DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Проклятье скарабея

Хронос / Сronos

Мексика, 1993

Жанр: мистика, триллер, драма

Режиссер: Гильермо дель Торо

Сценарий: Гильермо дель Торо

В ролях: Федерико Луппи, Рон Перлман, Клаудио Брук

Похожие фильмы:

  • «Голод» (1983)
  • «Зависимость» (1995)

Современное поколение, смотревшее «Хэллбоя», «Тихоокеанский рубеж» и «Багровый пик», знает Гильермо дель Торо как барочного волшебника, снимающего нестандартные блокбастеры с роскошным и оригинальным визуальным рядом. Но так было, конечно же, не всегда. Ранний период творчества мексиканского режиссера прошел под знаком изобретательных малобюджетных ужастиков. И первым в этом ряду идет «Хронос». Выйдя в 1993 году, фильм не смог окупить свой бюджет (огромный для Мексики, где он был снят, но очень небольшой по голливудским меркам) и прошел практически незамеченным широкими массами, однако вскоре обрел культовый статус.

«Хронос» – это крайне нетипичный фильм про вампиров. Нетипичный не только из-за очень необычного для жанра сеттинга (Мексика), но еще и из-за способа обращения и сопутствующих акцентов. Начинается все с загадочной гибели не-мертвого алхимика в конце 30-х годов. 60 лет спустя, пожилой антиквар Хесус Грис находит в статуе ангела странный древний заводной механизм, который после пары поворотов ключа впивается в грудь Гриса. Под воздействием находки герой начинает молодеть на глазах. Но ничего в этом мире не дается даром. Во-первых, за артефактом охотятся пожилой миллионер и его жадный племянник. Во-вторых, Хесус вскоре обнаруживает непреодолимую тягу к человеческой крови.

Как видите, никаких восточноевропейских аристократов в черных плащах с красным подбоем и острыми клыками. Источник вечной жизни (и связанного с ней проклятия) – странный биомеханический прибор со спрятанным между шестеренок скарабееподобным жуком, что вполне вписывается в увлечение дель Торо жутковатыми насекомыми («Мутанты») и загадочными механизмами (практически каждый его последующий фильм). Главный герой – постепенно молодеющий старик, который, несмотря на приобретенные сверхъестественные способности, не расправляется со своими противниками, а регулярно получает «люлей» от злодеев. Жажда крови лишена сексуального подтекста, которым обладала со времен хаммеровского «Дракулы» с Кристофером Ли: первая сцена, где Хесус пытается попробовать кровь получилась, гм… неприятной и антисанитарной.

Как уже говорилось выше, «Хронос» получился гораздо более сдержанным и минималистичным фильмом по сравнению с будущими работами дель Торо. Это даже не ужасы – скорее, элегантный оккультный триллер с отзвуками латиноамериканских «магических реалистов». Религиозный подтекст также присутствует, вернее, очевиден даже для самого невнимательного зрителя – от фигурки ангела (и злодея, чье имя в переводе означает «Ангел-хранитель») до того факта, что главного героя зовут, простите, Иисус (Серый Иисус, если быть точным, и он даже пару раз восстает из мертвых).

Помимо насекомых и странных механизмов, в фильме засветился еще один талисман дель Торо – актер Рон Перлман (тот самый «ангел-хранитель» – Анхель де ла Гуардия). В фильмах маэстро он успел побыть и саркастичным вампиром Райнхардтом («Блэйд 2»), и «Хэллбоем», и колоритным Ганнибалом Чау из «Тихоокеанского рубежа». Хорош он и здесь (на заре своей карьеры, пусть и имея за плечами «Имя розы» и «Лунатиков»), вот только с Анхелем и его дядей Дитером связан главный (и, к счастью, пожалуй, единственный) недостаток фильма: они здорово выбиваются из общей атмосферы. Дель Торо всегда любит «сбрызнуть» свои фильмы толикой эксцентричного (и довольно черного) юмора, но Дитер и, особенно, Анхель слишком карикатурны для, по сути, религиозной притчи в обертке нестандартного фильма про вампиров. В какой-то момент недобрым словом вспоминается визуальный стиль Жан-Пьера Жене. Финальная «битва» (если ее можно так назвать) де ла Гуардии-младшего и Хесуса вообще пытается напоминать то ли дуэль Коннора и Кургана в конце первого «Горца», то ли боевики рубежа 80-х/90-х. Хорошо это или плохо – вопрос отдельный, но из общего стиля выбивается.

Если злодеи – худшая часть фильма, то Хесус Грис – безусловно, лучшая. Неизвестно, каким бы вышел «Хронос», если бы главную роль все-таки сыграл Макс фон Сюдов, которого очень хотел дель Торо, но аргентинский ветеран Федерико Луппи, который в результате воплотил образ антиквара, стал сердцем и душой фильма. Благодаря ему, Хесус великолепен и достоверен во всех ипостасях: и немощного старика, и резко молодеющего седовласого красавца, и (уже к концу фильма) настоящего ходячего мертвеца. Задача Луппи была титанической: показать человека, который получает новую жизнь, но встает перед вопросом: что важнее, вечно жить чудовищем или умереть хорошим человеком? Федерико справляется с ней великолепно, и когда Хесус делает свой выбор, у зрителя не остается ни единого сомнения в его правильности.

Конечно же, сейчас «Хронос» уже устарел морально. С 1993 года вышло достаточно постмодернистских интерпретаций историй про вампиров, препарирующих миф об упырях с самых разных сторон. Визуально «Хронос» не хватал звезд с неба уже в год выхода, но стоит помнить, что настолько эстетский фильм со сложным гримом и механическими моделями был снят за, по сути, копейки. Это куколка, в которой уже угадывается прекрасная (и ужасная одновременно) бабочка будущей кинокарьеры дель Торо. Более того, это очень необычный мистический триллер с оригинальным сеттингом и отличными актерами. Любителям мейнстрима смотреть его не стоит, а вот те, кто интересуется историей мексиканского режиссера-самородка, и просто фанаты кинематографических диковин в «темном» жанре явно уйдут довольными.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Александр 21-11-2018 16:48

    "Это куколка, в которой уже угадывается прекрасная (и ужасная одновременно) бабочка будущей кинокарьеры Бенисио дель Торо".

    Наверное, всё-таки Гильермо?

    Учитываю...