Спасительница / Saint Maud
Великобритания, 2019
Жанр: драма, ужасы
Режиссер: Роуз Гласс
Сценарий: Роуз Гласс
В ролях: Морфидд Кларк, Дженнифер Эль, Лили Фрайзер, Тёрло Конвери, Маркус Хаттон, Карл Прекопп и др.
Похожие фильмы:
- «Мэй» (2002)
- «Февраль» (2015)
Мод, юная медсестра, после несчастного случая вынуждена уйти из больницы и искать частную практику. Трагедия на работе сподвигла девушку на путь искупления грехов: душой она устремилась к Господу и, порой ей кажется, что она слышит его голос. Мод становится сиделкой смертельно больной танцовщицы (Дженнифер Эль). Подопечная Мод, Аманда Кёль, находит отдушину в сигаретах, алкоголе и сексе за деньги. Ее одолевает предсмертная тоска. Мод видит в ней заблудшую душу, нуждающуюся в спасении. Паллиативная помощь немощной женщине становится целью Мод, но она продолжает считать, что Господь приготовил ей судьбу более грандиозную, чем просто уход за неизлечимо больной.
Фильм дебютантки Роуз Гласс, который в оригинале называется «Святая Мод», был снят еще в 2019 году и успел поучаствовать в ряде фестивалей, после чего его коснулось пандемическое прокатное проклятье. Наконец, под знаменами студии А24, которая славится работами Роберта Эггерса и Ари Астера, лента стала доступна массовому зрителю. И в 2021 году фильм уже успел обзавестись множеством номинаций, включая «лучший дебют» (BAFTA). До этого британская постановщица снимала только короткометражные ленты.
Роуз Гласс не скупится на элементы боди-хоррора: она щедра на демонстрацию боли и страданий, которые героиня причиняет себе. Картина пестрит религиозным самоистязанием за, как кажется Мод, провинности: она готова подставить плоть раскаленной плите или пройтись в кедах, в которые до этого поместила гвозди. Вообще в «Спасительнице» много осязаемой телесности как метафоры религиозного экстаза: Мод говорит своей подопечной, что ощущает Бога не только душой, но и телом. Роуз Гласс, как и многие творцы до нее, исследует женскую телесность, замкнутость внутри собственной плоти; сексуальность, смешанную с самоистязаниями, а актриса Морфидд Кларк («Алиенист», «Дракула») виртуозно управляет своим гуттаперчевым телом и мимикой. За наслаждения Мод наказывает себя болью, ведь другого выхода она не ведает. Поклонение Мод внутреннему Господу не знает границ — она единоличная участница культа, который дарует ей спасительные убеждения в кризисный момент жизни.
Примерно на середине ленты Мод пытается вернуться к привычной жизни, временно отрешившись от священной ноши и будущего вознесения. Алкоголь и бесполезный секс эффекта не обеспечивают, плен психотравм и страданий не отпускает героиню. Она окончательно убеждается, что выбранный ею путь — единственно верный.
Из уст умирающей танцовщицы слетает фраза о том, что Мод — самый одинокий человек из тех, что ей довелось встретить. И тут стоит вспомнить талантливого режиссера Лаки МакКи, снявшего в далеком уже 2002 году фильм «Мэй», героиня которого всего лишь хотела спастись от одиночества и найти друга, что в итоге сподвигло ее на весьма эксцентричные решения. И, так же как Мэй, Мод действует столь же эксцентрично, чтобы не чувствовать себя одинокой, а религия становится для нее спасительным якорем. Она якобы ощущает Господа, силясь унять эпилептический приступ, а через очищающий, как ей кажется, селф-харм приближается к нему душой.
«Спасительница» наглядно дает понять, что дебютантка Роуз Гласс — уверенная представительница арт-хоррора. Она встает в один ряд с теми, кто находится в авангарде жанра. Замкнутый мир религиозного культа исследовал ранее Оз Перкинс в слоубернере «Февраль». Но Гласс, в отличие от него, на первый план выводит одиночество и самобичевания одной единственной героини, и все зло, что она творит с другими, является следствием внутренних противоречий и поглощающего ее темного безумия.
1 Сэрж 21-03-2021 20:12
Понравилось однозначно меньше той же "Реинкарнации" или "Ведьмы", но все равно дебют крайне достойный. Правда, хоррора в нем оказалось совсем мало.