DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

КУКЛА. ЗАРОЖДЕНИЕ ЗЛА

Черная живопись дома Франсиско Гойи

Творчество знаменитого испанского художника Франсиско Гойи по сей день поражает воображение ценителей искусства. Его по праву считают основоположником современного стиля живописи, создававшим картины, полные как романтизма старой школы, так и реализма модерна. Но больше всего впечатляет его способность достоверно изображать безумие, мрачные и пугающие сюжеты. Наибольшую известность в этом художнику принесла серия так называемых «Черных картин» — фресок, написанных на стенах его собственного дома. Что побудило Гойю создать их и что скрывается за каждой из фресок — об этом поговорим в нашей статье.

Поместье Кинто дель Сордо, 1900 год

«Дом глухого» и история «Черных картин»

Свою серию картин Гойя писал в промежуток с 1819 по 1823 год. Все началось сразу после того, как в 1819 году он переехал из Мадрида в поместье Кинто дель Сордо (Quinta del Sordo). Название переводится как «Дом глухого», ведь Гойя сам страдал глухотой, как и предыдущий владелец поместья.

Поселившись в уединении на природе, пожилой художник рассчитывал обрести покой. В то время ему было семьдесят три года, и жизнь его складывалась не лучшим образом: тяжелая болезнь и наступившая глухота, смерть жены и детей, скандал вокруг его романа с молодой замужней Леокадией де Вейс. Все эти события оставили тяжелые отпечатки на психике Гойи. К ним также добавилась нестабильная политическая обстановка в стране и депрессия художника на фоне старения и болезни.

В попытках справиться с душевной болью Гойя рисует серию фресок прямо на стенах своего нового дома. «Черными» или «мрачными» их назвали за темную палитру цветов и пугающее настроение. В основном сюжеты картин — это жуткие фантазии художника, но есть и полотна, посвященные мифологии и библейским темам. «Черные картины» передают одиночество, уныние, тяжелые переживания и вызывают жуткие ассоциации.

Гойа расположил свои работы на двух этажах «Дома глухого». Всего фресок было четырнадцать: семь на первом этаже и семь на втором. Считается, что на втором этаже была еще одна фреска, но впоследствии ее так и не нашли. Расположение их известно благодаря фотографиям Жана Лорана, сделанным в 1874 году, чтобы сохранить произведения искусства для потомков.

«Сатурн, пожирающий своего сына»

Пожалуй, самой жуткой и самой известной фреской цикла «черной живописи» является «Сатурн, пожирающий своего сына». Она иллюстрирует миф о римском боге Сатурне, который в страхе быть свергнутым собственными детьми поедает их сразу после рождения. Главный герой картины поразительно ужасен, а сам акт каннибализма у Гойи изображен жутким и диким. Еще большего ужаса автор достигает с помощью техники письма небрежными крупными мазками — возникает почти физически неприятное ощущение от картины. Подобный реалистичный и отталкивающий стиль будет использован во всех фресках.

Настолько мрачные тона и тематика безумия старика перекликаются с жизнью самого художника. Некоторые считают, что Гойя сравнивает себя с римским богом и что это метафора вечной борьбы отцов и детей. Кроме того, у него самого умерло несколько детей, лишь один из восьми остался в живых. Другие же исследователи полагают, что художник изобразил саму жизнь, беспощадно поглощающую человека во тьму. То же самое она сделала и с известным художником. Возможно, Гойя также хотел передать в картине символику войны и плачевной ситуации в стране.

«Атропа» («Мойры»)

Картина символизирует власть высших сил над жизнью человека. На ней изображены парящие в небе ужасающие греческие богини судьбы Мойры. Их возглавляет Атропа — богиня смерти, которая держит в руках ножницы для прерывания нити жизни. Рядом располагается Клото с прялкой — прообразом жизни и Лахесис с зеркалом времени, отмеряя длину жизни. Четвертая фигура на картине, с завязанными руками, обращенная к зрителю, — человек, чью судьбу решают богини.

«Поединок на дубинах»

Эта мрачная фреска предположительно рассказывает библейский сюжет. На ней изображены братья Каин и Авель, ведущие борьбу. Как и в Библии, они стоят по колено в траве (хлебах).

«Паломничество к источнику Сан-Исидро»

Критики утверждают, что картина рассказывает о нравах Испании того времени, высмеивая их. На фреске присутствует пьяная толпа паломников, очевидно далеких от религии, но принимающих участие в процессии. Эти люди собираются для того, чтобы выпить и повеселиться, прикрываясь религиозными мотивами и фальшивой серьезностью. И только монах наблюдает за происходящими событиями со скорбью, но ничего не может изменить.

