DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

По следам «Хэллоуина»

В 1995 году начинающий кинематографист Стивен Мена приступил к работе над слэшером своей мечты. По замыслу автора этот фильм должен был исследовать процесс становления серийного убийцы в контексте противостояния травмирующего воспитания и природного начала в душе человека. В итоге создание картины растянулось на долгие восемь лет, и лишь в 2003 году миру был явлен «Злоумышленник», положивший начало маньячной трилогии.

«Злоумышленник», 2003

Стивен Кинг в своей книге «Пляска смерти» писал, что «любой, кто работает в жанре ужасов, имеет четкое — иногда даже болезненно развитое — представление о том, где кончаются социальные (или моральные, или психологические) рамки общепринятого и начинаются белые пятна табу». Там же он отмечал, что «хороший режиссер фильмов ужасов, если не хочет показаться нелепым, должен отчетливо представлять себе, где проходят границы табу и что находится по ту сторону».

Стивен Мена прекрасно понимал, что нарушает табу, демонстрируя в первых же кадрах своего кинодебюта истязания девочки-подростка на глазах 6-летнего ребенка. Несмотря на обращение к слэшеру — жанру в целом безвкусному, Мене хватило чувства меры, чтобы избежать кровавых подробностей, ограничившись истошными воплями и немного стыдливым затемнением кадра. Данному эпизоду далеко до вступительной сцены из драмы Агустина Вильяронги «В стеклянной клетке», но он все равно настраивает на нужный лад, сообщая зрителю, что здесь его ждет нечто по-настоящему жестокое.

Далее режиссер (он же сценарист, продюсер и композитор) переключается с пыточного хоррора на криминальную драму, нагнетая саспенс показом пустынных пейзажей под тревожную музыку, сыгранную на дешевом синтезаторе.

В центре повествования четверо бандитов, грабящих банк: молодой и неопытный Джулиан, его девушка Мэрилин, отчаянный Курт и матерый Макс. Последний только-только вышел из тюрьмы, поэтому Джулиан сомневается, не оплошает ли тот во второй раз. И не зря, так как Макс получает ранение, а затем все отправляются к заброшенному загородному дому, чтобы разделить добычу.

Первым туда прибывает Курт, по дороге взявший заложников: мать и ее малолетнюю дочь. Девочка сбегает, и преступник бросается вслед за ней... С этого момента к сценарию начинают появляться вопросы. Почему Курт преспокойно уходит из дома, оставляя там женщину? Ведь только что на его глазах другая заложница сумела удрать! Что мешает матери поступить так же?

Далее прибывший на место Джулиан не обнаруживает Курта и отправляется на его поиски. Где он собирается искать своего напарника, решительно непонятно: незнакомая местность, на дворе темная ночь, вокруг сплошные леса.

В какой-то момент на горизонте начинает маячить пресловутый убийца, которого все принимают за Курта из-за нелепого мешка на голове. Дырочки для глаз в импровизированной маске настолько узки, что непонятно, как маньяк вообще может что-то видеть, особенно в темноте. Это, впрочем, не мешает ему ловко, хоть и без особых изысков, расправляться с героями. Особо удачливым из них время от времени удается вырубить убийцу, но они никогда не доводят начатого до конца и каждый раз позволяют тому прийти в себя и снова начать преследование.

Что Стивену Мене действительно удалось, так это «логово зверя». Заброшенная скотобойня, которую облюбовал маньяк, полна мелких деталей, играющих на атмосферу: окровавленная ванна, грязные тряпки, липучки для мух и прочие интерьерные находки в стиле «Техасской резни бензопилой». Для съемок использовалась реальная скотобойня в Пенсильвании, построенная в 20-х годах прошлого века.

«Злоумышленник» ни в коей мере не является мета-хоррором: его персонажи ведут себя так, словно не смотрели ни одного фильма ужасов. Тем не менее в ленте хватает отсылок к классике жанра вроде «Сияния», «Ночи живых мертвецов» и «Пятницы 13-е — Часть 2». Однако главным источником вдохновения для Мены стал «Хэллоуин». Образ маньяка, саундтрек, обилие синего цвета, мизансцены, малое количество крови — все это вызывает в памяти шедевр Джона Карпентера, сходство с которым отмечали и многие западные рецензенты.

