Под знаком Z (антология)
Составитель: Андрей Яблоков, Сергей Грушко
Автор: Олег Гайдук, Дмитрий Рус и другие
Жанр: триллер, ужасы
Издательство: АСТ
Год издания: 2014
Похожие произведения:
- антология «А зомби здесь тихие» (Игорь Минаков)
- антология «Нежить» (Джон Джозеф Адамс)
- антология «Зомби» (Стивен Джонс)
- антология «Z — значит зомби» (Андрей Синицын)
Зомби — достаточно непопулярная и редкая тема как за рубежом, так и в родимых пампасах. Это вполне объяснимо — гниющие внутренности, отслаивающаяся кожа и бессмысленный взгляд не соберут толпу фанатов: эротические истории на зомби-тему вызовут ажиотаж у весьма узкой ЦА, юмор выйдет весьма однобоким («простите, у вас ус отклеился и нога отвалилась»), да и в других жанрах каши не сваришь. Тем более удивительно, что в 2013—2014 годах у нас вышло аж два тематических зомби-сборника.
Об одном из них было рассказано в предыдущем номере DARKER, а ныне настал черед второго.
Принцип комплектования «Под знаком Z» — победители сетевого тематического конкурса плюс несколько текстов известных авторов «вне конкурса» — сыграл с ним злую шутку. Проблема многих Интернет-рассказов, написанных на тему недостаточно широкую, чтобы развернуться в сторону, куда лежит душа (например, просто «хоррор»), но и недостаточно узкую, чтобы зацепиться за какой-то факт (например, «особенности половой жизни зомби») в том, что некоторые не очень опытные авторы создают вместо драматургически выстроенного сюжета «зарисовку на тему». Если бы это был какой-нибудь сборник «Зубы зомби», то даже диалог «Вас тут не стояло» в очереди к кабинету зомби-стоматолога был бы к месту, заполнял информационную лакуну и давал новый, может быть, юмористический, штришок. Но не сдерживаемые заданными рамками, некоторые неопытные авторы не могут сконцентрироваться и выдают тексты, которые растекаются мыслью по нескольким жанрам и темам.
Таковым, например, является рассказ Серафимы Орловой «Осенний пересчет». Семейная драма, разворачивающаяся на фоне уже ставшего привычным героям зомби-апокалипсиса, могла бы стать весьма достойным текстом. Однако автор так увлеклась нашпиговыванием его «одноногими собачками» в виде зомби-старичка, зомби-бабули и главного героя — мальчика (с совершенно неверибельной речевой характеристикой), что упустила из виду сюжет и смысл. В результате получился рассказ, что и читается-то с трудом, и забывается уже через минуту.
«У Немезиды сегодня выходной» Антона Текшина начинается как хороший, хоть и несколько привычный, зомби-боевик. Противостояние «мы-зомби», военное положение — хоть все это уже десятки раз появлялось в книгах и фильмах, но все равно, является беспроигрышным вариантом фона, на котором можно развернуть что-то необычное. Однако в этот раз необычным становится явление главному герою творца всех зомби в обнимку с магическим артефактом. Ход свежий, но без должного развития вызывает скорее недоумение.
Филипп Ли в «Трех солнечных днях» дает взгляд на зомби с точки зрения, собственно, самого зомби. Не самый свежий прием, но, тем не менее, при умелом использовании может сделать текст нестандартным и любопытным. Однако автор мало того, что избирает для изложения архаичную форму письма, так еще и излагает весьма скучно и затянуто. Можно, конечно, возразить, мол, не стоит ждать от зомби экзальтации и экспрессии — но в данном случае, увы, о концептуальности говорить не приходится.
«Шутка старого Ван Тага» Григория Дондина — классический готический хоррор, скроенный по лекалам двухвековой давности. На тему зомби он натянут не меньше, чем пресловутая сова на глобус, являясь, по сути, рассказом о переселении душ и черной магии, с единственным живым (может быть, живым лишь, кхм, частично) мертвецом «за кадром».
«Зомби не летают» Павла Корнева — неожиданно крепкий, ладно скроенный текст с яркими героями (пусть и слегка суперменистыми), живым и к месту черноватым юмором и новыми, не навязшими на зубах образами зомби. Минус рассказа — оборванный финал, утяжеленный искусственной открытостью (такой прием хорошо смотрелся, если бы автор предполагал текст как приквел, пролог, вводную главу, за которой последовала бы повесть, а то и роман).
«Чужая могила» Милослава Князева вносит разнообразие в сборник, совмещая зомби-тему (хоррором невозможно назвать при всем желании, скорее уже плутовским текстом) с LitRPG. Возможно, любители этого жанра и не найдут для себя тут ничего нового, но в рамках данной подборки смотрится свежо.
«Зомби-машина» Алексея Бобла попала в сборник прямиком из стимпанка — и не затерялась бы и в подборке своих собратьев по сеттингу. Умело набросанный широкими мазками мир, любопытные персонажи и новый вид зомби — все это выгодно выделяет текст среди остальных.
Короткий рассказ Дмитрия Силлова «Z — значит зомби» вводит живых мертвяков в фэнтези-сеттинг. Тоже очень любопытно и неожиданно, однако минус в том, что явственно видно, что текст из цикла, и поэтому выглядит несколько вторично.
«Старики тут не живут» Динары Касмасовой — не столько зомби-хоррор, сколько социальная фантастика, с необычной схемой функционирования общества. Увы, текст портят существенное упрощение языка во второй половине повествования (хотя это можно списать на концептуальную задумку, есть подозрения, что дело не в ней), и ватага роялей, выпадающих из кустов в финале.