«Собака»

Эту фреску считают незавершенной, а определить намерения художника относительно сюжета сложно. На ней изображена голова собаки, которая либо выныривает из темной воды, либо выглядывает из-за склона. Над собакой располагается пустое пространство. Возможно, собака — это сам Гойя, уставший и одинокий, выбирающийся из грязи и тьмы и стремящийся в сторону неба и света.

«Донья Леокадия Соррилья»

Героиня картины — любовница Гойи Леокадия. Она изображена рядом с надгробием, а лицо ее сокрыто траурной вуалью. Это можно расценивать как намек на то, что она находится в ожидании смерти своего законного супруга и долгожданного официального воссоединения с художником.

«Асмодей, или Фантастическое видение»

Асмодей — демон, который упоминается в греческом мифе о Прометее, в котором Афина проносит его над Кавказскими горами. На картине мужчина и женщина парят над ландшафтом с горой, похожей на Гибралтар, они оба напуганы. Под ними располагаются французские солдаты, целящиеся в идущих в сторону гор людей. По всей видимости, это беженцы, бегущие от последствий наполеоновской войны. Как полагают исследователи, этой картиной художник хотел передать весь ужас вооруженных конфликтов.

«Юдифь, отрубающая голову Олоферну»

Юдифь на этой картине символизирует власть женщин над мужчинами. Скорее всего, это проекция отношений самого Гойи с молодой любовницей — его беспокоила старость и потеря сил на фоне жизнерадостной девушки.

«Два старика»

На этой фреске изображены два старика. Судя по всему, один из них — прообраз самого оглохшего и депрессивного художника. Второй — его внутренний вдохновитель и демон, кричащий на ухо, чтобы тот его точно услышал.

«Две старухи, едящие из общей посуды»

Эта фреска изображает двух старух, сидящих за столом перед тарелкой. Обе они указывают пальцем на что-то, расположенное за пределами картины. Исследователи считают, что они напоминают самому Гойе о том, что он смертен и слаб.

«Шабаш ведьм»

Гойя и раньше обращался к теме суеверий и колдовства. Темная, жуткая и тревожная картина — сатирическое изображение художником человеческой глупости, неразумности и необразованности. С политической точки зрения она является выступлением против тогдашней власти, как считают искусствоведы.

«Прогулка инквизиции»

Как часто бывает на фресках Гойи, композиция картины здесь смещена. В нижнем углу находится группа людей во главе с инквизитором. Остальная часть картины — темный горный пейзаж с плохо очерченными фигурами.

«Читающие»

Изображенные на картине мужчины внимательно слушают человека, который читает газету. Они напоминают образы политиков, которые изучают статью на собрании, вместо работы.

«Смеющиеся женщины»

Картина является своеобразной трактовкой «Читающих». Обе они располагались в доме Гойи рядом и составляли некий диптих, как стилистически, так и образно. На ней изображены две женщины и мужчина. Последний, судя по выражению лица, удовлетворяет себя, а женщины посмеиваются над ним. Исследователи утверждают, что эти образы рассказывают о политических собраниях, которые не приносят пользы, а лишь развлекают людей.

Автопортрет Франсиско Гойи, 1824 год

«Черные картины» Гойи — своего рода зашифрованные послания. Кто-то из исследователей творчества художника считает, что фрески нельзя никак трактовать, кто-то склонен сравнивать их с пророчествами, а кто-то лишь с выражением больного рассудка старика. Некоторые вообще полагают, что автором картин был кто-то другой.

Интересно, что Гойя никак не называл свои работы. Лишь в 1828 году их каталогизировал его друг, испанский художник Антонио Бругада, самостоятельно дав каждой из них название. Сами фрески переносились на холст с 1874 года. Сохранившиеся картины с тех пор находятся в Музее Прадо в Мадриде.

Что бы Франсиско Гойя ни хотел на самом деле передать своими работами, он оставил неизгладимый след в мире искусства. Его стиль сильно повлиял на становление экспрессионизма и сюрреализма в живописи. А воздействие его мрачных картин на зрителя оказалось колоссальным. Созданные им жуткие и пугающие образы вызывают противоречивые эмоции, от полного отвращения и ужаса до восхищения уродливым и отталкивающим искусством.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 German Shenderov 20-08-2023 18:01

    Месяц назад видел эту красоту вживую. Незабываемое впечатление.

    Учитываю...