За свой дебют Стивен Мена получил премию Международного кинофестиваля Экспо в Лонг-Айленде в номинации «Лучший художественный фильм». Также он удостоился награды Нью-Йоркского фестиваля ужасов.

«Злоумышленник» — это оммаж классическим слэшерам, снятый за смешные $200 000, более половины из которых ушло на пост-продакшн. Несмотря на обманчиво жесткое вступление, сам фильм получился невинным и развлекательным. В нем нет истории становления серийного убийцы, которую Мена решил оставить на потом, а, следовательно, тема травматичного воспитания так и остается нераскрытой.

«Злоумышленник 2», 2010

Этот фильм, как и его предшественник, оказался долгостроем. Съемки приквела завершились осенью 2007 года, а его премьера состоялась лишь в 2010-м. На лонг-айлендском кинофестивале Экспо «Злоумышленник 2» удостоился сразу двух наград: за лучший художественный фильм и лучшую режиссуру. Картину отметили и на Нью-Йоркском фестивале хоррор-фильмов, где она победила в номинациях «Лучший режиссер» и «Лучшая операторская работа».

Бюджет достиг баснословных по сравнению с оригиналом $3,6 млн. Первоначальная версия «Злоумышленника 2» длилась около 3 часов. Впоследствии из нее были вырезаны наиболее кровавые сцены, что сократило хронометраж почти вдвое. Странное решение для слэшера, но режиссер посчитал, что настолько жестокий фильм вряд ли найдет отклик у широкой аудитории.

Как бы то ни было, в октябре 2018 года вышла режиссерская версия, включающая удаленные эпизоды, историю создания, комментарии и прочие бонусы.

Расширенный бюджет позволил Мене привлечь к работе именитых актеров. Прежде всего, звезду первого «Терминатора» Майкла Бина. Постаревший «Кайл Риз» выглядит уставшим и немного помятым. Быть может, причина в том, что Бин играет работящего, но неудачливого семьянина, и такое состояние обусловлено ролью... но, скорее всего, дело в самом актере, который еще в 2003 году сорвал съемки «Американца» Алексея Балабанова, благополучно уйдя в запой.

«Злоумышленник 2» — это одновременно история 16-летней Эллисон Миллер, переехавшей в сельскую глушь после смерти родителей, и предыстория маньяка из первого фильма.

Недалеко от нового дома Эллисон располагается та самая скотобойня, где проживает местный затворник Грэм Саттер. Несмотря на то, что в окрестностях годами пропадают девушки, никому и в голову не приходит проверить мрачного отшельника, и тот спокойно разъезжает по городу на своей черной ржавой машине, напоминающей катафалк.

Тем временем Эллисон пытается поладить со своей новой семьей. Это получается, и весьма успешно: тетя Карен и двоюродная сестра Венди души в ней не чают. Однако дядя Джонатан — собственно, и сыгранный Майклом Бином, — настроен менее радушно. Он полагает, что юной особе не следует проводить время с местным автомехаником Уильямом, с которым Эллисон познакомилась во время утренней пробежки. У последнего, между тем, хватает своих проблем, источником которых служит его отец-алкоголик, прикованный к инвалидному креслу...

Иными словами, на смену криминальной драме пришла семейная мелодрама — жанр, который гораздо больше располагает к рассуждениям о трудностях воспитания. Неудивительно, что в этом фильме Мена наконец-то начал раскрывать заявленную тему становления злодея, пусть и весьма тривиальными способами. Например, здесь присутствуют лекция, на которой преподаватель прямо задается вопросом, в какой степени личность формирует воспитательный процесс, а в какой — наследственность.

