

 

Жители подземных пустот, обликом походящие на змей, встречаются и в рассказе «Люди тьмы». Подобно сюжету «Детей Ночи», сюжет этого произведения основан на идее реинкарнации. Главный герой в видении о своей прошлой жизни спускается в пещеру Дагона и обнаруживает там остатки цивилизации змееподобных «маленьких людей». Снова вернувшись в сознание, он спасает своих друзей от последнего представителя той цивилизации. Новелла была опубликована в журнале «Strange Tales of Mystery and Terror» в июне 1932 года.

Ещё один рассказ о подземной змеиной расе — «Долина сгинувших», впервые вышедший в журнале «Startling Mystery Stories» весной 1967 года (эта новелла предлагалась в «Strange Tales of Mystery and Terror» и даже была принята, но издание закрылось, прежде чем состоялась публикация). Написано это произведение было приблизительно в начале всё того же 1932 года, когда Говард работал и над «Людьми тьмы», и над «Червями Земли». Это своеобразный хоррор-вестерн, действие происходит на Диком Западе. Главный герой скрывается от своих преследователей и обнаруживает пещеру, в глубине которой живут те самые «маленькие люди». В магическом дыму ему открывается история этих существ. В итоге герой сбегает из подземелья тварей, но от бремени знания ему никуда не спрятаться...

Примечательно, что это единственный рассказ Роберта И. Говарда о змееподобных «маленьких людях», действие которого развивается не в Британии, а в Америке. И «Люди тьмы», и «Долина сгинувших» уже не связаны с пиктской темой.

В наследии Роберта И. Говарда есть ещё один рассказ о подземных ужасах, напрямую с «маленькими людьми» не соотносящийся. Тем не менее, существа, появляющиеся в новелле «Живущие под усыпальницами», тоже весьма интересны. Автор описывает их всего парой штрихов — только страшные морды чуть-чуть высовываются из абсолютной тьмы... Снова «техасский мечтатель» мастерски описывает многоярусное подземелье, уже само по себе, в отрыве от своих обитателей, наводящее на героев ужас.

Как это было со многими произведениями Говарда, рассказ «Живущие под усыпальницами» был написан ещё в 1932 году или ранее, однако впервые опубликован в издании Роберта Уэйнберга «Lost Fantasies #4» в 1976 году. Главные герои — друзья-оккультисты Конрад и Кирован — отправляются в глубь холмов по просьбе старика, брат которого скрывается там. Приятели узнают некоторые тайны, но что это за твари, живущие под землёй, им так и не удастся выяснить. Да они и сами предпочтут больше никогда не вспоминать об этом путешествии.

Роберт И. Говард очень плодотворно потрудился на ниве «маленьких людей». Он написал немало рассказов на эту тему, и некоторые из них вошли в число лучших его произведений.

Однако он не был единственным автором, обращавшимся к подземным ужасам.

 

Шонокины.

 

Спустившиеся в преисподнюю

Это был самец, обнажённый, но лишь отдалённо напоминающий человека. Отсутствие солнечного света в этой отвратительной дыре, ужасная диета, плюс поколения кровосмешения — всё это породило... чудовище! Больше костей, чем плоти, кроме раздутого, обвисшего живота. Изуродованные, словно искалеченные при рождении черты.

Шеи не было, с подбородка свисала на грудь кожистая бородка, как у петуха. Лицо походило на рыбью морду, от него несло невыносимым зловонием. С расслабленных белых губ капала слюна.

Абрахам Меррит, Ханнес Бок «Чёрное колесо»

 

Когда речь заходит о Роберте И. Говарде, нередко вспоминается его старший коллега и друг по переписке Г. Ф. Лавкрафт. В его творчестве тоже есть несколько произведений, повествующих о подземных ужасах. «Безымянный город» (1921) — рассказ, который, как известно из письма Фрэнку Бэлнапу Лонгу, был написан под впечатлением от Дансени. К теме «маленьких людей» это произведение имеет слабое отношение: главный герой, обнаруживший в пустыне безымянный город и исследующий его, спускается всё ниже и ниже, открывая тайны древней цивилизации. Ясно, что обитатели этого города не были деградирующей расой...

Гораздо ближе к «маленьким людям» другой рассказ Лавкрафта, «Притаившийся ужас», который публиковался в «Home Brew» с января по апрель 1923 года. Речь в этом произведении идёт о старом особняке Мартенсов, в окрестностях которого начали пропадать люди. Расследование, предпринятое главным героем, в конце концов приводит его к разгадке тайны. Здесь тоже имеются деградировавшие существа, которые, однако, не соответствуют образу привычного «маленького народца».

 

Иллюстрация Майка Т. Лиддона к рассказу Г. Ф. Лавкрафта «Притаившийся ужас».

