Под знаком Z (антология)

Составитель: Андрей Яблоков, Сергей Грушко

Автор: Олег Гайдук, Дмитрий Рус и другие

Жанр: триллер, ужасы

Издательство: АСТ

Год издания: 2014

Похожие произведения:

Зомби — достаточно непопулярная и редкая тема как за рубежом, так и в родимых пампасах. Это вполне объяснимо — гниющие внутренности, отслаивающаяся кожа и бессмысленный взгляд не соберут толпу фанатов: эротические истории на зомби-тему вызовут ажиотаж у весьма узкой ЦА, юмор выйдет весьма однобоким («простите, у вас ус отклеился и нога отвалилась»), да и в других жанрах каши не сваришь. Тем более удивительно, что в 2013—2014 годах у нас вышло аж два тематических зомби-сборника.

Об одном из них было рассказано в предыдущем номере DARKER, а ныне настал черед второго.

Принцип комплектования «Под знаком Z» — победители сетевого тематического конкурса плюс несколько текстов известных авторов «вне конкурса» — сыграл с ним злую шутку. Проблема многих Интернет-рассказов, написанных на тему недостаточно широкую, чтобы развернуться в сторону, куда лежит душа (например, просто «хоррор»), но и недостаточно узкую, чтобы зацепиться за какой-то факт (например, «особенности половой жизни зомби») в том, что некоторые не очень опытные авторы создают вместо драматургически выстроенного сюжета «зарисовку на тему». Если бы это был какой-нибудь сборник «Зубы зомби», то даже диалог «Вас тут не стояло» в очереди к кабинету зомби-стоматолога был бы к месту, заполнял информационную лакуну и давал новый, может быть, юмористический, штришок. Но не сдерживаемые заданными рамками, некоторые неопытные авторы не могут сконцентрироваться и выдают тексты, которые растекаются мыслью по нескольким жанрам и темам.

Таковым, например, является рассказ Серафимы Орловой «Осенний пересчет». Семейная драма, разворачивающаяся на фоне уже ставшего привычным героям зомби-апокалипсиса, могла бы стать весьма достойным текстом. Однако автор так увлеклась нашпиговыванием его «одноногими собачками» в виде зомби-старичка, зомби-бабули и главного героя — мальчика (с совершенно неверибельной речевой характеристикой), что упустила из виду сюжет и смысл. В результате получился рассказ, что и читается-то с трудом, и забывается уже через минуту.

«У Немезиды сегодня выходной» Антона Текшина начинается как хороший, хоть и несколько привычный, зомби-боевик. Противостояние «мы-зомби», военное положение — хоть все это уже десятки раз появлялось в книгах и фильмах, но все равно, является беспроигрышным вариантом фона, на котором можно развернуть что-то необычное. Однако в этот раз необычным становится явление главному герою творца всех зомби в обнимку с магическим артефактом. Ход свежий, но без должного развития вызывает скорее недоумение.

Филипп Ли в «Трех солнечных днях» дает взгляд на зомби с точки зрения, собственно, самого зомби. Не самый свежий прием, но, тем не менее, при умелом использовании может сделать текст нестандартным и любопытным. Однако автор мало того, что избирает для изложения архаичную форму письма, так еще и излагает весьма скучно и затянуто. Можно, конечно, возразить, мол, не стоит ждать от зомби экзальтации и экспрессии — но в данном случае, увы, о концептуальности говорить не приходится.

«Шутка старого Ван Тага» Григория Дондина — классический готический хоррор, скроенный по лекалам двухвековой давности. На тему зомби он натянут не меньше, чем пресловутая сова на глобус, являясь, по сути, рассказом о переселении душ и черной магии, с единственным живым (может быть, живым лишь, кхм, частично) мертвецом «за кадром».

«Зомби не летают» Павла Корнева — неожиданно крепкий, ладно скроенный текст с яркими героями (пусть и слегка суперменистыми), живым и к месту черноватым юмором и новыми, не навязшими на зубах образами зомби. Минус рассказа — оборванный финал, утяжеленный искусственной открытостью (такой прием хорошо смотрелся, если бы автор предполагал текст как приквел, пролог, вводную главу, за которой последовала бы повесть, а то и роман).

