DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

34. Финал. Отзывы Александра Мазина

Александр Мазин

Представитель редакции Астрель-СПб (АСТ). Писатель, редактор. Лауреат премии Басткон. Автор циклов «Инквизитор», «Викинг», «Варяг» и многих других.


Выбирать было трудно. Все рассказы хороши. Мне пришлось прибегнуть в арифметике, введя оценочные критерии.

В градации «язык» я учитывал образный ряд, тонкость психологической проработки и собственно богатство языка.

В градации «сюжет» в первую очередь – финал, проработанность героев, разнообразие и обоснованность поворотов и т.д..

В градации «новизна» не только незаезженность самой идеи, но и насколько умело и оригинально она реализована. Оценивал либо «0», либо «1».

В градации «соответствие жанру» - насколько умело (не важно, сознательно или нет) автор воздействует на эмоции читателя. Например, если героя выслеживает тигр, нападает на него, убивает и ест (процесс в подробностях), я ставил «0», а если герой с семьей знает, что на них может напасть тигр, надеется, что тигр не нападет, а тигр все-таки нападает, убивает жену, нападает на героя и тот в последний момент думает: хорошо бы он убил и ребенка, потому что если тот останется в джунглях один, то это будет намного хуже… Тогда «1».

Но выбор все равно оставался непростым.

Ниже – мои комментарии к каждому из рассказов и пожелания авторам, ибо нет предела совершенству.

Гости

Неплохой язык, хорошая история. Настоящий ужастик, где страх, порожденный типичным «в шкафу что-то страшное…» порождает страх неизвестности, перетекающий в страх отчаяния, страх необратимого. И при этом никакой расчлененки и примитивных пугалок. Минусы: противный ребенок второй семьи как-то уж очень противен в восприятии героя. С этим стоило бы поиграть, покрутить, ведь фактически это и есть Выбор Героя. Есть или не есть.  И еще кое-где подзатянуто. Ну и выход на время и цикличности истории – это решение вполне логичное. И типичное, к сожалению. Можно было сделать поинтереснее и оригинальнее.

Язык – 3, сюжет – 4, соответствие жанру – 1, новизна - 0.

Десятый вал

Что у автора получилось – это хаос. Несвязные видения, тонущие во множестве бытовых подробностей. Если в рассказе и есть ужас, то это ужас от ощущения бренности бытия в сознании героя. Совсем другой жанр. Безусловный плюс – это язык. Образный ряд, тонкие психологические нюансы. Минус: попытка использовать для усиления чужие образы: Цоя, Айвазовского. Минус не в самом использовании, а в том, что им предназначена роль обойных гвоздиков, фиксирующих полотно повествования. Вот только полотно слишком ветхое. Математика Хаоса куда сложнее классической.

Язык – 4, сюжет – 3, новизна – 0, соответствие жанру - 0.

Красная паутина

Отличная история. Не ужастик, к сожалению. Для ужастика не хватает эволюции персонажа. А в том, что нехорошие дядьки выдавили друг из друга говно, выражаясь живым языком автора, ничего страшного нет. Бояться можно за героя. За то, что герой превращается в монстра (это и есть эволюция персонажа), за его жертв… В данном тексте ничего подобного не случилось. Но если рассматривать рассказ как начало некоего фантастического триллера, то вполне приличное начало. И рекомендация персонально автору: говно воняет. И у крови тоже специфический запах. И у страха. Но в этом тексте запахов нет. Только звуки и картинки. Большой минус для того, кто хочет пугать читателя.

Язык – 4, сюжет – 4, новизна – 1, соответствие жанру - 0.

Морские пейзажи

Рассказ хорош. Долгое начало, педантично повышающее градус напряжения. Сквозная нить - некий сборник страшных рассказов. Нельзя сказать, что идея новая, но уж точно не заезженная, а главное – очень толково использованная автором. Затем трансформация напряжения в безумие, которое взрывается катастрофой. Погибших, вроде, немного, но разрыв реальности свершился и обратной дороги нет. Вдобавок отличный язык, оригинальная стилистика. Отличный образчик литературы. Не стану утверждать, что литературы ужасов, но рассказ безусловно примечательный.

Язык – 5, сюжет – 5, соответствие жанру – 0, новизна - 1.

На ногах

Отличная история. Яркая, детализированная, достоверная, с продуманной психологией, с живыми персонажами и постепенной трансформацией реальности фантастической в реальность чудовищную. Настоящий ужастик. А еще мне очень понравился целитель. Очень коротко и очень ярко представленный персонаж.

Язык – 4, Сюжет – 5, соответствие жанру – 1, новизна - 1.

О вас лишь радуюсь

Ужастиком я бы это не назвал. Типичное альтернативное фэнтези. Язык сильный, сочный, богатый деталями, образами. Псоглавцы восхитительные. Альтернативный разум. Подобное подобным. Такой богатый по возможностям мир. Так что рассказ хорош. Если бы не финал, был бы вообще замечательный текст. Но финал огорчил. Возвращение к язычеству монаха-схимника. Не верю. Такой поворот надо обосновать очень серьезно. Почему у него вдруг отняли Веру? Одного только закрытия схимы недостаточно. Тоже возможно. Если веры в нем и не было. Так-то ход неплох. Верующие чудовища и неверующий монах. Но тогда что защищало его раньше? Если он так легко поддался искушению? Возможно, финал искусственный, потому что автор был ограничен в объеме. Тогда еще не все потеряно.