 

Но в 1940 году в ноябрьском номере журнала «Weird Tales» появилась повесть, написанная ещё в декабре 1929 — январе 1930 годов — «Курган» (это был сокращённый вариант, подготовленный Августом Дерлетом; позднее публиковалась полная версия). Автором этого произведения значилась Зелия Бишоп, но ей принадлежал лишь однострочный синопсис, над самим же текстом трудился Г. Ф. Лавкрафт. Этот текст ближе всех других к теме «маленьких людей» в классическом виде. Археолог, приехавший в Оклахому, изучает индейский курган, которого сторонятся местные жители. Очень помогает ему свиток испанского конкистадора, в котором много информации о том, что находится под курганом. В этом произведении Лавкрафт выступает как строитель миров: под его холмом расположилось огромное многоярусное подземелье — чем ниже, тем страшней...

Нами уже упомянуты два Говарда — два «мушкетёра» журнала «Weird Tales». Однако и у третьего, их друга и соратника Кларка Эштона Смита вполне можно найти что-то, похожее на произведения о «маленьких людях». Цикл рассказов о Марсе и населяющем его народе айхаи составляют три новеллы, одна из которых как раз повествует об ужасе глубин Красной планеты. Это — «Обитатель бездны», что был опубликован в мартовском номере журнала «Wonder Stories» за 1933 год. Трое искателей золота проникают в безлюдный район Марса, где обнаруживают пещеру и уводящий вниз путь. Там, глубоко под поверхностью они обнаруживают целый народ, поклоняющийся чудовищу, что обитает на дне бездны. Земляне пытаются выбраться из этого жуткого места...

В каком-то роде соратник вышеперечисленных писателей, Абрахам Меррит тоже обращался к вопросу о том, кто мог бы жить под землёй. Можно вспомнить роман «Лунная заводь» (1919), в котором герои спускаются под один из тихоокеанских островов и обнаруживают там высокоразвитую цивилизацию.

Заслуживает упоминания и роман Абрахама Меррита и Ханнеса Бока «Чёрное колесо», впервые опубликованный в 1947 году. Хотя эпизод с «белым племенем», обитающим в пещерах на острове Рафферти, куда попадают герои, не занимает слишком много места (он расположен ближе к концу романа), однако столкновение со странными бледными существами является одним из самых жутких событий книги.

Старинные легенды о «маленьких людях» объединяет с новым миром метрополитена Роберт Барбур Джонсон. Его рассказ «Там, под землёй» опубликован в номере журнала «Weird Tales» за июнь-июль 1939 года. В произведении рассказывается о таинственных подземных жителях, которых можно найти в туннелях нью-йоркского метро. Вероятно, эта новелла оказала влияние на Клайва Баркера и идею его известного рассказа «Полночный поезд с мясом». Кроме того, чуть позже Марк Сэмюэлс написал рассказ «Стражи» об ужасах подземного Лондона, где также зазвучала тема метро — причём видна схожесть одновременно с произведениями и Роберта Барбура Джонсона, и Клайва Баркера.

 

Карл Эдвард Вагнер.

 

Карл Эдвард Вагнер, последователь Роберта И. Говарда, также не обошёл вниманием тему «маленьких людей». В 1976 году вышел его роман «Легион из тени», главным героем которого стал Бран Мак Морн. Произведение Вагнера являет собой свободное продолжение «Червей Земли» Говарда — жители подземелий, как некогда предупреждала ведьма Атла, возвращаются к вождю пиктов. Также здесь появляется змеечеловек — прямиком из «Королевства теней» — и инфернальные римские воины — потомки печально известного Легиона IX «Хиспана», пропавшего в горах Каледонии. Следуя примеру техасского писателя, Вагнер заставляет Брана спуститься в самое логово зла. Но теперь уже не пикт ищет встречи с червями Земли, а наоборот. Причина же остаётся неизменной: союз людей и адских орд необходим, чтобы изгнать римское воинство с Альбиона.

Ещё одно произведение о «маленьких людях», вышедшее из-под пера Карла Эдварда Вагнера, называется «Патрон 22 Свифт». Первая публикация его состоялась в 1980 году в антологии «New Terrors 1», составленной Рэмси Кэмпбеллом. Главные герои спускаются в пещеру, заполненную, по слухам, золотыми месторождениями. В ней — тоже по слухам — водится «маленький народец». Для одного из героев встреча с обитателями подземелий станет судьбоносной...

Дилогия Джеффа Лонга «Преисподняя» обращается к теме живущих под землёй существ, похожих на человека. Тайну их существования открывает группа паломников в Гималаях, и люди, живущие на поверхности, пытаются искать и изучать тех, кто обитает под землёй. Последние сопротивляются вторжению. Два романа — «Преисподняя» и «Преисподняя. Адская бездна» — опубликованы в 1999 и 2007 годах соответственно.

Целый пласт произведений рассказывает о расах, близких в каком-то роде «маленьким людям», однако имеющим заметное отличие — эти существа не скрываются от внешнего мира под землёй, а обитают на поверхности.

Рассказ Э. Ф. Бенсона «Рог ужаса» повествует о пращурах человечества, ушедших в горы. Главный герой лицом к лицу сталкивается с ними во время лыжной прогулки. Фактически это история о «снежных людях», которая, однако, имеет отношение и к теме «маленьких людей». Впервые новелла опубликована в «Hutchinson's Magazine» в сентябре 1922 года.

