DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

КУКЛОВОД

Телепатические недоразумения

Сканнеры/ Scanners

Канада, 1980

Жанр: ужасы, фантастика

Режиссер: Дэвид Кроненберг

Сценарий: Дэвид Кроненберг

В ролях: Дженнифер О’Нил, Стивен Лэк, Патрик МакГуэн, Лоуренс Дэйн, Майкл Айронсайд, Роберт А. Силверман, Ли Брокер

Подобные фильмы:

  • «Астральный фактор»
  • «Сканнер - полицейский»
  • «Видеодром»

ScannersPoster

Сканнеры – люди с необычными телепатическими способностями, умеющие читать мысли других, управлять людьми, внушая им свои мыслеобразы, контролировать их действия, оказывать дистанционное физическое воздействие и даже убивать силой взгляда и мысли. Ведь сканирование – это не просто телепатия, это способность соединять два сознания, две нервные системы в одну и потом управлять другим человеком. Можно заставить его сердце биться с бешеной скоростью или остановить, можно поднять давление  крови так, что полопаются вены или  взорвется голова.  Сканнер может подключиться к самому секретному компьютеру и начать управлять его действиями и программами.  А потому сканнеры чрезвычайно опасны. Некоторые называют их телепатическими недоразумениями. А корпорация «ConSec», торгующая оружием и охранными системами, разыскивает и отлавливает сканнеров ради безопасности всего общества. Тем более, что появился очень сильный сканнер Дэррил Ривок, который собирает таких феноменов в мощную организацию, решив захватить власть над миром и людьми. Тех, кто отказывается вступить в его отряд, он попросту убивает.

Но доктор Пол Рут, один из руководителей «ConSec», находит другого сильного сканнера -  Камерона Вейла, который получает задание найти Ривока и внедриться в его группу. Оказывается, что кроме группы Ривока существует еще одна группа сканнеров-подпольщиков, которая с Ривоком сражается. «ConSec» выпускает препарат – транквилизатор эфемерол, за который и борются группировки. Он создает сканнеров  и позволяет контролировать их способности.

Сканнеры1

Дэвид Кроненберг – режиссер, снявший немало фильмов в жанре фантастического хоррора. Несколько из них рассказывали о сверхспособностях человека – тема загадочная, пугающая и манящая одновременно.  «Мертвая зона», «Видеодром», «Экзистенция», «Муха» - те фильмы, которые уже стали классикой жанра и которые, наверное, видели все.  «Сканнеры» менее известны современному зрителю, хотя фильм имел огромный успех после выхода в прокат и породил еще два продолжения, которые снял уже не Кроненберг, и выходили они прямиком на видео, а не на большие экраны. Но тоже пользовались успехом, хотя с популярностью оригинала не сравнить.

Сканнеры2

Казалось бы, никаких особых спецэффектов в «Сканнерах» нет. Была пара взорвавшихся голов, роль которых исполнили муляжи с собачьим кормом и кроличьей печенкой, которые на съемках разносили выстрелом из ружья. И этот трюк потом был повторен во многих фильмах. Были пиротехнические эффекты, когда человек мгновенно становился пылающим факелом, были погони, перестрелки, взрывы. И, конечно, визуально совершенно фантастическая дуэль двух сканнеров – антогонистов в финале, когда противники применяют все свои способности уничтожения друг друга, попутно открывая в себе новую способность, которая делает финал открытым и неожиданным. Ничего принципиально нового, кажется. Но в этом фильме все составляющие так подогнаны друг к другу, что выделяет картину из ряда себе подобных. Музыка Говарда Шора в фильме работает на создание деперессивно – напряженной атмосферы, вызывая чувство тревоги и беспокойства. Мастерство оператора Марка Ирвина визуальный ряд делает настолько выразительным и достоверным, погружая зрителя в картинку. А режиссура Кроненберга безупречно выстраивает сюжетную линию, нанизывая на неё все ускоряющееся действие, усиливая напряжение с каждой сценой, заставляя актеров работать в едином ансамбле и стиле, где каждый персонаж хорошо прописан, наделен своим характером и мотивациями. Все эти составляющие в результате сделали фильм в своё время культовым. Он собрал целый урожай призов и наград на разных фестивалях. Премии «Сатурн» и «Джинни», фестиваль «Фантаспорто» признали его лучшим фильмом, отметив также наградами лучший грим и спецэффекты. «Джинни» в 1982 году осыпал фильм - кроме уже названной - целым дождем наград: за лучший сценарий, лучшую режиссуру, лучший монтаж, лучшие костюмы и лучшую мужскую роль второго плана, которую получил Майкл Айронсайд. Злодей Дэррил Ривок, сыгранный им, был настолько выразительным и ярким, что затмил собой главных персонажей, но это в целом сыграло фильму только на руку, а роль стала для Айронсайда поистине звездным часом.

Сейчас, когда в интернете живо обсуждаются достоинства Google-очков, этот фильм воспринимается еще более пугающе и тревожно. Кто знает, чем могут обернуться достижения высоких технологий, дающие человеку совершенно фантастические способности, но ничего не меняющие в его нравственных и этических постулатах. Прогресс идет вперед, многое из того, что вчера казалось невозможным, сегодня уже даже не удивляет. Генная инженерия, клонирование, космические средства связи и слежения уже давно превратили мечты фантастов в реальность. Кто знает, какие еще сверхспособности может получить человек завтра с помощью новых технологий и открытий. И не станут ли они его кошмаром в будущем. Кроненберг своим фильмом предупреждает нас об этом.

Комментариев: 6 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 MercyfulFate 08-06-2013 20:31

    Неплохое кино, но по стилю и содержанию не дотягивает до лучших фильмов Кроненберга ("Муха", "Мёртвая зона"). К несомненным достоинствам ленты можно отнести отличные спецэффекты (взрывающаяся голова!) и музыка Говарда Шора, который начинал свою композиторскую карьеру как раз таки с фильмов Кроненберга.

    Учитываю...
  • 2 Мельник 31-05-2013 20:52

    Удивительно, но этот фильм прошел мимо меня ) Надо будет наверстать упущенное.

    Учитываю...
  • 3 saga23 29-05-2013 14:59

    Сейчас, когда в интернете живо обсуждаются достоинства Google-очков, этот фильм воспринимается еще более пугающе и тревожно.
    Читал, что их запретили использовать при управлении авто и пр. И детям до 18. smile

    Учитываю...
  • 4 Satampra 20-05-2013 13:56

    "а пара взорвавшихся голов, роль которых исполнили муляжи с собачьим кормом и кроличьей печенкой, которые на съемках разносили выстрелом из ружья. И этот трюк потом был повторен во многих фильмах"

    если не считать того что это был популярный спецэффект того времени.

    есть подозрение что Кроненберг спер его из "Ярости" Де Пальмы, вышедшей двумя годами раньше.

    Учитываю...
    • 5 Ирина Белова 20-05-2013 16:45

      Да, вполне возможно, что вы правы. smile

      Учитываю...
    • 6 Dee-Dee 29-05-2013 14:43

      Думаю, что Де Пальма не обиделся. smile Люблю оба этих фильма.

      Учитываю...