DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Пересматриваем классику

Фактически Ромеро всю жизнь посвятил развитию киновселенной «ходячих трупов», при этом периодически пробуя себя в других темах и стилях. Так, уже после «Ночи живых мертвецов», но еще до «Рассвета мертвецов» будущий мэтр выпустил «Безумцев» – фантастический триллер, условно схожий с мотивами «восставших из могил», но рассуждающий о другом ужасе, потенциально злободневном как в ушедших семидесятых, так и в наши дни. Обзор фильма подготовил Алексей Петров.

Телефильм Тома Маклафлина «Вашингтонский снайпер: 23 дня ужаса» основан на реальных событиях. В октябре 2002 года в окрестностях Вашингтона, округ Колумбия, была совершена серия убийств и ранений из огнестрельного оружия. Преступник получил прозвище «Вашингтонский снайпер» — звучит несколько иронично, ведь инциденты имели место на территории граничащих со столицей штатах Мэриленд и Виргиния. О киновоплощении этой истории рассказ подготовил Алексей Абросимов.

Согласитесь, приятно иногда провести время за просмотром старого доброго непритязательного слэшера! Чтобы был там и лагерь, и истории у костра, и кровавые убийства… «Сожжение» – это как раз такой фильм. Прямо классический, снятый по всем лекалам ужастик по маньяка, убивающего подростков. Да, подобных фильмов великое множество. Но с другой стороны, «Сожжение» и не пытается быть чем-то оригинальным. Подробности – в обзоре от Валерия Лисицкого.

«Ре-цикл» — это маленький шедевр со смыслом. В нем есть нечто от «Клетки» голливудского визионера Тархема Синга, включая даже своеобразную визуальную цитату. Где-то «Ре-цикл» перекликается с вышедшим в том же году «Сайлент Хиллом». Можно предположить, что и Кристофер Нолан позаимствовал кое-какие идеи для воплощения мира снов в своем «Начале» именно из этого фильма. Подробности — в обзоре от Алексея Абросимова.

«Дом» — кино прямиком из эпохи 80-х, теплой, ламповой и уютной. Время, когда фильмы становились нестареющей классикой, и касалось это даже работ, изначально позиционирующихся как дешевый третьесортный треш. Эра устрашающего грима и аниматроники, десятилетие, в котором ужасы рука об руку шли с комедией, порождая забавных гомункулов. В «Доме», который поставил Стив Майнер, страшное тоже соседствует со смешным, но не скатывается в балаган и китч, а наоборот — умело балансирует на стыке двух жанров. Обзор фильма подготовил Алексей Аброосимов.

«Замок крови» — фантазия на тему сюжетов Эдгара По, где сам писатель выведен в качестве рассказчика. На стилистику этого черно-белого фильма оказала безусловное влияние классическая серия хорроров студии «Юниверсал», а через нее и так называемый французский авангард 1920-х годов. Импрессионистская тяга к визуальной выразительности сцен, экспрессионистская атмосфера чего-то зловещего, ненормального, что буквально вторгается в жизнь живых... Подробности — в обзоре от Андрея Волкова.

«Чердак» – фильм, который бесполезно хвалить за атмосферу или эффективные «жуткие» сцены. Фильм, который бесполезно ругать за провисающий темп, бессвязный сценарий и отсутствующую (даже по японским меркам) актерскую игру. Он отказывается раскладываться на элементы. Его нужно рискнуть и посмотреть. Либо зритель поддастся настроению и, возможно, даже уловит некий смысл, либо выключит его, не выдержав и часа. Подробности — в обзоре от Игоря Евдокимова.

Пол Нэши – фигура в Испании культовая, его даже называют испанским Кристофером Ли. Его «Инквизиция» вполне достойна внимания даже современного зрителя: фильм ужасов с дьяволом и обнаженными женщинами, красиво снятый и интересно рассказанный – что еще нужно, чтобы скоротать вечер? Сюжет успевает вместить не только ведьм и пытки, но и любовные линии, интриги власть предержащих и даже некоторое количество до умиления прогрессивных речей местного ученого. Обзор подготовил Василий Рузаков.

Классика бывает разная. Вечнозеленая, как «Дракула» с Белой Лугоши, почтенная, вроде Тарковского или Куросавы. А бывает классика стыдливая, на которой надписали «классика» и задвинули в дальний угол, как бабушку-маразматичку, которая в силу возраста, вроде, и достойна уважения, но может и брякнуть что-нибудь невпопад. «Три шага в бреду» – как раз этот случай. С другой стороны, Эдгар По – сам по себе довольно сложный для передачи автор, а обзор фильма подготовил Василий Рузаков.

Имя Эдгара Аллана По сейчас знакомо едва ли не каждому человеку. По крайней мере любой, так или иначе имеющий отношение к темной литературе, читал хотя бы один рассказ из его богатейшего наследия. А уж сколько картин вдохновил основоположник хоррора и триллера – не счесть. Некоторые из них сейчас уже забыты, но многие с полным правом могут быть причислены к классике. Такие, к примеру, как «Инквизитор: Колодец и маятник», обзор которого подготовил Валерий Лисицкий.

