Не далее как в августе серия «Самая страшная книга (подарочная)» пополнилась неожиданной и самобытной новинкой — иллюстрированным альбомом «Личики. Темные сказки». Это собрание недетских сказок с обилием криповейших артов уже впечатлило многих, однако о его авторе-дебютанте в нашем хоррор-сообществе до сих пор были известны лишь краткие сведения из анонса. DARKER решился исправить это недоразумение и расспросил Петра Зуброва о том, как появились «Личики», кому предназначены и что последует за ними.
Пётр, прежде всего поздравляю вас с выходом вашей дебютной книги «Личики. Темные сказки». Однако помимо того, что вы ее автор, вы еще и музыкант, сценарист, кинорежиссер. Поведайте, как все эти творческие стороны уживаются в одном вас? Что здесь первично, что вторично?
Спасибо! В современном мире многие занимаются сразу несколькими делами. Мне кажется, мы наблюдаем новое Возрождение в искусстве. Сложно выделить для себя что-то одно. Скажем так, первична мечта, иллюзия, поэзия. Первично желание выразить идею.
Поделитесь историей появления вашей книги. Как зародилась идея и как она обрела тот вид, в котором мы ее увидели?
Однажды я случайно написал сказку «Сахарный мишутка». Показал нескольким друзьям и забыл про нее. Через год написалась еще одна — «Палыч и Пень». И мне показалось, что эта форма подходит для того, что мне больше всего хочется сказать. Я стал писать сказки более-менее регулярно, и однажды мой друг и музыкант Александр Васильев спросил: «А когда книга?» И я подумал, что из этого действительно может выйти книга. Только книга с картинками. Как для детей. Эта идея возникла просто, как мечта. И словно по волшебству через месяц мне написал продюсер Влад Северцев и предложил сделать книгу. Самое крутое, что ему тоже понравилась идея сделать книгу с картинками. Полгода мы искали художников, но так и не смогли найти никого подходящего. Одновременно мы представляли, в каком стиле должны будут быть картинки. Сначала нам казалось, что это будет некий поп-арт. Но потом появился бот Midjourney. Я стал экспериментировать в нем и почти сразу понял, что это должны быть черно-белые гравюры. Мы решили, что я самостоятельно буду делать иллюстрации, но очень скоро обнаружилось, что мне не хватает дизайнерских навыков, чтобы точно воплотить некоторые образы. Поэтому Влад привлек замечательного дизайнера Андрея Беляева, с чьей помощью мы и доделали книгу.
На самом деле впечатляет, что «Личики» развились из случайно написанной когда-то сказки, но наверняка ведь это была не первая проба пера? То есть мы знаем, что вы пишете сценарии, но что насчет прозы или поэзии?
Прозу я стал писать относительно недавно. До этого писал много сценариев «в стол», но не мог это снять из-за отсутствия денег. И от продюсеров не было почти никакого отклика. Поэтому я решил «снимать свои идеи на бумаге». Я написал несколько рассказов по своим старым сценарным идеям, и тут вдруг стал понимать, что раньше пытался все время кому-то угодить, и не знал, чего хочу на самом деле. Я понял, что все, что так востребовано на ТВ-платформах на самом деле мне не то что не интересно — этого как бы нет для меня. Мне вдруг стало скучно от драмы и драмеди, от буквализма и диалогов «как в жизни», от социальной повестки, от правдоподобности, от реалистичных героев, от «проработанных характеров» — в общем, от всей той чуши, которая убивает чистый творческий поиск в искусстве. Невозможно найти по-настоящему глубокий образ, если с самого начала будешь понимать, что он означает. Когда я понял это, мне пришло сразу несколько идей больших форм. Их я до сих пор продолжаю воплощать. В то же время, хотелось придумать и малую, лаконичную форму, как стихи. И появились «Личики».
Хотя истории в «Личиках» могут показаться и абсурдными, и фантасмагоричными, все они — до боли жизненные, словно могли происходить на самом деле, если бы детские фантазии воплощались в реальности чуть явственнее. Откройте же секрет: сколько правды в этих темных сказках?