Карликовое племя из рассказа Августа Дерлета и Марка Шорера «Логово звёздного отродья» тоже не ушло под землю — оно обитает на отдалённом острове и поклоняется Ллойгору и Зхару, пришельцам из космоса. Эрику Маршу «посчастливилось» побывать в этом месте и даже уйти оттуда живым. Рассказ впервые опубликован в номере журнала «Weird Tales» за август 1932 года. Позже это дьявольское племя чо-чо упоминалось в «Мифах Ктулху» разных авторов.

 

Мэнли Уэйд Уэллман.

 

Классическими историями о «маленьких людях» считаются и два рассказа Мэнли Уэйда Уэллмана о шонокинах. Эти произведения относятся к циклу об «оккультном детективе» Джоне Танстоуне. Они были опубликованы в журнале «Weird Tales» в марте 1945 и июле 1946 годов. Первый рассказ называется просто «Шонокины» и повествует о том, как Танстоун впервые столкнулся с представителями этого уединённо живущего племени. Это произведение слишком уж просто: героя преследуют странные существа, устраивают засаду, а он отважно даёт отпор, даже со смертоубийством.

«Город шонокинов» более интересен: действие в нём развивается на территории этих странных «маленьких людей». Джон Танстоун узнаёт о местоположении поселения, где обитают люди с длинными пальцами и вертикальными зрачками (отличительные черты таинственного племени) и пробирается туда. Но по пути он сталкивается с Крашем Коллинзом, которого похищают «маленькие люди», созданные фантазией Уэллмана. Теперь Танстоуну нужно умудриться вызволить человека из города шонокинов.

Однако «маленькие люди» — это не только ужасы. В частности, существует несколько научно-фантастических произведений, где тоже встречаются странные карлики. По сравнению с произведениями в жанре ужасов, происхождение подобных существ чаще всего иное, причём они совсем необязательно должны наводить ужас на обывателей.

Новелла Пола Эрнста «Микроскопические гиганты» повествует о древней цивилизации, следы которой обнаруживает один из персонажей в шахте по разработке меди (в мире рассказа имеется дефицит этого металла). Герои спускаются под землю, чтобы воочию убедиться в том, что таинственные существа, могущие проходить прямо сквозь горную породу, действительно существуют. Новелла впервые опубликована в журнале «Thrilling Wonder Stories» в октябре 1936 года.

 

Первое издание рассказа Пола Эрнста «Микроскопические гиганты».

 

С научно-фантастическими карликами имеют дело и герои книги Джона Кристофера «Маленькие человечки». Роман впервые опубликован в журнале «The Magazine of Fantasy and Science Fiction» в номерах за январь, февраль и март 1967 года. В этом произведении автор попытался создать готическую атмосферу, приправив её научно-фантастическим допущением, основанным на секретных разработках Третьего Рейха. Получилось не слишком удачно, но идея о происхождении «маленьких людей» автору явно удалась.

Конечно, произведений о странных карликах, живущих под землёй, гораздо больше, чем удалось показать в данной статье. Можно вспомнить некоторые из тех, что более или менее пользуются известностью. Это, например, роман Уолтера Мастермена «Летающий зверь» (1932) о людях — летучих мышах, живущих в пещерах Австралии; рассказ «Беженцы» (1942) Фрэнка Белнапа Лонга; повесть «Дети королевства» (1980) Т. Э. Д. Клайна, повествующая о жизни под Нью-Йорком. Из более близких нам по времени создания произведений — роман Стива Кокейна «Хорошие люди» (2006).

 

Обложка первого издания романа Джона Кристофера «Маленькие человечки» отдельной книгой.

 

* * *

«Маленькие люди» пришли из седой древности. Они отражают представления предков современного человека о том, что может таиться в темноте пещеры, куда он забрался, спасаясь от непогоды. Они наводят ужас не только тем, где и как проводят свою жизнь, но и тем, что зачастую похожи на нас. Пусть различий больше, а сходства практически исчезли — но мы понимаем, что это некие родственные нам существа. Возможно, когда-то их и наши предки были родными братьями!

Поэтому ужасы о «маленьких людях» так увлекают — они дают нам представление о том, кем мы, возможно, были, и о том, кем мы надеемся никогда не стать. Мы страшимся и сторонимся их — но они притягивают и завлекают. И они никогда не исчезнут. Ведь, в конце концов, всех нас примет земля — главное, чтобы не таким ужасным образом!..

 

Источники:

  1. http://www.fairyist.com/books-on-fairies/fairy-gothic-fairy-horror/
  2. http://vaultofevil.proboards.com/thread/4374
  3. Burke R., Louinet P. Robert E. Howard, Bran Mak Morn and the Picts // Howard R. E. Bran Mak Morn: The Last King (2005)
  4. Connors S. The Riddle of The Black Seal // Nyctalops #10 (1975)

 


1. Узуально закрепилось написание фамилии писателя: Мейчен. Мы же, согласно правилам транскрибирования, используем написание: Макен.

2. Как и в случае с Макеном/Мейченом, мы будет использовать имя Бакен. Также писатель известен как Бучан, Бушан и Бьюкен.

 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)