Сознательно или нет, Мена не предлагает зрителю самому порассуждать на эту тему. Режиссер дает однозначный ответ, который состоит в том, что именно воспитание определяет личные качества, а природное начало или генетика не играют здесь значимой роли. Более того, в интерпретации Мены воспитание, в особенности отцовское — это почти всегда травмирующий опыт, а в условиях, когда родитель прививает ребенку вроде бы полезные навыки, они, в конечном счете, оказываются ненужными. Ирония заключается в том, что в своем фильме Стивен Мена сам уподобляется деспотичному патеру (к слову, предстающему здесь в образе зловещего божества с бычьим черепом вместо головы), поскольку он не оставляет зрителю свободы выбора, диктуя ему собственную одностороннюю позицию.

Приквел даже визуально мало походит на первую часть. Ночную синеву сменило буйство ярких цветов: багровые тучи и болезненно-желтый подвал, бескрайнее голубое небо и столь же бескрайние изумрудные поля — кино буквально искрится всеми этими красками! Темно-красного тоже стало намного больше. Даже в обрезанной версии можно узреть ангелоподобный детский лик, обагряемый свежей кровью, и обезумевшую от боли женщину, подвешенную за ногу на гигантский крюк... Стоит признать, что режиссеру удалось добиться от своих актрис действительно правдоподобных и душераздирающих криков.

В отличие от оригинала, «Злоумышленник 2» вполне способен вызвать при просмотре некоторый дискомфорт. Этому слэшеру с претензией недостает психологической глубины «На цепи» Дженнифер Линч или сюжетных поворотов в духе «Порока» Билла Пэкстона, но у него, как и у всякого независимого проекта, определенно есть свой шарм.

«Злоумышленник 3: Убийца», 2018

После выхода второй части «Злоумышленника» прошло целых восемь лет, и, казалось бы, добавить к этой истории уже нечего. Однако у автора франшизы Стивена Мены было свое мнение на этот счет, и в октябре 2018 года состоялась премьера нового фильма серии.

Он начинается с финальных кадров первого «Злоумышленника», после которых нам показывают, что же случилось сразу после резни. Таким образом, триквел является прямым продолжением оригинала, построенным по тому же принципу, что и «Хэллоуин 2». Связи с творением Карпентера в этой части только усилились: теперь Мена чуть ли не покадрово цитирует самые знаковые эпизоды из жизни Майкла Майерса.

Действие фильма переместилось в пригород, потому что именно туда направился убийца, оставивший родную скотобойню. На сей раз в центре внимания 30-летние «подростки», которых маньяк совершенно неизобретательно убивает одного за другим. Также в сюжете наличествуют мама и бабушка убийцы, расследующий это дело агент ФБР с кучей помощников, маленькая девочка с матерью-домохозяйкой и отцом-трудоголиком... Персонажей в картине столько, что нет никакого смысла перечислять их всех, тем более что роль большинства из них сводится к тому, чтобы просто стать очередной жертвой.

Главная героиня учится в университете, играет на скрипке, снимает домик вместе с подругами и спасается от безвредного, но приставучего бывшего, которого застала с другой. А еще у нее живет роскошный жирный кот. Вот и весь «персонаж».

Стивен Мена избавился от налета концептуальности и снял простой и понятный молодежный слэшер, который имеет куда больше общего с оригиналом, чем приквел 2010 года. Его главная особенность в том, что действие происходит в 1999 году, и, надо сказать, режиссеру удалось неплохо выдержать дух времени. Фактически он снял фильм, который выглядит так, будто сделан еще в 90-е, а это, как минимум, любопытно.

Стоит отметить, что Мена в этот раз выступил не только сценаристом, продюсером, режиссером и композитором, но и оператором, а также монтажером!

«Злоумышленник 3» вышел в один год с нашумевшим ремейком «Хэллоуина» и, в отличие от него, явно наследовал фильмам классической линейки, снимавшимся в 90-е и нулевые годы. Хорошо это или плохо, но творение Стивена Мены оказалось настолько аутентичным, что тщательно воспроизвело и все те несуразности, которые были характерны для слэшеров того времени.

* * *

Назвать «Злоумышленников» полноценной трилогией сложно: очень уж разными получились эти три фильма. Франшизе недостает цельности, свежих идей и своеобразия, однако она интересна как состоявшаяся хоррор-серия, сделанная на голом энтузиазме чуть ли не одним-единственным человеком, посвятившем ей пятнадцать лет своей жизни.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)