Я не стремился к правдоподобию в сказках. Меня больше интересовала иллюзия, которую они способны внушить. Образы появлялись исключительно интуитивно, как стихи.
Может быть, у какой-нибудь из сказок есть особая история создания?
Увы, нет.
«Личики» полностью соответствуют духу детских страшилок, но при этом имеют довольно суровое возрастное ограничение — 16+. Сталкивались ли вы со случаями, когда книга попадала «не к тому» читателю? Есть отзывы от шокированных детей или разгневанных родителей?
Да, конечно, такое уже встречается. Но мы знали, на что шли.
Кому все-таки адресованы «Личики» в первую очередь?
Детям, которые выросли.
О да, каждого такого взрослого ребенка эти темные сказки заденут за живое, выудят что-нибудь из некогда забытого. А чего вы сами больше всего боялись в детстве?
Я думаю, насилия.
Вновь вернемся к взрослой жизни. Стало ли для вас неожиданностью, что при всех проблемах восприятия неподготовленным читателем продажи книги, по сообщениям издательства, уже сейчас идут как минимум неплохо?
И да, и нет. Слишком много крутых людей вложилось в этот проект. Мне кажется, тут очень большая заслуга Михаила Парфенова, который смог создать огромную фанатскую базу своему бренду «Самой страшной книги». И, конечно, Влада Северцева, который вложил душу в то, чтобы книга стала настоящим произведением искусства.
У «Личиков» просто запредельная аннотация — такая, что цепляет и никак не дает поставить книгу обратно на полку в магазине. Наверняка хорошие продажи «Личиков» — в немалой степени и ее заслуга. Как эта аннотация появилась?
В целом, как и все остальные сказки. Я просто нашел нужное состояние, чтобы написать это предисловие.
Пожалуй, справедливо сказать, что ваша книга при всех своих достоинствах не достигла бы такого успеха, не будь в ней столь роскошных иллюстраций Андрея Беляева. Расскажите, взаимодействовали ли вы с художником во время его работы?
Почти все образы (кроме обложки) были придуманы мной, а Андрей их великолепно и точно воплотил при помощи Midjourney. Для обложки у меня тоже была идея, но мы вскоре выяснили, что она нам не подходит. Тогда Андрей выдал нынешнюю потрясающую идею с законсервированными лицами.
«Личики», пожалуй, относятся к тем книгам, восприятие которых особенно зависит от обстановки и настроения читателя. Опишите, в каком окружении лучше всего подходить к знакомству к ней?
Книга задумывалась нами с Владом как крутой рок-альбом. Это такой коллекционный винил, который нужно слушать на классной аудиосистеме. Поэтому для чтения в метро книга не годится. Я бы читал ее в старомодно-спокойной обстановке, никуда не торопясь. Потому что именно из состояния спокойствия легче всего попасть в волшебный мир темной фантазии.
С недавних пор на вашей странице ВКонтакте стали появляться новые сказки для нового цикла. Откройте секрет: вы планируете «сиквел»? Чего ждать от вашей следующей книги?
Я бы хотел планировать, но боюсь, как говорится, рассмешить бога. Однако не буду скрывать, я продолжаю писать сказки. Правда на сей раз это уже сказки не про детей, а про взрослых. Эти тексты получаются более страшными, как мне кажется. Все дело в том, что воспаленная фантазия взрослого, как ни крути, более богатая, разнообразная и интертекстуальная, чем фантазия ребенка, у которого еще не так много ассоциаций. Новые сказки часто перекликаются со сказками «Личиков». Это, так сказать, расширение вселенной. Также пишу большие рассказы и две повести, которые тоже включены в эту большую вселенную. «Личики», по сути, только начало.
1 Аноним 21-09-2023 15:48
"Друг и музыкант Александр Васильев" - тот самый Васильев-основатель "Сплина"?
2 peter_zubrov 22-09-2023 00:12
Аноним, нет, это другой, полный тёзка
3 Артём Агеев 22-09-2023 00:36
Аноним, тезка-однофамилец.