Язык – 5, сюжет - 4, новизна – 1 соответствие жанру - 0.

Огонёк

Логики в этой истории нет. Все построено на желании и ощущениях. В точном соответствии с содержанием. Фантазия свободно соединяет оборванные концы сюжетов, и смысл не важен. Но все же хотелось бы смысла. Хотелось бы чего-то большего, чем «Так не стало моей первой любви» и «Любой мир не так уж и хорош, если в нём нет родителей». Не едва намеченных ассоциаций, а понимания, смысла значимых деталей. Ведь плоды похожи на авокадо не просто так.

Язык – 5, сюжет – 2 новизна – 1 соответствие жанру - 1.

Поклонись

Неплохая фантастика. Богатый образный язык. Интересен и сленг, который придумал автор. Яркий харизматичный безумный герой. Первая половина истории откровенно хороша. Дальше – хуже. А появление рыбобога – уже заезженный штамп. Кто только не развлекался на эту тему. Вот только до Босха авторский ряд ужасов к сожалению не дотягивает. И очень жаль, что изрядная фантазия автора свернула на эту заезженную дорогу. Был бы финал на уровне начала. Был бы шедевр.

Птица вещая

Неплохой язык, отличное загадочное начало, неплохая идея с весьма неожиданным разрешением (оказывается, свои годы можно менять на обнуление чужих) и роскошные гарпии-кукушки… И тут все заканчивается. Протыкание ушей, собирание перьев и «возвращение к истокам». Неплохой сюжет для российского фестивального фильма со смакованием бытовых ужасов. Вот только зачем кукушка? Зачем вся эта мистика? Реальность в рассказе достаточно страшна сама по себе. Намного страшнее «кукушек». Ровно до того места, когда оказывается, что герой стал «ответственным и ценным кадром».

Язык - 4, Сюжет – 3 соответствие жанру – 0, новизна - 1.

Санта Муэрте

Отличная история. Есть экзотика, есть культ смерти, причем достаточно оригинальный. Есть герой, за которого переживаешь, и тоже со своей историей. Язык, драматургия, сюжетная развязка. Все на уровне. Неплохой ужастик получился. И даже отрезание-отрубание не раздражает, потому что замотивировано и осмысленно.

Язык – 4, Сюжет – 5, новизна – 1, соответствие жанру – 1.

Странные вещи с вершины горы

Назвать это ужастиком я бы не рискнул. Но это безусловно отличный фантастический рассказ. Интригует с самого начала и держит внимание до последней фразы.

Язык – 4, сюжет – 5, новизна – 1, соответствие жанру – 0.

Черная аркада

Первая половина текста – очень милая история с симпатичными героями. Налет романтики. Чуть-чуть загадочности. Даже легкая тень эротики… Потом еще более милый дедушка, неожиданно оказавшийся сумасшедшим нейрохирургом-любителем. И тут, несмотря на коробки от яиц, вся логика и достоверность куда-то исчезают. И ладно бы только из биолого-технической части. Допустим, это условность. Как в кино. Но то, что неглупая вроде бы дама вдруг становится доверчивой идиоткой... Может, стоило намекнуть, что в дурманном чае имелся еще один компонент. Отключатель критического мышления с задержкой в двенадцать часов? А как хорошо начиналось. Какой славный язык, сленг, какое живое дыхание героев… Ну хоть бы мотивировали как-то. Допустим, героиня трижды участвовала в финансовых пирамидах или дважды сообщила «сотруднику сбербанка» данные карты. Включение «внезапного дебила» при виде бежевого пальто...

Язык – 4, сюжет – 2, новизна – 1 соответствие жанру - 0.

Юрка

Жестокий рассказ. Очень реалистичный. Жуть, безысходность и финал в тему. Хуже, чем просто смерть. Хуже, чем жизнь калекой… В общем, молодец автор. Чего в тексте нет, так это надежды. А ведь надежда – важнейший инструмент суровых историй. И сопереживание увеличивает, и ужас усугубляет, когда оказывается, что надежда – ложная. И еще один минус, к сожалению, само проклятие. Как общее объяснение всех обрушившихся на героя бед, мерзости его бытия и мерзости самого героя. Потому что если обойтись без него и выстроить ту же цепочку, но уже без мистики, было бы куда круче. Вот тогда и Большая Проза могла получиться.

Язык – 4, сюжет – 4 соответствие жанру – 1 новизна – 0.

Комментариев: 6 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 3 Дмитрий Костюкевич 25-12-2021 07:38

    Спасибо за отзывы!

    Учитываю...
  • 6 Герпес Лавкрафта 25-12-2021 00:51

    Спасибо за отзывы!

    Учитываю...