«Чужая могила» Милослава Князева вносит разнообразие в сборник, совмещая зомби-тему (хоррором невозможно назвать при всем желании, скорее уже плутовским текстом) с LitRPG. Возможно, любители этого жанра и не найдут для себя тут ничего нового, но в рамках данной подборки смотрится свежо.

«Зомби-машина» Алексея Бобла попала в сборник прямиком из стимпанка — и не затерялась бы и в подборке своих собратьев по сеттингу. Умело набросанный широкими мазками мир, любопытные персонажи и новый вид зомби — все это выгодно выделяет текст среди остальных.

Короткий рассказ Дмитрия Силлова «Z — значит зомби» вводит живых мертвяков в фэнтези-сеттинг. Тоже очень любопытно и неожиданно, однако минус в том, что явственно видно, что текст из цикла, и поэтому выглядит несколько вторично.

«Старики тут не живут» Динары Касмасовой — не столько зомби-хоррор, сколько социальная фантастика, с необычной схемой функционирования общества. Увы, текст портят существенное упрощение языка во второй половине повествования (хотя это можно списать на концептуальную задумку, есть подозрения, что дело не в ней), и ватага роялей, выпадающих из кустов в финале.

«Перформанс» Дмитрия Козлова — тоже социальная фантастика, но более жесткая и жестокая. К сожалению, весь рассказ базируется исключительно на моделировании и описании конкретной ситуации, в результате чего ближе ко второй половине он кажется затянутым — ведь драматургически выстроенной схемы у него нет. Но сама идея хороша и достойна формата повести — во что и может превратиться текст, если добавить в него мало-мальски развитый сюжет.

«Прокляты и забыты» Александра Юсупова — пример сильного текста, где автор, несмотря на то, что описывает поиск ребенка-зомби и строит кульминацию именно на «возвращении» этого ребенка к жизни, умудряется обойтись без сюсюканья и одноногих собачек.

Денис Лукашевич, «Смертоносный» — рассказ на грани с социальной фантастикой, с выходом из привычных рамок «повесть о делах наших тяжких и битве с зомби унылой». Антиутопия с пророком-президентом даже не выглядит сатирой — подобная государственная система в условиях хаоса вполне возможна. Беда у текста другая — перенасыщенность именами, названиями и американскими реалиями, в результате чего возникает некоторый дискомфорт «кто все эти люди?».

Дмитрий Рус, «Три медведя и легион зомби» — еще один сплав зомби-темы с LitRPG, на этот раз от признанного мастера нового жанра. Профессионально, живо, образно, динамично — возможно, даже уж слишком профессионально для этого полулюбительского сборника.

Сергей Фомичев, «Живым или мертвым, или зомби» — один из самых объемных текстов в сборнике, военная «мужская» проза, насыщенная боевыми действиями и сражениями с зомби не на уровне «я и монтировка» или «я и дедов карабин».

«Смертельные игры» Андрея Левицкого и Виктора Глумова — еще один «цикловый» рассказ. Вероятно, благодаря своему внушительному объему, а значит, и возможности насытить текст описаниями, пояснениями и персонажами, ощущение вторичности оставляет минимальное и свободно читается без обращения к циклообразующим произведениям.

«Препарат Лихницкого» Олега Гайдука — некоторые неровности текста (скачок фокала ближе к концу и общая искусственность финала) не могут испортить того, что это, наверное, один из самых жизнеутверждающих рассказов сборника.

Итак, наши авторы работать с темой зомби могут. Не все, конечно, умеют, а может быть, не все и хотят (по некоторым рассказам сборника видно, что там первично было желание выиграть и попасть в печать, а не любовь к теме) — но начало положено неплохое. За исключением буквально двух-трех неудач, сборник выглядит достойно и насыщен текстами для самой разной целевой аудитории, часть из которых (при желании автора и умении) вполне могут быть расширены до полноценных повестей, а то и романа.

Коего и будем ждать.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх