DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Анатомия творца

Час волка / Vargtimmen

Швеция, 1968

Жанр: хоррор, драма

Режиссер: Ингмар Бергман

Сценарий: Ингмар Бергман

В ролях: Макс фон Сюдов, Лив Ульман, Ингрид Тулин, Гертруд Фрид

Похожие фильмы:

  • «Персона» (1966)
  • «Игры разума» (2001)

Чужая душа – потемки. Особенно у творческой личности, обуреваемой музой и демоном, которые зачастую одна и та же сущность. Кто ведет руку художника? Божье провидение или сатанинская блажь? Впрочем, какая разница, если в итоге рождается шедевр? Пусть даже ценой разума творца…

«Час волка» – хоррор? Спорное определение, просто потому, что это картина Ингмара Бергмана, режиссера, далекого от жанрового кино, по крайней мере, для массовой аудитории. Великий швед верен себе и снимает эстетическую артхаусную картину, в которой ужасы – необходимые композиционные элементы, визуализирующие помутнение рассудка. Ведь что, как кажется, делает Бергман? Ставит диагноз, но не обществу, а конкретной личности, в свою очередь изучающей общество, которого нет. В первом приближении происходящее на экране выглядит именно так, но самом деле в «Часе волка» все намного сложнее, нежели в тривиальной истории помешательства.

Фильм начинается с монолога супруги художника, сдержанного и грустного, постфактум неких страшных событий, которые предстоит увидеть зрителю. Открывающая сцена сразу же задает и тему любви, ибо по словам и эмоциям женщины видно, что какими бы ужасными ни были деяния мужа, душой она по-прежнему с ним. Сильные чувства побеждают все, хотим мы того или нет, и они не спешат покидать нас даже с уходом объекта обожания. Хотя можно ли однозначно считать «уходом» гибель физической оболочки? А может, и смерть – всего лишь стереотипная иллюзия? Такие вопросы может задавать себе зритель уже в первые пять минут просмотра, а кино ведь еще только начинается…

Фактически к приземленной реальности относится лишь экспозиция «Часа волка». Есть упомянутая семейная пара, которая переехала жить в уединенный дом на острове. Кажется, что это добровольное отрешение от мира в силу природной замкнутости персонажей, но на самом деле художник прибыл сюда неспроста. Ведь здесь же расположен замок некой богатой семьи, к которой творец имел скабрезное отношение. У него была замужняя любовница, и адюльтер ничем хорошим не закончился. Безрадостные события произошли много лет назад, и что же теперь может связывать гения с родней бывшей возлюбленной? Вот все сведения о сюжете, которые можно отнести к мирским делам героев, ибо все остальное, что будет происходить, лежит за пределами рационального восприятия.

Сумрак разума рождает чудовищ, настолько ослепительно-кошмарных, что художник осязает их душой и телом, может бить их, убивать и тут же встречать новых. Для Творца его внутренний мир и есть объективная реальность, неотличимая от бытовой суеты. Поэтому, когда главной герой с особой жестокостью умерщвляет навязчивого призрака, он верит, что действительно совершил страшное преступление, страдает и раскаивается. Иллюзорный половой контакт для него – это яркое переживание, будь то его старая возлюбленная или похотливая старуха, пытающаяся его соблазнить. Демоны меняют лица, иногда путем буквального сдирания их с себя, а Творец, впадая в дикий ужас, продолжает жить, принимая окружающую фантасмагорию за непреодолимое бытие, в котором обитают и все остальные люди. Реальность – это лишь то, во что мы верим сами, и нет никакой объективной истины бренного мира.

У «Часа волка» действительно много внешних хоррор-атрибутов. Бесчисленные зловещие образы (не)нормальных людей, преследующих героя, атмосфера животного страха, сюрреалистический визуал, превращающий параноидальный триллер в мистический фильм ужасов. Если представить, что у многих талантливых людей подобное происходит в голове, невольно захочется обходить их стороной за километр.

Но глобально Бергман говорит о потаенных мыслях и видениях многих из нас, которые мы тщательно скрываем, боясь прослыть сумасшедшими. Подобная утайка зачастую происходит неосознанно, когда человек, всецело погруженный в насущные заботы, даже и не пытается анализировать свою внутреннюю вселенную, сразу же пресекая любые игры разума. А глубоко творческие индивидуумы эти игры педалируют, открыто позволяют им влиять на собственные внешние действия, которые либо делают мир лучше, либо разрушают его. Отсюда безумие – это неспособность держать в себе внутренние порывы, а значит, уникальный талант, порождающий шедевры, – это тоже форма безумия. И горе самым близким людям Творца, ежедневно испытывающим на себе его дар. Ибо только великая любовь позволит им сосуществовать вместе.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Чубуков 20-02-2020 23:27

    Один из самых любимых фильмов. Люблю его за атмосферу, которая не типична ни для арт-хауса, ни для хоррора. Собственно хоррора в фильме почти и нет. Самый жуткий эпизод - в котором на художника нападает мальчик-демон. Особенность эпизода в том, что вся жуть нагнетается в нём при ярком солнечном свете, и этот свет, действительно, становится органичной частью обстановки кошмара. Припоминаю, что такой приём - нагнетание жути под ярким солнцем - видел ещё у Линча, где-то в "Твин Пиксе" (а Линч, кстати, называл "Час волка" в числе своих любимых фильмов). Больше не могу вспомнить - делал ли такое ещё кто-нибудь из режиссёров?

    Учитываю...
    • 2 Eucalypt 21-02-2020 10:36

      Передонов, ну, собственно, Аристер в "Солнцестоянии".

      Учитываю...