DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Племя Луны против Дэвида Кроненберга

Ночной народец / Nightbreed

США, 1990

Жанр: ужасы, фэнтези

Режиссер: Клайв Баркер

Сценарий: Клайв Баркер

В ролях: Крэйг Шеффер, Даг Брэдли, Дэвид Кроненберг, Николас Винс, Саймон Бэмфорд

Похожие фильмы:

Обычный парень по имени Бун мучается кошмарами, в которых он предстает в виде безжалостного убийцы, и поэтому посещает психиатра. И вот однажды врач открывает ему, что чудовищные сны — это правда, а все его жертвы были убиты на самом деле, именно так, как и рассказывал Бун. Доктор дает пациенту время уладить свои дела, прежде чем сообщит в полицию — и так начинается путь, который приведет Буна в Мидиан, город, где живет Племя Луны.

«Ночной народ» — во многом уникальный фильм. Во-первых, автор книги и режиссер ее экранизации — одно и то же лицо, знаменитый Клайв Баркер, создатель «Восставших из ада». А во-вторых, создавая данное свое произведение, он довольно любопытным образом обыграл каноны сразу нескольких жанров.

Первый из парадоксов фильма состоит в том, что по сути это вообще не ужасы, а мрачное, эскапистское фэнтези. Ведь суть и нерв всего фильма — не в том, что в Мидиане живут чудовища, а в том, что только эти чудовища дали герою надежду на то, что его поймут и примут таким, какой он есть. Ну и второй, возможно, еще больший парадокс — что настоящими чудовищами в фильме оказались не монстры Мидиана, а люди. И речь идет даже не о психиатре, который оказывается маньяком, а об обычных людях, полицейских, которые фактически устраивают геноцид на кладбище — просто потому, что его обитатели отличаются от нас самих.

При этом в «Ночном народце» есть мощнейший метафорический слой, который работает именно потому, что не был самоцелью автора, а естественным образом вырос из самой истории. На наиболее очевидном уровне «дети Луны», обитатели Мидиана — это очевидная метафора любой группы «инаковых», которую угнетают за непохожесть на остальных. И здесь вполне можно вспомнить как расовые гонения, так и, например, преследования гомосексуалистов — памятуя о том, что и сам Баркер к ним относится. Можно, впрочем, и не приплетать подобные интерпретации, а вспомнить, что практически любой подросток на том или ином этапе чувствует себя чужим для окружающих — не меньше, чем пресловутые чудовища Мидиана.

Еще один, более глубокий уровень метафор — это мотив маски, который многократно обыгрывается в фильме. Деккер, психиатр, надевая маску, выпускает наружу свое истинное «я» — беспощадного убийцу. К слову сказать, играет его Дэвид Кроненберг — известнейший режиссер, начинавший с брутальных фильмов ужасов. Но и кандидаты в обитатели Мидиана тоже прячут в себе «зверя», потаенную сущность, которую должны показать, переходя в Племя Луны — об этом, в частности, упоминает Нарцисс в сцене в больнице. При этом Бун, главный герой фильма, бравирует своей «маской», звериной сущностью, перед Деккером, но боится показать ее Лори. Более того, ближе к финалу фильма мы встречаем еще один пример «маски» — священника, который обожает переодеваться в женское белье. Он тоже, в каком-то смысле, прячет свою истинную природу.

Впрочем, Клайва Баркера не зря называют визионером: одна из самых ярких черт его творчества — способность создавать образы, которые никогда не забудешь и не перепутаешь с чьими-то еще. Один раз увидев Пинхэда, предводителя сенобитов из «Восставших из ада», его уже нельзя забыть никогда. Кстати, Даг Брэдли, исполнитель этой роли, появляется и в «Ночном народце» — в роли Лайлесберга, предводителя обитателей Мидиана.

И вообще, здесь ничуть не меньше притягательных, необычных существ, хотя, как правило, и менее зловещих. Более того — Шунна Сасси, девушка с перьями, острыми как иглы и, казалось бы, не самая главная героиня, стала чем-то вроде неофициального секс-символа, что еще больше подчеркнуто в комиксах по мотивам фильма. Да и остальные персонажи производят не меньшее впечатление — свирепый Пелоквин со своими дредами: его, кстати, играет Оливер Паркер, игравший эпизодические роли в первых двух «Восставших из ада» (в первом фильме он — грузчик, помогающий семье Ларри с переездом, во втором — один из рабочих). Снималась в «Ночном народце» и еще парочка сенобитов: Николас Винс (Кински, с лицом в виде Полумесяца) — щелкающий зубами сенобит в первых двух «Восставших из ада», а Саймон Бэмфорд (Онхака, тощий житель Мидиана, сгоревший на солнце, когда полиция вытащила его на свет) — сыграл толстого демона, известного как «Масляный шар».

Миры, созданные Клайвом Баркером, если ими как следует проникнуться, потом долго не отпускают — ни зрителей, ни, тем более, тех, кто к ним оказался причастен. Так, упоминавшийся выше Николас Винс, начав карьеру сценариста комиксов, писал в том числе и для серий «Восставшие из ада» и «Ночной народец». А обычные зрители, едва услышав о том, что многие сцены оказались вырезаны, бомбили студию письмами, просьбами, вопросами — и, в отличие от поклонников безвременно закрытого «Светлячка», например — добились своего в прошлом году. На дисках вышла расширенная версии фильма, спустя почти четверть века после его создания. Добавилось примерно двадцать минут фильма — небольшие сцены, тут и там разбросанные по метражу. Некоторые из них все эти годы были настоящими легендами среди фанатов: например, очаровательный эпизод, в котором возлюбленная главного героя исполняет песню «Jonny Get Angry». Изменился и финал, став еще более логичным и впечатляющим.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)