«Черная кошка» Луиджи Коцци не является экранизацией знаменитого рассказа Эдгара По. Дело в том, что название ленте Коцци дал вынужденно, когда продюсеры уже купили права на постановку фильмов по произведениям американского классика. На зрителей США фильм режиссера и рассчитан, что прекрасно видно по англоязычному псевдониму Коцци и известным американским актерам Брэтту Хэлси и Кэролайн Манро. Подробности — в обзоре от Андрея Волкова.

Возможно, «Хирург» – это лучшее достижение режиссера Карла Шенкеля в темном жанре. Его герой изобрел сыворотку для регенерации клеток, благодаря чему может быстро выздоравливать после самых тяжелых ранений. Главное в фильме – экшен в формате нон стоп. Кому-то «Хирург» понравится даже больше, чем «Дантист» Брайана Юзны, поскольку лишен натурализма и размеренного, неторопливого действия. Подробности – в рецензии Андрея Волкова.

Культовая фигура немецкого андеграундного хоррора Андреас Шнаас восхищал одних и ужасал других своей неистребимой тягой к насилию. «Никос» практически идеален для малобюджетного хоррора. Его непременно стоит посмотреть всем поклонникам треша, слэшеров и просто интересной жанровой продукции из серии direct to video. После художественного успеха «Демониума», Андреас не уронил планку, хотя и снял фильм в совершенно другом ключе. Обзор фильма подготовил Андрей Волков.

Из США в Австрию прибывает молодой человек, желающий поближе познакомиться с наследием своей семьи. По его словам, он лишь в общих чертах представляет, кем был его знаменитый предок, некий барон, прославившийся своей звериной жестокостью. На деле же юный Питер Кляйст, очевидно, знает о своей семье куда больше... «Камера пыток» Марио Бавы – фильм для этого режиссера довольно нетипичный, снятый на стыке многих жанров. Обзор фильма подготовил Валерий Лисицкий.

19 июля 2019 года не стало Рутгера Хауэра — попутчика, с которым вам точно не по пути, бомжа с дробовиком, и, конечно же, репликанта «Nexus-6» Роя. Самое время почтить память великого актера, вспомнив какую-нибудь не самую заметную роль из его обширной фильмографии. Например, роль писателя-патологоанатома Уильяма Палмера из фильма «Собиратель костей». Тем более что тема пыток там раскрыта ярко и достаточно оригинально. Обзор подготовил Сергей Рябых.

В провинциальный город в надежде на тихую спокойную жизнь приезжает Анри Ферре, доктор из Парижа. Но в городке царит насилие, и многие жители заводят собак для охраны. Но и это не спасает: новой угрозой становятся собаки, а их обладатели получают власть над теми, кто не обзавелся четвероногим питомцем. За всем этим стоит Морель, хозяин питомника, поставляющий собак горожанам. В итоге доктор начинает собственное расследование. Подробности — в обзоре фильма «Собаки» от Ирины Беловой.

«Атомного пса», пусть он и «обманывает» зрителя, лишь притворяясь фильмом ужасов, можно смело рекомендовать всем, кто ищет в темном кинематографе нечто большее, чем возможность полюбоваться на кроваво-кишечную массу. Умный и неоднозначный фильм, пусть и неверно позиционируемый его создателями, он все равно не оставит равнодушным никого из киноманов. Или, по крайней мере, тех из них, кто готов сопереживать борющемуся за свое счастье псу-мутанту. Подробности — в обзоре Валерия Лисицкого.

Предпоследняя работа Уильяма Гёрдлера «День животных» – катастрофа, приключение и зоохоррор в одном флаконе, которая наверняка запомнится зрителю. Ударной, хотя и сложно реализуемой идеей стала отправка людей не только в пасть гризли, как это было в работе Гёрдлера 1976 года, но и волка, пумы, ястреба, крысы, змеи, собаки, паука и других братьев наших меньших. Так публика получила с десяток энимал-жутиков в рамках одной картины, а также весьма удачные аллюзии на другие фильмы ужасов.

«Дикие звери» и по сей день не потеряли те качества, которые позволяют хоррору вызывать ночные кошмары. Автор не занимается обличением людей, опять сливших отходы в канализацию — скорее, его увлекает само безумие. Животные без причин нападают на жителей города, дети, отведав отравленной воды, вооружившись ножами, убивают взрослых. Сцены расправ сняты словно камерой хроникера, стремящегося ничего не упустить.

Николай Чирук в своем единственном полнометражном фильме «Ваши пальцы пахнут ладаном» сумел показать жизнь страны в начале 90-х через призму абсурда и сюрреализма. Впрочем, абсурдом многое кажется уже сейчас, по прошествии многих лет, а в то время это была обыденность, но гротеск, юмор и сарказм режиссера показали нам ту жизнь как в кривом зеркале, гиперболизировав всю царившую в стране бесовщину. Обзор редкого для российского кино примера черной комедии подготовила Ирина Белова.