«Перформанс» Дмитрия Козлова — тоже социальная фантастика, но более жесткая и жестокая. К сожалению, весь рассказ базируется исключительно на моделировании и описании конкретной ситуации, в результате чего ближе ко второй половине он кажется затянутым — ведь драматургически выстроенной схемы у него нет. Но сама идея хороша и достойна формата повести — во что и может превратиться текст, если добавить в него мало-мальски развитый сюжет.
«Прокляты и забыты» Александра Юсупова — пример сильного текста, где автор, несмотря на то, что описывает поиск ребенка-зомби и строит кульминацию именно на «возвращении» этого ребенка к жизни, умудряется обойтись без сюсюканья и одноногих собачек.
Денис Лукашевич, «Смертоносный» — рассказ на грани с социальной фантастикой, с выходом из привычных рамок «повесть о делах наших тяжких и битве с зомби унылой». Антиутопия с пророком-президентом даже не выглядит сатирой — подобная государственная система в условиях хаоса вполне возможна. Беда у текста другая — перенасыщенность именами, названиями и американскими реалиями, в результате чего возникает некоторый дискомфорт «кто все эти люди?».
Дмитрий Рус, «Три медведя и легион зомби» — еще один сплав зомби-темы с LitRPG, на этот раз от признанного мастера нового жанра. Профессионально, живо, образно, динамично — возможно, даже уж слишком профессионально для этого полулюбительского сборника.
Сергей Фомичев, «Живым или мертвым, или зомби» — один из самых объемных текстов в сборнике, военная «мужская» проза, насыщенная боевыми действиями и сражениями с зомби не на уровне «я и монтировка» или «я и дедов карабин».
«Смертельные игры» Андрея Левицкого и Виктора Глумова — еще один «цикловый» рассказ. Вероятно, благодаря своему внушительному объему, а значит, и возможности насытить текст описаниями, пояснениями и персонажами, ощущение вторичности оставляет минимальное и свободно читается без обращения к циклообразующим произведениям.
«Препарат Лихницкого» Олега Гайдука — некоторые неровности текста (скачок фокала ближе к концу и общая искусственность финала) не могут испортить того, что это, наверное, один из самых жизнеутверждающих рассказов сборника.
Итак, наши авторы работать с темой зомби могут. Не все, конечно, умеют, а может быть, не все и хотят (по некоторым рассказам сборника видно, что там первично было желание выиграть и попасть в печать, а не любовь к теме) — но начало положено неплохое. За исключением буквально двух-трех неудач, сборник выглядит достойно и насыщен текстами для самой разной целевой аудитории, часть из которых (при желании автора и умении) вполне могут быть расширены до полноценных повестей, а то и романа.
Коего и будем ждать.
1 Балашова Е.С. 23-09-2018 20:30
Здравствуйте!
Мы с соавтором написали рассказ специально для этого выпуска, но вышли за рамки обусловленного объема. Возможна ли публикация, если, допустим, мы разделим историю на 2 главы?
2 Парфенов М. С. 25-09-2018 02:05
Балашова Е.С., для какого "этого"? И вообще как-то вы не туда написали.
3 Joe Familiar 20-09-2018 10:11
"Зомби — достаточно непопулярная и редкая тема как за рубежом, так и в родимых пампасах."
Даже для 2014 на удивление бредовое заявление...о_о
4 Аноним 22-09-2018 16:50
Joe Familiar, За рубежом, я полагаю, тема достаточно развита, а вот у нас... Один-единственный переводной сборник "Ночи живых мертвецов" и все, за последние несколько лет.Да сами посмотрите - много ли рассказов на Даркере о зомби?
5 Парфенов М. С. 22-09-2018 16:53
Аноним, в Даркере я навскидку два таких рассказа могу сразу вспомнить.
Сборник "Ночи живых мертвецов" далеко не единстенный из переводившихся на русский, но конкретно сейчас тема зомби уже стухла, чему свидетельством в том числе и не очень хорошие продажи этого сборника на фоне других книг той же серии "Мастера ужасов.
6 Аноним 23-09-2018 13:04
Парфенов М. С., Михаил, когда я писал "единственный переводной сборник" - уточнил, что "за последние несколько лет", а не вообще издававшиеся в России. Несколько лет, я полагаю, в общем понимании,это года три-четыре. Буду Вам очень признателен, если Вы подскажете хоть еще одну антологию изданную после 2014 года. Если уж "Ночи ..." "далеко не единственный", то Вы наверное три-четыре штуки назовете? Может быть и отечественные даже есть?
7 Парфенов М. С. 23-09-2018 13:40
Аноним, навскидку назову эти:
"Зомби-апокалипсис" - 2012
"А зомби здесь тихие" - 2013
"Z - значит зомби" - 2013
"Под знаком Z" - 2014
"Точка отрыва" - 2018
"Земля живых" - 2018
Это только антологии, две из них переводные. Тема зомби, повторюсь, стухла, продажи упали. Две последние изданы в память об Андрее Крузе, т.е. на информационной волне, вызванной смертью популярного автора, а не на волне внимания к зомби-тематике.
Поэтому я не согласен с вами, когда вы говорите: "За рубежом, я полагаю, тема достаточно развита, а вот у нас..."
Тема у нас представлена широко и богато (я ведь только антологии назвал, а можно и авторские книги, и всякие зомби-энциклопедии и т.п. вспомнить), другое дело, что тема эта уже не так популярна и интересна сама по себе, как когда-то. Всколыхнуть интерес к ней может какое-то крупное событие - допустим, выход блокбастера "Мировая война Z 2", но на сегодня - тема стухла. По моим данным, "Ночи живых мертвецов" продаются хуже любой другой книги из серии "Мастера ужасов", динамика продаж в разы хуже.