ССК 2018

Отдай мне на съеденье кровавый эмбрион…

Антропофагус / Anthropophagus

Италия, 1980

Жанр: ужасы

Режиссер: Джо Д’Амато

Сценарий: Джо Д’Амато, Джордж Истмен

В ролях: Тиса Фэрроу, Саверио Валлоне, Серена Гранди, Маргарет Мадзантини

Похожие фильмы:

  • «Пожиратели плоти» / «Зомби 2» (1979)
  • «Могильный холм» (1981)
  • «Дагон» (2001)

Греция — прекрасное место для отпуска. В Греции можно хорошенько отдохнуть! Под мелодию Теодоракиса сплясать сиртаки, прикоснуться к шедеврам древнего зодчества, позагорать, покататься на кораблике...

Правда, иногда бравые путешественники сталкиваются с некоторыми проблемами, препятствующими их безмятежному отдыху: сломанный мотор у лодки, подвернутая лодыжка, вечные склоки среди женской части отдыхающих…

Здесь также можно насладиться свежим воздухом и теплым морем. Чего уж говорить про игристые вина и памятники античной цивилизации! Можно купаться, нырять (буль-буль!), заниматься дайвингом. Особо ленивые могут, конечно, сидеть в номере и читать книги, как они и привыкли…

Но Греция все же — удивительная страна! Память о Древних богах звучит здесь повсюду: в дыхании ветра, в шорохе кипарисов, в ленивом шуме гальки на пляже…

Здесь можно внимать звукам прошлого, покачиваясь на надувном матрасе, удить рыбу на лодке…

Но — ближе к сути!

Здесь, перво-наперво, можно быть съеденным. В лесной глуши. Непонятным типом по кличке Антропофагус.

Джо Д’Амато (настоящее имя — Аристиде Массаччези), режиссер в полной мере ужасающих фильмов, прославился среди поклонников радикального хоррора как минимум дважды. Первоначально — наглой некрофилической лентой «За пределами Тьмы», а затем — странным, но необъяснимо притягательным «Антропофагусом», о котором и пойдет речь в данном обзоре.

Начать следует с начала, а именно — с того, что Д’Амато, известный плагиатор и эпигон, за свою не слишком-то долгую жизнь снял и спродюсировал просто-таки космическое количество фильмов. На самом деле, он, конечно, большинство из них попросту скопировал, воруя идеи у своих талантливых коллег и покушаясь, по всей видимости, на непреходящие лавры Роджера Кормана.

Разумеется, Корман — на то он и Корман — так и остался на пьедестале почета, а Д’Амато, его итальянский конкурент, так и остался человеком, мало кому в сфере кино известным и, соответственно, малоуспешным. В 1999 году про него вроде бы сняли документальный фильм, но на экраны он вышел уже после смерти режиссера…

Итак, «Антропофагус».

Группа опрометчивых путешественников отправляется на отдых в Грецию. По пути к ним прибивается незнакомая девушка (ее играет фульчиевская Тиса Фэрроу («Зомби 2», 1979), которая, к слову, приходится еще и сестрой Мии Фэрроу, знаменитой Розмари из фильма Полански). Так вот, эта пришлая девушка просит подбросить ее до острова, на котором живут-поживают ее друзья. Путешественники (по большей части, их мужская половина), разумеется, отвечают согласием. Не зря же они — опрометчивые путешественники…

Следует предупредить, что вопреки утверждениям многих зрителей, фильм не слишком-то натуралистичен. Именно поэтому его можно смело рекомендовать к просмотру детям до шести лет (в сопровождении родителей, хе-хе!), а также беременным женщинам и прочим впечатлительным лицам. В «Антропофагусе» преступно мало крови (удачный каламбур!) и ультранасилия, а легендарная сцена с кровавым «выкидышем» не может похвастаться дюжей реалистичностью и в сравнении с иными образчиками итальянского эксплуатационного хоррора кажется вполне себе целомудренной.

Интересно узнать, что, по слухам, эта знаменитая и в узких кругах культовая сцена стала возможной благодаря пари между Д’Амато и остальными участниками съемочной группы. Согласно спору, каждый член команды должен был предложить собственный эпизод для фильма, и тот, чей эпизод оказался бы наиболее радикальным по смыслу и содержанию, выигрывал спор. Спорили, очевидно, на интерес, хотя не исключается, что предметом спора выступало греческое вино. Хе-хе. В любом случае, эпизод с «зародышем» был кем-то предложен и вошел в финальный монтаж картины, что уже само по себе стало неоценимой наградой для автора. Остается лишь надеяться, что тушка кролика, сыгравшая «роль» кровавого эмбриона, не пропала понапрасну и сослужила дополнительную службу, будучи действительно скушанной по завершении сцены. Не в сыром виде, разумеется.

Если же рассуждать серьезно, то…

Суть этого довольно медитативного и медлительного фильма состоит в столкновении слабого, смертного, с неподвластным человеческой воле Фатумом — судьбой, определяющей все наши поступки и веленья. Данный фильм — отнюдь не бездушная халтура, как может показаться на первый зрительский взгляд, ибо качество актерского и сценарного материала здесь заметно выше, нежели в фильмах пресловутого Фульчи.

Антропофагус — это нечто первобытное, атавистическое, словно послание из древних, предшествовавших античности, времен — той седой эпохи, когда человеческая плоть приносилась в жертву Древним богам с легкостью разменной монеты, а над людьми властвовал мрачный инстинкт каннибалов. Антропофагус — это знакомое каждому существо из ночных кошмаров, преследующее и догоняющее, фигура антиреальная и зловещая, персонификация самых темных оттенков человеческого.

В этом плане примечательна последняя сцена ленты, в которой Антропофаг выныривает из колодца и ползет вверх, преследуя героиню Тисы Фэрроу. Это будто призвано напомнить нам о хрупкости всего людского и той беспросветной тьме, что лежит под слоем благих побуждений.

Так или иначе, в той или иной мере, во всех нас сидит кровожадный каннибал, с трепетом ожидающий своего часа…

Впрочем, справедливости ради, в финале двоим удалось спастись — мужчине и женщине.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх